Тактильно-двигательное восприятие окружающего мира ребенком.
статья (младшая группа) на тему

Послушайте- и Вы забудете,

Посмотрите- и Вы запомните,

Сделайте- и Вы поймете.

Конфуций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx6.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

                                                                                                                     

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда.

Понимая важность этого направления в работе с детьми, я просмотрела материалы теоретические и практические, опираясь на образовательную программу, возрастные особенности  детей  наметила  задачи:

· развивать тактильно-двигательное восприятие, мелкую моторику детей;

· организовать предметно-пространственную развивающую среду по развитию тактильного восприятия, подобрать и изготовить игры;

· повысить уровень знаний у родителей по развитию тактильно-двигательного восприятия и привлечь родителей к построению развивающей среды группы.

Для себя я выделила факторы,  способствующие развитию чувствительности.

-дидактические игры

-пальчиковые игры

-продуктивная де6ятельность

-развивающая предметно-пространственная среда группы.

Дидактические игры    

1 этап

Для определения качеств и свойств предмета надо научить детей обследовать его. Обследование - это специально организованное восприятие, направленное на определение детьми формы, величины предмета, его свойств. Например, во время НОД мы знакомим детей с предметами ближайшего окружения: овощи, фрукты, транспорт, игрушки, животные, природный материал (желуди, шишки, камни, ракушки…), геометрические фигуры и т.д.   Предлагаем рассмотреть предмет, обследовать, выделить их характерные особенности. Мы обозначаем предмет словом-названием -  яблоко, огурец, самолет, шишка, мех, камень…, а также знакомим с их качеством –«гладкий», «пушистый», «твердый», «мягкий», «холодный», «теплый». Словесное усвоение названия предмета и качества в дальнейшем помогает ребенку на 2 этапе.  

2 этап  

На этом этапе мы ставим перед детьми   задачу  определить спрятанный предмет (яблоко, самолет…) и или определить качество предмета  ( мягкий, холодный…) на ощупь, так же  найти такой, не такой.

Вначале набор изучаемых предметов, признаков не должно быть много, работа строится с постепенным усложнением.

Пример дидактических игр:

- Забавные ежики

- Тактильные дощечки

- Крупяные мешочки

- Волшебные мешочки.

Продуктивные виды деятельности.

Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога должны  быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.  С этой целью в своей работе я использую продуктивные виды деятельности.

Лепка ( пластилин, тесто)

Аппликационная лепка

Аппликации из различного вида материала ( бумага, вата, салфетки)

Конструирование из бумаги

Конструирование из геометрических фигур

Нетрадиционные виды рисования (пальцем, ватными палочками, поролоном)

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Пальчиковые игры  

При развитии  тактильной чувствительности рук не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике . В своей работе я активно   применяю - крупяные ванны, которые  представляют собой  емкость,  наполненную различными крупами: манка и пшено. Эти крупы небольшого размера и наиболее безопасны. С помощью их я организую игры «Найди предмет» - дети ищут геометрические фигуры, героев сказок…  Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевых рецепторов.  Купая в них руки, дети получают новые и разные в зависимости от крупы тактильные ощущения.

Манка в помещении группы заменяет нам песок. Я насыпаю ее в коробочку из-под конфет, на дне которой обязательно должен быть фон. Провожу упражнения:

«Следы на песке»

«Прыгают зайчики» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности  манки, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок напряженными (расслабленными) пальцами рук делает поверхность  манки волнистой (в разных направлениях).

Такие бассейны я использую для самомассажа детей, предлагаю ребенку опустить руки в крупу сжимать и разжимать пальцы внутри бассейна, сопровождая стихотворной формой «Месим, месим тесто…»

Предметно-пространственная развивающая среда.

Рука, пальцы, ладошки ребенка — главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Основной вид игровой деятельности- это манипулирование.  Игра удовлетворяет   любопытство ребенка, желание  исследовать окружающий мир, играя он расслабляется. Поэтому для развития тактильной чувствительности    я наполнила предметно-пространственную развивающую среду  различными пособиями для самостоятельной деятельности . Предметно-пространственная развивающая среда наполнена пособиями для свободного пользования «Веселое ведро», «Оденем мальчика», «Бусы», настольными играми «Домино», мозаики…развивающие чувствительность рецепторов руки.

БИЗИБОРД  широко сейчас используется для развития мелкой моторики детей.  На корпус доски наклеила материалы различной фактуры :фетр, кусочки шерстяной вязки, буклированные ткани , поролон, мех и т.д.  Все эти предметы  дарят малышу новые ощущения и расширяют его представление об окружающем мире.

Ребенка всегда интересовал предметный мир взрослых. Чтобы удовлетворить такую потребность ребенка, для свободного действия ему предоставляют разные замочки, рычажки, крючки, выключатели и т.д. закрепленные на доске.  В моей практике это пособие помогает мне во время адаптации.

У некоторых детей есть проблемы  с  координацией движений.  На тренажерах ребенок,  многократно  упражняясь с  двигающимися механизмами, липучками, шнуровками, пуговицами   повышает  двигательную память.    

Сюжетные тактильные пособия-картинки по теме дикие звери и домашние животные, помогут детям не только посмотреть ее, но и ощутить какая пушистая шерстка, из чего построен сарай, пройти по дорожкам разной фактуры до леса, т.е. потренировать пальчики.

На самодельных книгах дети проигрывают любимый сюжет сказки. Все детали крепятся с помощью липучек.  Играя с книгами дети испытывают разнообразные тактильные ощущения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей по гендерному воспитанию "Восприятие окружающего мира мальчиками и девочками"

В консультации раскрыты особенности  восприятия окружающего мира  мальчиками и девочками....

Деятельность театра и его роль в развитии речи и восприятии окружающего мира.

в данном материале освещены цели, задачи и методы ,а так же принципы используемые в работе с детьми по развитию речи через деятельность театра....

Презентация проекта по развитию и формированию восприятия окружающего мира "СНЕЖИНКА"

Исследовательско-творческий проект по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА» для подготовительной группы ДОУ. Раздел  программы, в рамках которой п...

Паспорт проектной деятельности по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА»

Исследовательско-творческий проект по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА» для подготовительной группы ДОУ. Раздел  программы, в рамках которой п...

Паспорт проектной деятельности по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА»

Исследовательско-творческий проект по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА» для подготовительной группы ДОУ. Раздел  программы, в рамках которой п...

Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

 Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и     воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции...

Беседы о музыке - как средство развития восприятия окружающего мира ребенком

          Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на ребенка, способствует его интеллектуальному развитию. Слушая музыкальные произведения, ребенок приобрета...