Практический материал для работы с детьми " Примеры сюжетно-ролевых игр для детей 5-7лет"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кадырова Разиля Рафитовна

Практический материал для работы с детьми 5-7лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_syuzh-rol.odt30.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Государственное бюджетное учреждение

                                       здравоохраниния города Москвы

                              «Детский бронхолегочный сансторий № 42

                            Департамента здравоохранения города Москвы»

                              Практический материал для работы с детьми

                           

                      «Примеры сюжетно-ролевых игр для детей 5-7 лет»

                                                                                                             Подготовила:

                                                                                                             Кадырова Р. Р.

                                                               2018г.

  Кино: Для игры необходимо заранее приобрести проектор или «домашний кинотеатр». Ведущий (взрослый) подбирает эпизоды из сказок, в которых резко проявляются черты характера. Перед играющими детьми ставиться задача озвучить этого персонажа, ярко выражая эти черты, чтобы другие сразу распознали кто он. Затем можно ввести воспроизведение сюжета в виде небольшой сценки.

   Интервью: При помощи считалки дети выбирают «журналиста», а остальные

 дети распределяют роли. Затем ведущий объясняет правила: «Представьте себе, что  в вашу сказочную страну прибыл хитрый  журналист, которому  надо     определить, кто кем  является. Он будет просит вас выполнить его задание или задавать вопросы. Но напрямую спросить «Кто ты?» он не может. Например: журналист видит в лесу персонажа занятого колдовством — это  может быть фея или баба-яга. Угадав персонаж а, журналист может взять у него интервью.

 Илья Муромец и Горыныч: В этой игре дети деляться попарно на И.Муромцев и на Горынычей. Для того, чтобы Горынычей не было видно им надо дать три одинаковые палки, соединенные подвижно вместе, на конец  каждой палки можно приклепить маску змея. Игроки, изображающие Муромцев,держат в руках пластмасовые  кольца. Змеи должны коснуться головы  И.Муромцев, чтобы убить его.И.Муромец может  накинуть на шею змеи кольца- «отрубить голову»,поэтому задача змеи- крутить головами.

  Плохой и хороший: Ведущий просит , чтобы дети самостоятельновыбрали для себя сказочного персонажа и объяснить задание: после считалки дети должны разбежаться в  две стороны — сторону плохих и сторону  хороших. Распределение заканчивается по свистку, неуспвшие становяться наблюдателями. Затем  происходит обсуждение , на которые дети должны объяснить почему они характеризуют роли именно так, и подтвердить свои рассказы примерами из фильмов или книг.

   Волшебник Оживлялка: волшебник может рассказать от имени дерева или цветка, или травки о его жизни-что любит дерево или цветок, что боится, чем он помогает людям.

  Хорошо-плохо: Игра должна стать повседневной для каждой семьи, т. к. она постепенно, без напряжения учит детей видеть противоречия в мире природы: зимой-хорошо-млжно кататься на санках, но зимой-плохо-холодно; снег-хорошо-можно слепить снежную бабу, но снег-плохо-от снега мерзнут пальцы и.т.д. (и так, о любом признаке явлении или объекте, доступном паниманию ребенка).

  Волшебная дорожка: Нарисуйте на песке или листе дорожку, разделив ее на три части и рассматрите ее с помощью любой живой объект, растение: маленькое дерево (с тоненьким стволом) - молодое дерево (ствол не очень большой) - старое высокое дерево (с толстым стволом).Животное: маленький котенок-котенок побольше-взрослый кот. Цветок: бутон у розы-роза расцвела-роза завяла.

  Части-целое: взрослый называет части, а ребенок узнает загаданный объект:

  • Мягкие лапки, пушистая шерстка, хвостик.
  • Это лиса.
  • Похоже, но я загадала не лису. Скажу еще, что это животное любит молоко.
  • Это кошка.

   Взрослый:

  • А еще! Сам большой, уши большие, хобот-нос длинный.
  • Это слон.

   Второй вариант игры: взрослый и ребенок менются ролями- ребенок называет части, а взрослый-целое. При этом желательно, чтобы взрослый не сразу догадался о чем идет речь, провоцируя ребенка как можно больше характерных признаков, новодок.

