Проект "Почему воду надо беречь?"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Матвеева Светлана Николаевна

Проект "Почему воду надо беречь?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_vodu_nado_berech.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования мэрии  города  Новосибирска

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города   Новосибирска  «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик»

 Номинация  «Педагогический проект

 по экологическому  воспитанию  дошкольников»

Руководитель проекта:

Матвеева Светлана Николаевна,

Воспитатель МКОУ С(К)НШ№60

Цыбаева Лариса Артуровна

Директор   МКОУ С(К)НШ№60

Телефон 203-65-15

olga-mancevich@yandex.ru

Новосибирск, 2016

«Человек - часть природы: он не может жить отдельно от неё, не может нарушать законы, по которым существует его окружающий мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле».

            В. Сухомлинский.

Актуальность

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже  представляют, каким должен быть выпускник  детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано  в основной образовательной  программе). Именно проектная  деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями  из жизни ребенка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет  объединить  педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребенок сможет проявить себя, почувствовать себя  нужным, а значит,  появится уверенность в своих силах. В этимологическом словаре слово «проект» заимствовано  из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий»,  «бросающийся в глаза».  Было выявлено, что понятие «проект» - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе  поэтапной и заранее спланированной практической деятельности  по  достижению намеченных целей. Под  проектом также понимается  самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая  социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов»  в образовании  состоит в такой организации образовательного процесса, при которой  дети  приобретают знания и умения, опыт  творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к  действительности в процессе планирования  и выполнения  постепенно усложняющихся практических заданий, проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где  и как я могу эти  знания применить» - вот основной тезис современного понимания  метода проектов, который  привлекает многие  образовательные  системы. В основу  метода проектов заложена идея о направленности  познавательной деятельности дошкольников на  результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой).

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой. Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.

«Воде дана  волшебная власть

Стать  соком  жизни на Земле »

 Леонардо да Винчи.

Во время выполнения проектной работы происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а также как необходимо беречь воду и длячего. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. Развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде.  Развивает поисково-познавательнуюдеятельность детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.


Визитная карточка проекта

Образовательная организация

Департамент образования мэрии  города  Новосибирска муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города   Новосибирска  «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 « Сибирский лучик»

Создатели проекта

Воспитатели группы

Участники проекта

Воспитанники средней группы «Ежевичка»,  педагоги, родители

Название проекта

«Педагогический проект  

 по экологическому воспитанию дошкольников»

Тема

«Почему воду надо беречь?»

Цель:

Повысить интерес детей к миру природы.

Задачи:

  • Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: - вода – источник жизни.
  • Дать детям представления о некоторых видах природных водоемов и их обитателях.
  • Ознакомить дошкольников со свойствами воды ( не имеет запаха, вкуса, цвета).
  • Ознакомить дошкольников с состоянием воды (имеет газообразную форму – пар; имеет твердую форму – лед, снег; имеет жидкую форму).
  • Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Вид проекта:

Исследовательский

Формы проведения:  

Наблюдения, эксперименты, занятия, беседы с детьми и родителями.

Проблема:

Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Поэтому выбрали тему исследования: «Почему воду надо беречь?».

Краткое содержание проекта

1.Подготовительный этап: Формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов-продуктов проекта, диагностика. Подбор художественной литературы о воде, иллюстративного материала, познавательной литературы.

Оснащение: Оборудование для опытов и экспериментов с водой, материалы для детского художественного творчества, таблица, условные знаки для  фиксации результатов наблюдений.

Действия родителей: ознакомление с планом проекта, с его задачами, активное участие в реализации проекта.

2. Исследовательский этап: Накопление информационной базы по теме «Что мы знаем о воде». Познавательная деятельность (наблюдения, исследования, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, опыты и эксперименты с водой. «У воды не вкуса», «У воды нет запаха», «Пар –это вода», «Вода жидкая – она может течь» «Вода бывает теплой, холодной, горячей», «Лед – это вода», «Кому нужна вода?», «Кто живет в воде?», «Где в природе есть вода?».

