Консультация для педагогических работников "Агрессия у ребенка. Что это?"
консультация (подготовительная группа) на тему

Неприятие ребенка - одна из основных причин агрессивности человека. Личные причины агрессивности. Возрастные кризисы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressiya_u_rebenka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессия у ребенка. Что это?

Семейные причины агрессивности ребенка.

В учебном пособии «Психотерапия» психолог  Спиваковская А.С. раскрывает такие семейные причины агрессивности ребенка, как:

1.Неприятие ребенка - одна из основных причин агрессивности человека. Признанным фактором является повышенная агрессивность нежеланных детей. Не все родители бывают готовы к материнству и отцовству, но ребенок все-таки появляется. И совсем необязательно говорить ребенку, что его не хотели, правда бывают и такие случаи; он все равно поймет это на эмоциональном уровне. В такой ситуации ожидать от ребенка спокойного, тихого поведения не приходится.

2.Напряженный эмоциональный климат в семье. Если мир в семье нарушен или его нет, родители постоянно в ссорах, шумных выяснениях отношений, взаимных обвинениях, мира нет и в душе ребенка. Неуравновешенность будет появляться и в его поведении. Между родителями могут происходить разногласия в способах и методах воспитания. Проблема взаимоотношений между братьями и сестрами также часто стоит очень остро. Конфликты между детьми в семье могут приводить к вербальной, т.е. словесной, агрессии – оскорблениям, обзыванием. Нередко такие баталии доходят и до открытой физической агрессии, до драк

3.Неуважение к личности ребенка. Высказывания в адрес ребенка «У тебя не руки, а крюки», «Не поваляешь – не поешь», «Что молчишь, язык проглотил?», «У людей дети как дети, а ты…», «И в кого ты у нас такой… уродился?» и т.п.  являются оскорбительными, унижающими достоинства человека.

4.Имитация поведения родителей и близких. Ребенок подражает тому, что видит вокруг себя, и затем эти образы поведения закрепляются, как устойчивые качества личности. В том числе ребенок учится у нас как реагировать на стресс, неудачи, неловкость… Кроме того, наши эмоции, настроение передаются окружающим. Старайтесь не заражать ребенка собственными агрессивными реакциями на такие события. А что же делать? Выход только один: учиться самим управлять собой, вовремя выражать негативные эмоции, а не накапливать их, и делать это цивилизованным способом. Учиться самим, чтобы затем научить своих детей.

5.Чрезмерный контроль. Часто родители в благих побуждениях окружают ребенка чрезмерной опекой. Они предугадывают каждый шаг ребенка, предоставляют по любому вопросу готовое решение, лишая ребенка собственной инициативы, возможности выбора, что он сам хочет. «Потом сам спасибо скажешь, - говорят они, - мы в своей жизни натерпелись, так хоть у ребенка все будет». И не задумываются, что в результате может вырасти совершенно безвольный, неспособный справиться даже с пустяковыми трудностями человек. Это в худшем случае, а в лучшем – ребенок будет бунтовать, агрессией пытаясь побороть давление.

6.Недостаток внимания. Перед современными родителями стоит непростая задача обеспечить ребенку все необходимое, что означает много работать и соответственно меньше  времени уделять малышу. А недостаток внимания для ребенка очень болезненен, и чтобы компенсировать его, ребенок готов делать запрещенные вещи – пусть отругают, зато уж точно заметят. Вообще-то ребенку надо не так уж много времени. Хотя бы полчаса в день папа, мама должны быть в полном его распоряжении. Но в это время ничто не должно отвлекать. Ни приготовление ужина, ни телевизор краем глаза, ни уж тем более телефон. Делайте эти 30 минут что-то вместе – все,  что захочет ребенок. Играть, так играть, рисовать так рисовать, читать книжку, так читать. Или можно просто выслушать, что произошло у малыша за день. В семьях, в которых вводится это правило, агрессивное поведение ребенка быстро исчезает.

7.Запрет на физическую активность.  Ребенок часто слышит: «Не шуми, не стучи, не прыгай, не бегай… что скажут соседи?» А что делать с накопившейся энергией? Даже у очень послушного ребенка наступает момент, когда он больше сдерживаться не может и становится неуправляемым. Поэтому необходимо организовать ребенку ежедневную разрядку энергии, где он может напрыгаться, набегаться и, желательно, накричаться от души

Личные причины агрессивности ребенка:

        1.Особенности темперамента. Определенный тип темперамента может предрасполагать к проявлению агрессии. Принято рассматривать 4 основных типа темперамента: меланхолический; флегматический; сангвинический; холерический.