  Почемучка: взрослый на первом этапе объясняет причину и следствие. Например, если собаке положить ладошку в пасть, она может укусить. Зимой нельзя есть снег и сосульки — заболит горло. Без панамки нельзя ходить в жару — будет болеть голова и.т.д. На втором этапе взрослый приглашает к этому действию ребенка; при этом он не может назвать следствие, а ребенка спросить причину. Например, собака укусит, если... (ее дразнить, совать ладошку в пасть-отвечает ребенок).

   На что похоже: Яблоко такое же круглое, как...(как мячик, как апельсин...). Лук такой же горький, как...(лекарство, как горчица, как перец...). Морковь такая же оранжевая, как...(апельсин, рыжие волосы, шуба у лисы...).

   Кто такой же:

  • У кошечки шерсть, какая? (Мягкая. Пушистая)
  • А у кого такая же? (У зайчика, у лисички, у пуделя)
  • Кто еще кусается как собака?
  • Кто еще любит молоко, как кошка?
  • Кто еще маленький как воробышек?

  Как вариант игры можно сравнить две похожие по внешним признакам животных и найти не только сходство, но и отличия. Например, рассмотрев на картине волка, лису, можно отметить, что у них у обоих острые мордочки изубы, длинные хвосты и оба они любят есть зайцев, мелких зверюшек в лесу. Но у лисы шубка рыжая, а волка серая.

 Найди друзей: Расширяя словарный запас за счет описательных прилагательных, характеризующих природные объекты. Упражнять в подборе словосочетаний: колючий еж-колючая елка; зеленый листок-зеленая лягушка, зеленый кузнечик, зеленый огурец.

Колючий-ежик, елка, иголка.

Зеленый-листок, лягушка, кузнечик, огурец.

Круглый-мячик, солнце, яблоко, воздушный шар.

Холодный-снег, лед, мороженое.

  Угадай, кто я?: Взрослый имитирует движения, жесты, голос, различных животных, но только тех, ког ребенок в состоянии узнать (собака, кошка, волк, корова, петух, гусь и др.). На втором этапе необходимо побуждать ребенка самого к подобной имитации, а взрослый обязательно подыгрывает ему.

  Что такое же?: Взрослый берет любой предмет, определяет одно или несколько свойств предмета (поочередно) и вместе с ребенком сначало находит подобный по заданному свойству объект.

Взрослый:

  • У меня лимон, он желтый. Давай найдем с тобой еще что-нибудь желтое (яблоко, шарик, кубик, платье у куклы, карандаш).
  • А теперь найдем что-нибудь мягкое, такое же на ощупь, как плюшевый мишка.

   Угадай, какое настроение: Взрослый показывает ребенку фото его самого, где он смеется, плачет, задумчиво смотрит, хитро улыбается, сердится и называет эти состояния сначало в форме глагола (ты здесь плачешь, смеешься,  грустишь...), а затем в форме прилагательного (он здесь грустный, веселый, задумчивый, хитрый...). Далее взрослый предлагает рассматреть книги и иллюстрации, на которых изображены животные (злой тигр, волк; испуганный заяц, хитрая лиса, веселый щенок...) и предлагает назвать их настроение  в глагольной форме (волк сердится, зллится). После взрослый предлагает ребенку: «Давай покажем, как мы радуемся, сердимся, грустим» и побуждает ребенка к мимическому воспроизведению эмоций.

                                    «Изобрази человека любой профессии»

   Выбирается водящий, он становится в центр круга. Остальные дети, взявшись за руки, произносят такие слова:

                             Мы в профессии играем,

                             По душе их выбираем

                             И мечтаем поскорее

                             Мамы с папой стать взрослее.

                             Чтоб не просто так мечтать,

                             Кем ты, Саша (Маша, Миша и.т.д.) хочешь стать?

Водящий изображает действия-дети должны угадать профессию. Если они затрудняются ответить, водящего просят назвать свои действия.

                                         «Угадай по результату профессию»

  Воспитатель предлагает детям по очереди брать картинки с изображением предмета-результата чьей-либо деятельности. Взяв картинку, дети должны назвать профессию и действия, которые выполняет человек этой профессии (картинки: платье, дом, пирог фотография и.т.д.)

