Доклад «Наиболее эффективные факторы для снижения риска возникновения стрессовой ситуации у детей 2-3 лет в период адаптации в детском саду».
консультация (младшая группа) по теме

Водоносова Любовь Михайловна

В данном материале уделяется особое внимание причинам возникновения стрессовых ситуаций и способам их решения в период адаптации детей 2-3 лет в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokl_dlya_pedsov_po_alaptats.docx146.9 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

 «Наиболее эффективные факторы для снижения риска возникновения стрессовой ситуации у детей 2-3 лет в период адаптации в детском саду».

Наиболее эффективны для снижения риска возникновения стрессовой ситуации будут следующие факторы:

  • Минимизация времени, проводимого ребенком в группе на этапе адаптации, знакомство в каждое посещение с одним помещением, частью группы (уголком экспериментирования, творчества, игровой зоной и другими).
  • Привнесение (насколько это возможно) в обстановку группы знакомых ребенку предметов — игрушки, подушки, книги, коврика. Детей раннего возраста в начальный период адаптации не привлекают даже самые интересные игрушки, потому что они «чужие». Ребенок тяготеет к тому, что ему привычно.

Н. М. Аксарина, одна из основоположников науки о раннем возрасте, приводила такой пример: «Садовник, бережно пересаживая молодое дерево, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут» [1].

таблица

Ведущей для ребенка раннего возраста становится предметная деятельность , а ситуативно-деловое общение с взрослым выступает формой и средством организации деятельности, в которой ребенок осваивает общественно выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания [5].

Проблема адаптации к ДОУ может крыться в рассогласовании между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка с взрослым и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения — сотрудничества. Характерной особенностью детей с выраженной степенью дезадаптации зачастую является слабая сформированность действий с предметами, они не умеют сосредоточиваться на чем-либо, малоинициативны в выборе игрушек, не любознательны. Любая трудность расстраивает их деятельность, вызывает негативные реакции.

Важнейшим направлением работы с данной группой детей является помощь в освоении разнообразных действий с предметами, организация детского экспериментирования. 

Экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка, в нем представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые малышом, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте в свою очередь позволяют производить иные, более сложные и совершенные преобразования [3].

Важность данного направления работы связана еще и с тем, что детское экспериментирование, пронизывая все
сферы детской жизни, становится основой для развития других видов детской деятельности, в том числе и игровой [4].

Ранний возраст называют «доигровым» периодом развития ребенка.

Более старшие дети при возникновении проблем приобретают способность уйти от стресса, погружаясь в воображаемую ситуацию. Взаимодействуя с малышами 2—3-х лет, педагогу следует уделить особое внимание созданию игровых ситуаций. Простейшие игровые ситуации (кормление куклы, одевание, умывание и т. п.) помогают ребенку, с одной стороны, чувствовать себя как дома, «переживая» знакомые режимные моменты, с другой — обучают малыша игровым моделям поведения в группе сверстников. Кроме того, создание игровых ситуаций готовит детей к принятию роли, что становится важным этапом для возникновения сюжетных игр.

На этапе образно-ролевой игры (2—2,5 года) следует учить детей перевоплощению в образы предметов, животных,
действиям «понарошку». Ребенок может вообразить себя кошкой, мишкой, лисичкой; в помещении группы —
«поплавать», «полетать» и т. д. Здесь подойдут также различные образные (игровые) упражнения имитационного
характера, введение элементарных игр-драматизаций, игр-перевоплощений при ведущей роли педагога.

Помимо возрастных особенностей детей раннего возраста, в процессе адаптации заметную роль играют состояние
здоровья, уровень общего развития ребенка и индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Очевидно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности адаптации.

Педагогам необходимо знать факторы риска, связанные с темпераментом детей.

  • Так, для холериков, нередко бурно выражающих протест против происходящего, характерно сильное переутомление до истощения нервной системы.
  • Флегматики ведут себя внешне спокойно: закаменело, заторможенно, находятся в отдалении, боятся плакать, сдерживают себя, без возражений выполняют требования воспитателя, но взрослых к себе не подпускают. Это очень сложное состояние, характеризуемое сильным нервным напряжением.
  • Тяжелее всех адаптация дается детям-меланхоликам, они с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участие в играх, они подавлены. Такое поведение может продолжаться несколько недель, ослабляя ребенка, адаптация приобретает патологические черты.

Обобщая сказанное, хотелось бы отметить, что негативные последствия дезадаптации чаще всего связаны с
совокупным действием рассмотренных выше факторов. Вместе с этим почти всегда можно и нужно выделить ведущие
причины тяжелого и затяжного характера адаптации и выбрать приоритетные направления работы с каждым ребенком, наиболее эффективные формы и методы организации детской деятельности.

Литература:

  1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Медицина, 1977.
  2. Бережнова О. В. Жанры детского фольклора. — Орел: ИД «Орлик», 2004.
  3. Поддьяков А. Н.Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. — 1996. — № 4.
  4. Поддьяков Н. Н.Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. — 1997. — № 1.
  5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995.
  6. Теплюк С. Н.Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  7. Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В. Особенности организации образовательной деятельности в первой младшей группе. // Воспитатель ДОУ. — 2012. — № 11. — С. 51—62.
  8. Тимофеева Л.Л . Интерактивные спектакли в ДОУ // Воспитатель ДОУ. — 2009. — № 10. — С. 118—121.
  9. Фонарев А. М., Новоселова С. Л., Каплан Л. И. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию для детей 2-3 лет в период адаптации к детскому саду «Веселые зайчата»

-создание положительной эмоциональной атмосферы в группе;-знакомство детей со взрослыми (воспитателем и психологом) и друг с другом;-осознание себя, своего имени;-снятие психомышечного напряжения;-раз...

Занятия для детей 2-3 лет в период адаптации к детскому саду «Маленькие зайчата»

Конспект занятий для детей 2-3 лет в период адаптации к детскому саду "Маленькие зайчата"...

Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Традиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями...

Занятие для детей первой младшей группы в период адаптации к детскому саду по программе А.С. Роньжиной.

Открытое занятие по теме "Мишка" проведённое в рамках конкурса профессионального мастерства 2015г. Из цикла занятий по программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации...

Конспект занятия для детей 2-3 лет в период адаптации к детскому саду «Веселые зайчата»

Развитие положительной эмоциональной атмосферы в группе в период адаптации детей в ДОУ....

Игры для детей 3-4 лет в период адаптации в детском саду

Игры для детей 3-4 лет в период адаптации в детском саду...

консультация для родителей "Игры для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду"

Данная консультация поможет родителям и их малышам  легче пройти период адаптации. В данном материале показаны игры, которые могут успешно применяться не только в период адаптации, но и как самос...