"Игра - как средство развития самостоятельной, свободной личности ребёнка."
статья по теме

Щетинкина Юлия Анатольевна

Статья на тему:"Игра - как средство развития самостоятельной, свободной личности ребёнка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство развития самостоятельной, свободной  личности ребёнка.

Её Величество игра. Как она прекрасна, удивительна, непостижима...

К великому таинству игры пытаются приблизиться вот уже многие века литературоведы, фольклористы, философы, психологи, педагоги, юристы.

По мнению русского народа, эта дорога состоит из трех этапов — детства, взрослости и старости. Издавна в русской культуре детство рассматривалось, как время роста, чистоты, безмятежности. Детство — это время подготовки к жизни и... игры. Доказательством этому служит множество русских пословиц и поговорок:  «Старый спать, а молодой — играть», «Молод с игрушками, а стар с подушками».

       Интересно, оказывается, слово «играть», применительно к ребенку, означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это сохранилось в языке и современных детей. Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю», что по сути означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

        Наблюдения многих психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного», значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен.

Воистину — «играть — значит жить!»

Осмысление детства как времени игры, а игры как средства подготовки к будущей жизни — одно из главных положений русской народной педагогики. Однако, многим современным родителям и педагогам оно кажется устаревшим и неактуальным. Они считают, что новое время, с его ускоренным темпом и ритмом жизни, не позволяет терять драгоценные годы, дни, часы и даже минуты на «пустые игры» в «дочки-матери», в «казаки-разбойники». И если уж играть, считают некоторые, то пусть это будут «умные» компьютерные игры или спортивные — например: восточные единоборства. Стремясь видеть своих детей образованными людьми, родители и педагоги зачастую видят в детстве лишь короткую ступень на пути ребенка в общество взрослых людей, где о» должен занять достойное место. При этом игре достается лишь функция развлечения и отдыха между делами, которыми так важно занять ребенка.

Так что же это за явление — наша игра? Почему именно ей внутренне заполнено детство? Что даст нам, родителям, педагогам и психологам, раскрытие тайн детских игр? 

         Русский педагог начала XX века Н. В. Шелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувства действительности и жизненной правды выражаются во всех играх ребенка. Он пишет: «Игра ребенка — его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы; он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами своей еще не сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской и неполной человеческой жизнью. Для действительной жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений, у него их довольно только для игры...».

Так значит, игра и призвана помочь ребенку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно важных действиях, поступках, ценностях.

Что может быть прекраснее детской игры? И что может быть более важным, чем детская игра? Игра — это прежде всего работа фантазии, «...а в работе фантазии мы имеем настоящее эмоциональное мышление, которое надо противопоставить познавательному мышлению; так как в последнем материале восприятия перерабатываются мысли, в которых нами усваивается истина, а в работе фантазии материал нашего эмоционального опыта перерабатывается в целях выражения и усвоения идеалов... » По словам В. Зеньковского, «игры, в их внутреннем течении, независимо от биологической функции, внешне благоприятствующей их развитию, служат задачам эмоциональной жизни ребенка; в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих вопросов и задач. Психологически игра может быть определена не как деятельность, цель которой в ней самой, а как деятельность, служащая средством телесного и психического выражения чувства, тому изменению реальности, которое непременно имеет место при игре, и благодаря которому объект игры представляет неразрывное сплетение реального и воображаемого. Без работы фантазии, без изменения объекта нет и игры...».

Конечно же, большинство игр служат прежде всего интересам чувства, а не интеллекта (имеются в виду спонтанные детские игры). Именно благодаря этому игры становятся важнейшим подспорьем в деле подготовки ребенка к будущим жизненным перипетиям. Детская игра обеспечивает ребенку и безопасность, и «психический простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души функции.

      Интересна и важна позиция академика И. С. Кона: «Что такое игра, мы не знаем. Вернее, так: я не знаю ни одного законченного определения, которое исчерпывало бы весь объем понятия, все мои интуитивные представления об игре. Почему бы, действительно, не представить ее... механизмом самоорганизации и самообучения такой избыточной системы, как психика ребенка? Мне кажется, идея заманчива. Не случайно такой тонкий психолог, как Д. Мид, увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют "самость", собирание ребенком своего "Я"».
Итак, игра — наиважнейшая, универсальная сфера «самости» ребенка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

Дидактические игры как средство развития  самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО...

МАСТЕР-КЛАСС «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Необходимым условием развития инициативного поведения ребёнка, в контексте ФГОС ДО,  является - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; под...

Игра как средство развития самостоятельности

Игра как средство развития самостоятельности...

Консультация для родителей "Музыкально – дидактические игры как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности детей".

Консультация для родителей "Музыкально – дидактические игры как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности детей"...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития самостоятельности старших дошкольников

Одной из актуальных проблем психолого-педагогической теории и практики была и остается проблема формирования у детей дошкольного возраста самостоятельности и инициативности. Волевые качества личности ...

Сообщение из опыта работы. "Музыкально - дидактические игры , как средство развития самостоятельной игровой деятельности детей и поддержки детской инициативы."

Сообщение из опыта по работе с дошкольниками младшего возраста в ДОУ. Творческий среднесрочный проект "Музыкально - дидактические игры, как средство развития самостоятельной игровой деятельности ...