                                       «Определи по предмету профессию»

   Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка, краски, нитки, молоток и.т.п.), которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. По предмету дети должны назвать профессию, в которой предмет используется.

                                                       «Что лишнее»

  Воспитатель раскладывает четыре картинки с изображением предметов-помощников (например, шприц, вата, йод и бинокль). Ребенок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

                                                       

                                                  «Что напутал художник»

  Воспитатель показывает детям картинку, где изображены люди разных профессий, занимающиеся не своей деятельностью, например: повар строит дом, медсестра продает овощи в магазине. Дети отвечают на вопросы: «Что перепутал художник?,  «Почему?».

                                                    «Подбери картинку»

   Перед ребенком в случайном порядке разложены карточки с изображением людей разных профессий (первый ряд) и их рабочих мест (стройка, поликлиника, больница, парикмахерская, детский сад, столовая и.т.п.), (второй ряд). Ребенок должен выбрать карточку из первого ряда, назвать профессию взрослого и подобрать картинку с изображением соответствующего рабочего места, ответить на вопрос: «Где может работать человек этой профессии?». Например: медсестра может работать в больнице, поликлинике, детском саду; парикмахер в парикмахерской, салоне красоты и.т.п.

                                       «Нас лечат врач и медсестра»

Больные игрушки просят детей их вылечить. Побеседайте вместе с детьми, как много больных и какие у них разные беды: у одного болит голова, у других-горло, ухо, лапа, живот, зубы и.т.д. Затем дети объединяются в пары-врач и медсестра. Они выясняют, что беспокоит их больного, врач назначает лечение, а медсестра выполняет его указания. Другие дети одобряют или поправляют действия медиков. Когда все игрушки поправятся, предлагают им поиграть.

                                  «Что кому надо для совместной работы»

 

В начале игры используйте стихи или песню «Детский сад»

Мы с тобой проснулись рано,

Мы шагаем в детский сад.

Там игрушки, там зверюшки

Ожидают всех ребят.

И Танюшу, и Антошку,

И Катюшу , и Сережку-

Всех приветливо встречает

Детский сад.

Затем дети разбиваются на несколько групп по ролям: воспитательница и няня; воспитательница, повар и няня; врач и медсестра; воспитательница и музыкальный руководитель; дворник, воспитательница и няня. Каждая группа выбирает картинки (игрушки), необходимые для совместной работы. Дригие дети вместе с воспитателем придумывают  свои картинки на фланелеграфе (игрушки-на столе, полочке). Дети проверяют, правильно ли сделана подборка, просят сообща выполнить определенную работу. Например, музыкальный руководитель будет играть на пианино, а воспитатель с детьми-танцевать и петь. При этом они должны не только показать, что они будут делать, но и рассказать, как они будут делать.

                                            «Кукольный детский сад»

Детей разбивают на пары, у каждой пары-две-три предметные картинки. Когда дети внимательно рассмотрят их, выставьте на фланелеграфе сюжетную картинку. Предложите детям решить, как следует поступить в данной ситуации, чем можно быть полезным. Дети советуются друг с лругом, подходят ли их картинки для этой ситуации. Когда все предметные картинки будут подобраны, предложите детям обсудить, не напутали ли они и как можно помочь персонажам сюжетной картинки. Рекомендуются следующие сюжетные картинки: кукла огорченно плачет, так как ее не берут в игру; кукла опоздала, и для нее за столом не оказалось прибора; кула грязными руками хочет сесть за стол; кукле нечем рисовать; кукла без шарфа и шапочки вышла весной или осенью на прогулку.

                                                         «Зоопарк»

Дети делятся на две группы. Одни берут сети и талоны и отправляются в поле, лес, джунгли, к водоемам для поимки животных (размещены в разных местах комнаты). Другие создают зоопарк: клетки, кассу, вход-из строительного материала. Предлагайте детям заниматься подсчетом брусков и построенных из них клеток, а также пойманных животных. Зоопарк готов. Клетки разного размера размещены так, чтобы между ними можно было перемещать животных. Вернувшись из путешествия дети размещают животных по клеткам, пересчитывают их, сравнивают количество животных разного вида. Клетки выбирают с таким расчетом, чтобы животным было удобно. Теперь в зоопарк приходят посетители. Работники зоопарка кормят животных, а охотники проверяют, правильно ли подобран корм. В случае ошибки животные отказываются принимать пищу. Посетители зоопарка считают, сколько в каждой клетке жвотных, обсуждают, удобно ли им, сравнивают по внешнему виду, размерам.