Продуктивная деятельность: Посадка кедра на территории детского сада. рисование, художественный труд, создание плакатов, фотовыставки, просмотр мультфильма «Путешествие капельки».

3. Завершающий этап: Презентация продуктов проекта.

Проект проводится в рамках методики экологического воспитания дошкольников. Образовательная область «Социализация» раздел «Формирование предпосылок экологического сознания», «Познание»  раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».

В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воды и её значение  в жизни человека,  животных, растений и т.д.,  у детей формируются  естественно - научные представления. В ходе проектной деятельности дети совместно с взрослыми создают различные продукты деятельности (индивидуальные и совместные) рисунки, поделки, аппликации, газеты, выставки и т.д.


Результаты проекта

Дети узнали, что без воды не может быть жизни на Земле, что в природе все взаимосвязано. У дошкольников расширились представления о  том, что  вода – очень  ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Сформировались знания о значении воды, вода- источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Дети узнали о круговороте воды в природе, научились составлять схемы круговорота воды в природе.

 Дети глубже стали понимать проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей, стали понимать необходимость  бережного отношения к воде, как  к природному ресурсу.

В ходе работы над проектом были задействованы различные виды детской деятельности: игровая, трудовая, познавательно - исследовательская, продуктивная; чтение художественной литературы.

Творческие работы:

Аппликация: «Дом для рыбок» совместная работа

Лепка: «Кто в воде живет?»  совместная работа

План –схемы: «Круговорот воды в природе»

План-схема «Кому нужна вода?»

Газеты: «Давайте будем беречь планету»

Фотовыставка «Мое лето»

Выставка  «Вода  вокруг нас»

Альбом  «Обитатели пресной воды»

Альбомы «Жители водного мира»

Сценарий развлечения «Иван Купала» - 7 июля 2016г.

Презентация: «Почему воду надо беречь?»

Викторина для родителей«Вода».


Выводы

Материалы данного проекта обобщены и представляют целостную систему формированияэкологического сознания у детей дошкольного возраста.

Реализация представленного проекта позволит детям овладеть способами бережного взаимодействия с окружающей средой.  При проведении диагностики детей (сентябрь 2015г по сентябрь 2016г) знания детей  увеличились на 55% .  

Таким образом, при  системном, комплексном  проведении работы можно достичь  намеченных целей: Повысить интерес детей к миру природы.

Собранные материалы могут  эффективно использоваться в ДОУ  любого вида с учетом реализации «Основной общеобразовательной программы»,  приоритетного направления работы ДОУ, целей и задач.


Список литературы

  1. Корнилова В.М. «Экологическое окно в детском саду» Методические рекомендации- М.: Т.Ц.Сфера, 2008г.
  2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой
  3. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа» Программа экологического образования дошкольников ТОО фирма «Линка-пресс», 1996.- 53с.
  4. СоломенниковаО.А. Ознакомление с природой в детском саду. - М.: «Мозаика    – Синтез», 2014.
  5. Шипунова Т.Я. «Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста» Новосибирск РПО СО РАСХ, 1994г.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. - Методические рекомендации, М.: Т.Ц.Сфера, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Почему комнатные растения надо поливать?»

Проект: «Почему комнатные растения надо поливать?»Тип проекта: краткосрочныйУчастники проекта: воспитатели, дети.Цель проекта: познакомить детей со строением комнатных растений и показать, как растени...

Проект: «Почему комнатные растения надо поливать?»

Цель проекта: познакомить детей со строением комнатных растений и показать, как растение «пьет» воду....

Семейный экологический проект «Почему воду надо беречь»

Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, ес...

Семейный экологический проект «Почему воду надо беречь»

Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду,  понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному р...

Конспект НОД по окружающему миру "Почему воду надо беречь!"

Цель: уточнить представления детей о роли воды в жизни всего живого.Задачи:Образовательная: формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды.Развивающая: развивать познавательные способ...

Проект "Почему вода не заканчивается на земле?"

Детский, познавательно - исследовательский проект для детей подготовительной группы....

Презентация к детскому исследовательскому проекту "Почему вода в море соленая и свойства соли"

Презентация к детскому исследовательскому проекту "Почему вода в море солёная и свойства соли"...