Деятельность театра и его роль в развитии речи и восприятии окружающего мира.
статья по теме

Рудь Наталья Геннадьевна

в данном материале освещены цели, задачи и методы ,а так же принципы используемые в работе с детьми по развитию речи через деятельность театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_teatra_s_foto.docx300.9 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность театра и его роль в развитии речи и восприятии окружающего мира.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям - осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С.Я.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

 

Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. 

 

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, музыку, звуки, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. А это так актуально для детей  которые с раннего детства привыкают видеть мир, порой, в «перевернутом изображении», искаженным, не таким ярким, красочным, каким является на самом деле. Через театрализованную деятельность возможно открытие прекрасного, которое окружает ребенка. 

 

ЦЕЛЬ: развитие артистических способностей детей способности передавать свои эмоции,   взаимоотношения, взаимодействия с другими детьми. Развитие речи памяти, мышления, воображения, восприятие. Привитие норм культуры поведения в коллективе сверстников.

 

       

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ:

•         последовательное знакомство детей с видами театра;                            

•         поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

•         совершенствование артистических навыков детей;

•         раскрепощение ребенка                                                                              

•         работа над речью, интонациями;

•         коллективные действия, взаимодействия;

•         пробуждение    в   детях    способности   живо    представлять    себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

 

ПРИНЦИПЫ:

•         импровизация,

•         гуманность,

•         систематизация знаний,

•         учет индивидуальных способностей и особенностей каждого ребенка.

 

 

Начиная со второй младшей группы мы начинаем знакомить детей с театральной куклой - бибабо и театрализованными играми. Со второго полугодия мы начинаем знакомство с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используем этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививаем навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В средней группе кукольный спектакль мы объединяем с театрализованной игрой. Мы заметили, что неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, т.к. его необходимый атрибут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Дети, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.

Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности.                                                                

Из многообразия средств выразительности наиболее целесообразными,
для наших детей являются:

•         во второй младшей группе формирование простейших образно-выразительных умений (например, имитация характерных движений сказочных животных);

•         в средней группе обучение элементам образных выразительных средств (интонация, мимика и пантомима);

•         в старшей группе совершенствование образных исполнительских умений;

•         в подготовительной к школе группе развитие творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий под музыку. 

 

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

•         просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

•         игры-драматизации;

•         упражнения для социально-эмоционального развития детей;

•         коррекционно - развивающие игры;

•         упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

•         задания для развития речевой интонационной выразительности;

•         игры-превращения    («учись   владеть    своим   телом»),    образные упражнения;

•         упражнения на развитие детской пластики;

•         ритмические минутки (логоритмика);

•         упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

•         театральные этюды;

•         отдельные упражнения по этике во время драматизации;

 •         подготовка (репетиции) и разыгрывания разнообразных сказок и инсценировок;

•         знакомство не только с текстом сказки, но и со средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит) и т.д.

  Для того чтобы влиять на развитие артистических способностей детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого фиксируются результаты:

•         диагностика (октябрь - апрель);

•         постановка кукольных спектаклей;

•         драматизация сказок; проведение праздников( в течение года).

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по развитию и формированию восприятия окружающего мира "СНЕЖИНКА"

Исследовательско-творческий проект по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА» для подготовительной группы ДОУ. Раздел  программы, в рамках которой п...

Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

 Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и     воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции...

Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

    Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и х...

Роль наблюдений в развитии мышления и восприятия окружающего мира дошкольников.

В статье предложены способы  применения  метода наблюдения за окружающим миром  для полноценного  и разностороннего развития  дошкольников....

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Доклад из опыта работы

laquo;Корень – источник доброты в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства, ко...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 2-3 лет (вторая группа раннего возраста) по теме: "Наш детский сад" (развитие речи, ознакомление с окружающим миром)

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 2-3 лет (вторая группа раннего возраста) по теме: "Наш детский сад" (развитие речи, ознакомление с окружающим миром)Описание мат...