                                            «Дом, в котором ты живешь»

Желательно начать игру со стиха или загадки:

В доме, полном света,                                     Что за башенка стоит,

Новый детский сад.                                         А в окошке свет горит,

Дом построил этот-                                         В этой башне мы живем-

Каменщик-мой брат.                                       И она зовется...(дом)

Дети группами размещаются за столами, где вскоре начнется строительство. Один ребенок от каждой группы подходит к столу с игрушками (прикрытыми салфеткой) или картинками (лежащими изображениями вниз). Взяв на угад картинку или игрушку, ребенок показывает ее и рассказывает, как с этим предметом можно работать, закрепляя тем самым за собой соответствующую роль.Остальные члены группы выбирают другие строительные профессии. Те, кому достался грузовой автомобиль, становятся водителями. Они подвозят материал, а рабочие договариваются о том, что и как будут строить.

                                               «Что надо для поездки»

Предложите будущим шоферам вспомнить, что им понадобится для поезки. Если возникнут затруднения, возьмите сундучок и поочередно вынимайте из него различные предметы. Дети, внимательно рассмотрев их, должны сказать, для чего они понадобятся во время поездки. Ребята разбиваются на группы, в каждой группе должны быть водители, пассажиры, те кто подбирает грузы. Наконец машины выходят на трассу (периметр стола). Сначала сами регулируйте движением всех машин сигналами светофора. Потом светофором может управлять кто-нибудь из детей. При повторении игры желательно, чтобы дети меняли роли.

                                          «На воде, в воздухе, на земле»

Поинтересуйтесь, кто из детей и куда хотелось бы поехать. В зависимости от дальности маршрута помогите им подобрать подходящий вид транспорта. Дети, решившие стать водителями, выбирают пассажиров-других детей или игрушки. Затем по очереди-то в роли водителей, то в роли пассажиров-едут по избанному ими маршруту, имитируя звучание и способы передвижения того или иного вида транспорта.

                                                    «Где ты живешь?»

Звучит знакомая детям народная мелодия (песня или танец). Дети должны назвать ее, попробовать повторить. Предлагая им ближе познакомиться с природой края, где родилась эта прекрасная музыка. Дети разбиваются на группы и выбирают две-три картинке, изображающие пейзажи города (села), где живут , и тех мест, где они бывали с родителями или о которых знают по стихам или фильмам, обсуждаю то, что изображено на картинках, вспоминают, где бывали, что особенно запомнилось.

                                                  «На чем я путешествую»

Дети выбирают картинки (игрушки), называя при этом вид транспорта и цель поездки. Если они соответствуют друг другу, картинка попадает к ребенку. Если нет (например, ребенок предлагает прилететь на самолете их детского сада домой), то картинку (игрушку) берет тот, кто скажет, как правльно пользоваться этим видом транспортом. Каждый, вернувшись из путешествия по комнате с выбранной картинкой, игрушкой, должен рассказать, как он ехал, летел, плыл, кого и что перевозил. Тот, кто справился с заданием, выбирает другую картинку (игрушку) и берет в спупники тех, кто не сумел выполнить задание. Затем о путешествии рассказывают сообща, помогая друг другу.

                                                              «Магазин»

На каждом столе большая карточка, изображающая определенный магазин. Сообщите детям, что кто-то перепутал все товары. Попросите их помочь разобраться и завезти товар в нужный магазин. Показывайте им маленькие карточки. Дети, правильно назвавшие товар и соответствующий магазин, получают карточки и постепенно заполняют полки своего магазина. Потом дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранную им вещь, чтобы продавец сразу догадался, о чем идет речь, иначе требуемая карточка остается на месте.

