Беседы о музыке - как средство развития восприятия окружающего мира ребенком
статья на тему

            Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на ребенка, способствует его интеллектуальному развитию. Слушая музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире.

Как протекает у ребенка осознания окружающей действительности, какие возникают при этом чувствования и эмоции – далеко не безразлично в вопросе становления его будущей личности.

Музыка имеет свою специфику. Тогда лишь становится она источником познания, когда язык ее понятен ребенку. Тогда лишь может она влиять и пробуждать стремления к действию, когда сущность ее ясна. Чтобы воздействовать на формирующееся сознание ребенка средствами музыки, необходимо научить понимать ее язык, развить восприимчивость к ней.

Работа над восприятием каждого музыкального произведения ведется мною в следующем направлении на основе бесед с детьми:

  1. Первое знакомство с произведением. Восприятие его в целом. Уяснение содержания, общего характера и настроения произведения.
  2. Повторное прослушивание. Работа над отдельными элементами музыкальной речи. Осознание формы и средств музыкальной выразительности.
  3. Прослушивание произведения через большой промежуток времени с целью проверить, что осталось в памяти детей от слышанной музыки. Ознакомление с новым материалом. Проверка навыков восприятия.

Задачи, связанные с этими беседами, не ограничиваются стремлением раскрыть перед детьми один какой-либо музыкальный образ, помочь им его воспринять и увеличить запас любимых ими произведений. Это одна из существенных задач, но кроме этого с помощью бесед я стараюсь привить детям навыки, которые помогут им постигать и сохранять в памяти другие произведения, повысят их восприимчивость к музыке вообще.

Когда впервые детям была исполнена «Колыбельная из оперы «Садко» Римского-Корсакова», им вкратце было рассказано, что эта колыбельная из сказки. Ее поет царевна, сидя на «зеленом бережку» около речки. Когда же повторно колыбельная исполнялась на следующем занятии, я указала детям на то, что музыка эта тихая и медленная. Сравнили ее с другой колыбельной из оперы «Сказка о Царе Салтане», с которой дети хорошо знакомы. Дети заметили, что музыка и там, и тут затихает к концу. Однако, все же обе колыбельные не похожи одна на другую: в «Колыбельной из оперы «Садко» Римского-Корсакова» обратил на себя внимание хроматический эпизод в басу. У некоторых детей он вызвал представление о воде: словно река шумит.

Таким образом, направляя внимание детей, с одной стороны, на черты сходные с другими произведениями, я даю им возможность закреплять свой опыт и обобщать свои представления.

С другой стороны, говоря об особенностях и индивидуальных чертах произведения, способствуем его запоминанию. На этом этапе работы я стремлюсь наглядно показать выразительное значение силы звука, темпа и других элементов музыкальной речи в их взаимосвязи.

Задачей моих бесед является показать детям, какими богатыми возможностями располагает музыка и повысить восприимчивость к ней. Беседы протекают главным образом в форме вопросов. Когда перед детьми стоит конкретная задача, когда они должны дать ответ на поставленный вопрос, то отношение их к слушанию совсем иное, чем обычно. Путем вопросов я стремлюсь не только мобилизовать их внимание, но и уточнить их представления. Конкретные живые представления возникнут у детей и разовьются только в процессе некоторой деятельности, а не сами собой.

Чтобы выяснить, что осталось в памяти детей в результате нашего общения, я через некоторый промежуток времени даю им услышать знакомые произведения без каких-либо пояснений. Если это песня, то я исполняю ее на фортепиано без пения. Перед детьми ставится задача узнать песню и вспомнить ее содержание. Если не все дети это смогут сделать, то им приходится в этом помочь. После того, как дети прослушают песню вместе со словами, я ставлю перед ними еще одно задание: играя какой-либо отрывок из песни я предлагаю им вспомнить те слова, которые к этому месту относятся. Нет необходимости дословно вспоминать текст, важно лишь вспомнить его содержание в связи с данной музыкой.

Давая слушать что-либо незнакомое, я отмечаю, какова реакция детей. Суждение о новом, оценке нового сказывается то, что дети вынесли из наших занятий и связанных с ними бесед. Научились ли они схватывать существенное в музыке? Расширился ли и обогатился запас их представлений? Научились ли они лучше выражать свои мысли?

Обобщая изложенное выше, можно сказать, что беседы дают возможность детям приобретать навыки и знания в определенном порядке и таким образом обеспечивает их усвоение.

Раскрывая в определённой последовательности один какой-либо музыкальный образ, беседы распространяют свое влияние на восприятие музыки в целом.

Постепенно расширяя кругозор детей, беседы знакомят их с явлениями окружающей действительности с помощью музыкальных образов, следовательно, осуществляет воспитательные задачи.

Рассчитывать на то, что ребенок запомнит все содержание бесед нельзя, но он уловит их суть, и в его душе останется след. Полученные впечатления послужат основой формирования личности ребенка.

 

 

Автор: Людмила Александровна Красс, музыкальный руководитель ГБДОУ № 43 Невского района г. Санкт-Петербурга.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность театра и его роль в развитии речи и восприятии окружающего мира.

в данном материале освещены цели, задачи и методы ,а так же принципы используемые в работе с детьми по развитию речи через деятельность театра....

Презентация проекта по развитию и формированию восприятия окружающего мира "СНЕЖИНКА"

Исследовательско-творческий проект по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА» для подготовительной группы ДОУ. Раздел  программы, в рамках которой п...

Паспорт проектной деятельности по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА»

Исследовательско-творческий проект по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА» для подготовительной группы ДОУ. Раздел  программы, в рамках которой п...

Паспорт проектной деятельности по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА»

Исследовательско-творческий проект по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА» для подготовительной группы ДОУ. Раздел  программы, в рамках которой п...

Тактильно-двигательное восприятие окружающего мира ребенком.

Послушайте- и Вы забудете,Посмотрите- и Вы запомните,Сделайте- и Вы поймете.Конфуций...

Музыка как средство развития и психологического комфорта ребенка

Значимость музыки, ее терапевтические свойства.Классика как врачеватель души и тела.Какую музыку, как и когда слушать с ребенком? Правильная и неправильная музыка.Музыка в режимных моментах в течение ...

Статья - "Развитие восприятия окружающего мира детей средствами танцевального искусства"

Статья - "Развитие восприятия окружающего мира детей средствами танцевального  искусства" Развитие ребёнка посредством знакомства с танцевальной и музыкальной культуры разных...