Менее всего склонны к активной агрессии меланхолики. Они  мягки и доброжелательны. У меланхоликов часты эмоциональные стрессы, любая  мелочь расстраивает их и выводит из равновесия. Такие дети обладают повышенной чувствительностью, ранимостью и обидчивостью, страдают от неуверенности и часто плачут. Очень близко к сердцу принимают проблемы, боль другого человека, проявляют сочувствие. Для ребенка меланхолика стрессовой является любая ситуация соревнования и любые новшества. Зато в привычной обстановке – исполнительны. Они быстро утомляются  и требуют перерывов в деятельности. При этом реакцией на стресс у меланхолика является уход в себя и свои переживания.

Не склонны к агрессии и флегматики. Их нервная система хорошо уравновешена, и их практически невозможно вывести из себя. Даже серьезные проблемы флегматик воспринимает, оставаясь внешне спокойными. Не обидчив. Он хорошо переносит трудности. Отличается высокой работоспособностью. Может часами заниматься мозаикой или строительством домиков. Но и по упрямству ему нет равных, настойчив во всем. Единственное, что создает ему трудности, - это необходимость быстро реагировать в изменяющихся ситуациях. Обычно он медлителен. Усваивает новую информацию медленно, но прочно. Движения также неторопливы.

Сангвиник по природе своей неагрессивен и чаще всего предпочитает решать проблемы, и даже конфликтные ситуации миром. Он жизнерадостен и оптимистичен, очень общителен. Ребенок сангвиник обожает новые лица и новые  места, ему необходимы перемены. Если сангвинику скучно, он становится вялым и не может сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас. В стрессовой же ситуации сангвиник будет защищать себя активно, но обдуманно.

Природной склонностью к агрессии  обладают холерики, так как их нервная система крайне неуравновешенна. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из себя. Если что-то их увлекло, они занимаются чрезвычайно  интенсивно, у них много энергии, но быстро утомляются  и не могут продолжать. Отсюда и частая смена настроения, резкие перемены интересов, нетерпеливость и неспособность к ожиданию. Они общительны, легко находят друзей. Но быстрая усталость приводит к раздражению, а потому холерики чаще всего вступают в конфликты и наиболее подвержены нервным срывам

2.Возрастные кризисы:

        Кризис трех лет. Симптомы кризиса: негативизм – реакция не на содержание вашей фразы, а на сам факт, что она произнесена взрослым; стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию; упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением; строптивость – она безличная, направлена против норм воспитания, образа жизни, сложившегося до сих пор; своеволие – стремление все сделать самостоятельно; протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликтов с окружающими; симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразниться, обзываться; деспотизм- малыш заставляет делать родителей все, что  он требует (это чаще всего реакция уже затянувшегося кризиса) и проявляет ревность по отношению к братьям и сестрам.

       Кризис семи лет. Симптомы кризиса: пауза – промежуток между обращением к ребенку и его реакцией. Создается впечатление, что он просто «делает вид, что не слышит», «издевается»; спор – по поводу и без него практически всегда! И часто с аргументацией: «Почему ему можно (сравнение с другими членами семьи), а мне нет?»; хитрость – не всегда с целью избежать наказания, чаще просто как шутка; манерничанье и кривляние – новые нелепые, искусственные нотки в поведении ребенка; неадекватная реакция на критику. Малейшие замечание может вызвать бурные возмущения, крик и даже слезы.

         3.Неуверенность в себе. На рубеже семи лет у детей формируется самооценка. Ребенок сам размышляет о себе, сравнивает себя с другими, делает выводы. Нередко не в свою пользу. Дети не винят в своих проблемах других, окружающий мир. Они считают себя недостаточно умными, красивыми, нарядными и т.д. Поэтому у них могут возникнуть сложности в установлении контактов с другими детьми или со взрослыми. Это создает новые проблемы. Каждый ребенок как может, пытается их преодолеть. Кто-то защищается, стремясь выделиться, привлечь к себе внимание, кто-то уходит в свой выдуманный мир, где все прекрасно и нет проблем, часто запутываются сами и запутывают окружающих. И остро нуждаются в помощи. Уже в таком  юном возрасте может сформироваться негативный образ себя, неуверенность  в себе, а следом привычка с помощью агрессии решать проблемы [22].