                                                              «Ателье»

Предложите детям осмотреть свою одежду, вместе с ними определите, в чем ее красота, удобство. Затем от имени куклы попросите сшить для нее платье или что-нибудь еще. Спросите ребят, кто шьет одежду для взрослых и детей. Ответ на этот вопрос найдите вместе с детьми на картинках, затем кукла вместе с ребенком отправится в ателье и заказывает себе платье (или что-то другое), причем торопит мастеров. А они терпеливо объясняют ей весь процесс работы: каждый показывает свою картинку и рассказывает, как кроят ткань, как делают примерку и.т.д. Кукла удивлена. Ей предлагают прийти через несколько дней. Затем другие дети начинают сообща «шить» платье, подробно рассказывая о всех этапах своего труда. Наконец кукла полчает платье, примеряя его, радуется, благодарит детей.

                                                        «Кто нас лечит?»

На столах одних детей-аптека, других-поликлиника, третьих-больница, четвертых-скорая помощь. Короткой сценкой «Доктор Айболит лечит больных» вызовите интерес к игре. Оказывается, на прием к нему стремится все заболевшие зверюшки, куклы и даже поломанные машины. Айболит не успевает помочь всем, обращается к детям. Дети с удовольствием откликаются: ведут больного в поликлинику, по назначению Айболита покупают в аптеке лекарства, везут тяжелобольного в больницу. Другие выступают в роли врачей, медсестер, фармацевтов и оказывают больным необходимую помощь. Айболит дает советы, помогает, утешает больных, радуется старатльности детей к больным. Наконец, все выздоровили, радуются, благодарят заботливых детей.

                                                              «Почта»

Дети надевают номера-медальоны, обозначающие их адрес. Игра начинается стихами С. Маршака и загадкой:

Письмо само                                                 Что путешествует по всему свету,

Никуда не пойдет.                                         Оставаясь в одном и том же углу?

Но в ящик его опусти-                                  (Марка)

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывет

Тысячи верст пути.

(Почтовый ящик)

Затем каждый решает, кому он хочет отправить письмо. Конверты опускают в почтовый ящик. Заметьте номера детей, которым никто ничего не послал. Напишите им на заранее подготовленных конвертах и отправьте сами. Когда оживление, связанное с отправкой корреспонденции, улеглось, вы представляете появление почтальона стихом С. Михалкова «Почтальон».

Почтальон раздает письма, дети обсуждают полученное, загадывают загадки. Остальные участники игры должны догадаться, что принес почтальон.

                                                       «Дорожные знаки»

Дети делятся на пешеходрв, дорожные знаки, автомобили и надевают на себя соответствующие медальоны-атрибуты. Дорожные знаки занимают свои места. Вначеле в путь отправляются пешеходы. Нарушивших правила движения знаки задерживают. Автомобили оценивают правильность поведения пешеходов и требования дорожных знаков. Потом они сами отправляются в путь. Недисциплинированных или невнимательных знаки звдерживают, а их поведение оценивают пешеходы. Игру повторяют до тех пор, пока все ек научатся выполнять правила дорожного движения.

Вариант. Теперь знакам прибавится забот-в путь одновременно отправляются пешеходы и автомобили. Задержанных нарушителей оценивают все вместе. За каждое нарушение отрывают лепесток с контрольного талона. Выигрывает тот, у кого сохранились все лепестки.

Целесообрзно использовать загадки:

Не живая, а идет,                                      Запылал у чудища

Неподвижна, а ведет.                                Изумрудный глаз-

(Дорога)                                                     Значит, можно улицу

                                                                    Перейти сейчас.

                                                                    (Светофор)

                                                  «Где я живу?»

Детям показывают картинки с изображением тех товаров, которые производятся местной промышленностью. Просят вспомнить все, что они знают о родном городе. Предлагают им представить себя взрослыми и решить, где бы они хотели работать. Просят рассказать об этом так, чтобы и другим захотелось работать там же; прводится конкурс рассказов: побеждает тот, кто интереснее других расскажет о родном городе, придумает больше вариантов, как быть ему полезным.

                                                     «Кто важнее?»

