«Уроки вежливости»
план-конспект занятия на тему

Свистунова Анна Николаевна

Цикл игровых ситуаций для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_vezhlivosti.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Уроки вежливости».

Цикл игровых ситуаций для дошкольников

Урок первый

В гости к детям пришла фея вежливости (это воспитатель). С помощью феи выяснили, кого называют вежливым, вспомнили такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «до свиданья». Фея играла с детьми, проверила, как они в общении с друг другом или с ней используют эти слова. Затем раздавала детям игрушки. И если ребенок не говорил «спасибо», хочет ли он с ней дружить и играть, и учила благодарить за предложенную игрушку. Другим детям предлагала попросить у нее понравившуюся игрушку, упражняя и закрепляя выражение «Дай, пожалуйста». Внести пособия «Школа вежливости».

Урок второй

Фея. Сегодня я видела, как мальчик спросил у М. Ю. машину. Хотите, покажу как он это сделал?

Появляются две пальчиковые куклы, которые разыгрывают сценку обращения ребенка к взрослому. Кукла-мальчик говорит торопливо, и дети не успевают понять конец фразы.

Фея. Не очень понравился мне этот мальчик. А вам? Что же невежливого было в его разговоре? Кто из вас научит мальчика красиво, правильно и вежливо обращаться с просьбой? Почему нужно смотреть на того человека, с которым разговариваешь? Почему нельзя поворачиваться спиной во время разговора? Правильно, не слышно, не понятно, о чем говоришь. (Дети разыгрывают аналогичную ситуацию сами).

Урок третий

Некоторые дети, обращаясь к товарищам и даже к воспитателю, не называю имени того, к кому обращаются.

Я собрала детей в кружок и, смотря сразу на троих детей, сказала: «Дай мне твою игрушку». Свои игрушки протянули Настя, Аня, Дима.

«Дима, удивилась я, зачем ты даешь мне игрушку, я ведь тебя не просила? И тебя Аня не просила» Таким образом я напомнила детям о правилах вежливости, подчеркнула: если обращаться без имени, то не только непонятно, кому предназначаются твои слова, но и невежливо.

Урок четвертый

Я предложила детям разыграть такую ситуацию. Одна из девочек изображает бабушку, другая ее внучку. В узкую дверь, сделанную из кубиков, навстречу друг другу идут бабушка с внучкой и двое детей. Дети торопятся, стараясь скорее протиснуться в дверь. Остальные дети наблюдают за игрой. Потом делают вывод: пожилым и больным людям, маленьким детям, людям с тяжелыми и большими сумками нужно уступать дорогу.

В дальнейшем, вместо роли бабушки вводится роль нашего помощника воспитателя с ведром, или просто чьей-то мамы, или женщины с тяжелыми сумками.

Урок пятый

В группе часто возникают «неожиданные случайности» из-за невнимания, неловкости. Совет воспитателя не ссориться, извиниться перед товарищами часто не воспринимается ребенком. На помощь пришла фея. Идя к столу, нечаянно задевала кого-то из детей, или предлагала ребенку, принести книгу, а когда он направлялся в мою сторону, просила его повернуть обратно. Ребенок задевал книгой кого-то из детей, сам того не желая. Фея рассказала, что извиниться в таком случае не значит попросить прощения за плохой поступок, а наоборот, показать себя вежливым и объяснить, что так произошло случайно, неожиданно, не со зла.

Урок шестой

Фея пришла с двумя куклами.

- Это мой мяч, я его первая увидела, - говорила одна кукла.

- Нет, мой, я его первая взяла – кричала другая. И они начинали вырывать мяч друг у друга.

Фея. Как нехорошо ссориться. Так воспитанные, вежливые куклы не поступают. Вы не знаете, как нужно поступать? Так поучитесь, посмотрите, как вежливо поступают наши дети, когда одновременно берутся за одну игрушку. Кто, ребята научит вежливости наших кукол?

Через несколько дней эту же ситуацию дети повторили с другими игрушками – машиной, куклой и т. п.