        4.Текущая стрессовая ситуация. Очень часто  агрессивное поведение ребенка бывает обусловлено текущей стрессовой ситуацией. Тема смерти часто вызывает проблемы, но проблемы эти больше связаны со страхом взрослых, чем с реальными последствиями для ребенка. Естественно, что родители стараются изолировать ребенка от темы нашей смертности в целом и от любого проявления горя, оберегая ребенка. Кроме того, они просто не знают, как себя вести, как объяснить ребенку, что происходит. Изолировав ребенка от переживания горя, мы можем нанести  еще больший вред. Не пережитое горе человек может нести с собой всю жизнь, отравляя себе существование. Стрессовые ситуации поджидают на каждом шагу. С ребенком случаются ежедневные катастрофы. Это может быть ссора с другом, не предложенная добавка к обеду, развязавшийся  бант, потеря оловянного солдатика, ссадина на коленке, не получившийся рисунок…

         5.Переутомление. Всем родителям знакома ситуация, когда ребенок начинает капризничать, плохо вести себя после прогулки или похода в гости, театр. «Ну, все, устал!» - понимают родители. Или на празднике в детском саду – очень хорошо знал свои слова, а выступить не смог. Тоже понятно – переволновался. Как выражаются психологи: когда что-то очень хочется, ждешь настолько, что  ни о чем другом думать не можешь и способен невольно загубить все дело. Нервная система не выдерживает перевозбуждения, выключается даже у взрослых.

         6.Чувство вины и стыд. Когда ребенок начинает овладевать «правилами общежития», т.е. он учится кушать, пить, ходить на горшок, убирать на место игрушки и т.п., родители обучают его нередко с помощью угроз, обвинений, насмешек. А главная угроза – «Любить тебя не буду!». Это очень действенное средство, проблема только в том, что, с одной стороны, люди, воспитанные на чувствах вины, становятся зависимы от мнения окружающих, живут только для них, а другой стороны – когда гнет вины и стыда становится невыносимым, проявляют агрессию, часто необоснованно.

Ситуативные причины агрессивности ребенка:

          1.Ситуация новизны. У ребенка «вышедшего  в свет», то есть получившую новую ситуацию общения, могут возникнуть агрессивные нотки в поведении – как реакция на стресс. А все новое, незнакомое является стрессом, и не только для ребенка. Ситуации новизны невозможно избежать. Переезд на новое место жительства, например, серьезное испытание для малыша. Любая новая ситуация может оказаться проблемной. Это может быть  даже первый выход во двор, в помещение тетиной дачи. Важно быть готовым к возможному появлению негативных реакций и держать наготове любимую игрушку, книжку – то, что обычно  успокаивает малыша.

           2.Влияние окружающей среды. Есть еще одна группа причин возможного проявления агрессии в поведении ребенка. Все они связаны с физическим воздействием. Исследования также говорят о том, что у детей, живущих недалеко от железных дорог, линий метрополитена, крупных автотрасс, уровень агрессивности часто является повышенным из-за влияния повышенного шумового тона. Необходимо обращать внимание и на уровень громкости телевизора, музыкального  центра, радио в доме. У детей чувствительность к шуму значительно выше, чем у взрослых.         Температура воздуха, духота, замкнутое пространство – факторы, повышающие раздражительность

        Таким образом, авторы исследования вывели причины эмоционального напряжения дошкольников и пришли к выводу о том, что знание этих причин поможет педагогам применять в своей работе такие методы воздействии, которые помогут эффективно снижать детскую агрессивность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Здоровый ребенок - счастливая семья"

Педагогический  проект «Здоровый ребёнок – счастливая семья»Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, у...

Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному обучению.

Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый.В ...

Педагогическая диагностика оценка индивидуального развития детей, дальнейшее планирование педагогических воздействий на ребенка.

С момента утверждения ФГОС ДО, актуалным вопросом ДОУ  стал вопрос организации и содержания мониторинга. В данном материале раскрыты понятия: мониторинг и педагогическая диагностика. Материал ока...

Консультация тема "Педагогические возможности театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка дошкольника"

Консультация для воспитателей детского сада. Речевое развитие детей дошкольникой  через разные виды театров....

СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО

СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» С ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Педагогическая технология "Портфолио ребенка"»

Основной целью создания портфолио является систематизация и фиксация результатов развития дошкольника, его усилий, прогресса и достижений в различных областях, демонстрация спектра его способностей, и...