                                   

Дети делятся на группы по несколько человек. Каждая группа, готовясь сконструировать машину (теплоход, самолет, автомобиль), обсуждает процесс совместной работы, затем отправляется на завод, т. е. выбирает соответствующую сюжетную картину. Как только все группы определились, решают, кто первый начет сборку машины-рассказ  о совместной работе на конвейере. Рассказ строят по принципц цепочки: я начну-ты продолжи. Каждый рассказывает о детали, которую он устанавливает, объясняет ее назначение. З слаженную работу дети получают оценку «отлично». Когда все группы закончат   сборку, они обмениваются своими машинами для испытания, которое состоит в том, чтобы найти в машине деталь, которую «не пробовали» (не рассказывали о ней) на крнвейере. Выигрывает та группа, чьи испытания прошли успешно.

Вариант. Предлагает сборку машины из деталец по типу аппликации на флпнелеграфах. Дети разбиваются на группы выбирают нужные детали и составляют из них машину. Затем выставляют лист с машиной на стенд и рассказывают о сборке. Другие дети, испытатели, могут добавить или убрать какую-либо деталь, если это улучшает конструкцию. Соответствующие оценки помещают на лист рядом с машиной.

                                                        «Кем быть?»

Дети расходятся по всем комнатам, чтобы выбрать по одному предмету для игры. При этом каждый думает о том, что он сумеет рассказать об этом предмете, вспоминает соответствующие стихи или загадки. Тем, кто выполнит это условие, участники игры разрешают выставить предметы на столе у стенда. Остальным помогают составлять рассказ о выбранном предмете, сообща вспоминая стихи и загадки. Когда все предметы выставлены, дети группируют их по месту производства: посуда-на фаянсовом заводе; мебель- на мебельной фабрике; игрушки- на игрушечной фабрике; одежда-на швейной фабрике и.т.д.

Потом выбирают сюжетные картинки и выставляют их рядом с соответствующей группой предметов. Ребенок может взять понравившийся ему предмет только в том случае, если расскажет, кто и как его сделал. Выигрывает тот, у кого больше предметов.

                                                            «Школа»

Дети делятся на несколько равных групп. У каждого-свой учитель и свой урок: математика, русский язык, труд, физкультура и.т.д. (по желанию детей). Когда учитель закончит урок, ученики каждого класса демонстрируют другим ученикам свои успехи. За правильное задание ученик получает фишку. Если все дети в классе награждены фишками, ее получает и учитель. Число фишек каждого класса записывают на доске. Выигрывает класс, набравших больше всего фишек. В повторном туре группы выбирают новых учителей, которые проводят другие уроки. В конце игры посчитайте вмевте с детьми общий итог для каждой группы. Определите победившую. Рекомендуется использовать загадки, стихи, шутки.

                                                      «Библиотека»

Вместе с детьми вспомните правила пользования библиотекой. Дети выбирают трех-четырех библиотекарей, у каждого из них -по нескольку книжек. Дети также распределяются на три-четыре группы. Каждую группу обслуживает один библиотекарь, он показывает книжки с разными картинками. Чтобы получить понравившуюся книжку, ребенок должен назвать сказку, рассказ.

Вариант. Ребенок описывает содержание нужной ему книги, но не называет ее. Библиотекарь по описанию догадывается, какую книгу хочет ребенок, и выдает ее. Потом описание дает библиотекарь, а ребенок угадав книгу, получает ее. В читальном зале библиотеки дети рассматривают книги, читают их, обмениваются впечатлениями, загадывают друг другу загадки:

Не куст, а с листочками,                            

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывет

(Книга).

                                                    «Школа пожарников»

Картинки по одной выставляют на доске, задают проблемные ситуации. Дети, решившие, как надо поступить, подходят к ведущему и по секрету сообщают о своем решение. Ведущий оценивает его одной из трех фишек. Когда желающих больше нет, каждый вслух называет ответ и показывет фишку. Дети убеждаются в разнообразии или единстве вариантов разрешения данной ситуации, сверяют правильность предложенных ими решений с решением ведущего. Затем выставляется другая картинка и игра продолжается. В конце игры на доске нужно записать, сколько и каких фишек набрал каждый ребенок.

                                                «Кто делает игрушки?»

Дети по вашей просьбе узнают от родителей, что их любимые игрушки сделаны рабочими на фабриках. Неожиданно для детей воспитатель показывает им большую раздетую куклу: «Здравствуйте, дети!»- «Откуда ты? И совсем раздетая!»- удивляются дети. От имени куклы скажите: «А меня только что сделали на фабрике игрушек. Хотите узнать о моих приключениях? Я начну рассказывать, а вы (показывает детям картинки) будите помогать мне». Кукла начинает свой рассказ: «Однажды скульптор  решил: сделаю-ка я ребятам веселую куклу, пусть они играют. Взял он... Ах, забыла, что было дальше. Помогите мне, дети. Все мои приключения нарисованы на картинках (рассматривает вместе с детьми). Вот что было вначале». Дети рассказывают, как скульптор лепил голову куклы. «Поможем ему дети, а заодно научимся сами», предлагает кукла. Дети лепят, а кукла тем временем продолжает: «Долго лепил скульптор куклу. Но какое веселое лицо вышло у нее». - «Потом он вылепил ножки, чтобы кукла стояла, руки, туловище»,- продолжают дети, рассматривая каринки. Кукла спрашивает: «Посмотрите, она похоже на меня? Может быть, на мальчика?». «Кому же подарить куклу? В каждый детский сад. Кукла одна, а детей много, так думал скульптор. И чтобы не обидеть детей, решил скульптор попросить помощи у рабочих игрушечной фабрики: «Сделайте побольше таких кукол, чтобы для всех детских садов хватило. Я один, а вас много. К тому же вам помогут машины». Согласились рабочие: ведь все любят детей, стараются их порадовать. Как же рабочие помогли скульптору, кто найдет такую картинку и расскажет нам о приключениях на фабрике. Тем временем кукла загрустила. Воспитатель спрашивает: «В чем дело?» Оказывается, их забыли одеть! Кто же должен поработать, чтобы у кукол были нарядные платья, обувь, одежда?

                                                 «Швейная фабрика»

Предложите детям объединится в две-три группы. Организуйте столько же конвейнерных линий, на каждой линии-изготовление одного-двух видов одежды, но разного цвета и размера. Объясните детям, что каждая группа, работая на конвейере, из деталей собирает определенный вид одежды. Каждому ребенку автокар подвозит один вид деталей (рукава, штанины, верхние или нижние части платья разных цветов и размеров). Складывают одежду дети на листе плотной бумаги, вставляя отдельные детали в прорези. На конце конвейерв изделия складывают стопкой. Когда работа закончена, контролер проверяет изделие, обсуждая его достоинства и недостатки с детьми. Выигрывает та группа, у которой меньше брака.

                                       «Что кому надо для работы на стройке?»

Дети распределяются на две группы: строителей и детей с картинками (игрушками), демонстрирующими орудия труда. Строители, назвав свои профессии, выбирают чертеж для постройки дома. Но приступить к работе не могут: нет машин, инструментов. Чтобы получить их, строитель должен загадать загадку, поговорку, о выбранной  профессии или соответствующих орудиях труда. Если ребенок с картинкой (игрушкой) удовлетворен, он подходит к строителю. Они вдвоем изображают трудовые действия. Другие дети одобряют или поправляют их. Когда все строители нашли нужные им инструменты и умело пользуются ими, можно усложнить игру. Инженер (сначало воспитатель, потом ребенок) предлагает изобразить процесс строительства в реальной последовательности: вырыть котлован, заложить фундамент, возвести стены и.т.д. Дети становятся в определенной последовательности в зависимости от своей специальности, а потом в нужный момент вступают в трудовой процесс. Важно, чтобы каждый ребенок не перепутал и не подвел других.

                                              «Пешеходы и транспорт»

Дети разделяются на пешеходов, водителей транспорта и пассажиров. Кроме того, выбирают детей-светофоров и полицейских на перекрестках улиц. По сигналу ведущего (свисток) начинается движение транспорта и пассажиров. Светофоры регулируют движение транспорта, а полиция следит за соблюдением правил движения. Если пешеход или водитель нарушил правило, полиция останавливает движение, делает прокол в талоне водителя, а пешеходу предлагает стать пассажиром, а то и просто посидеть на скамье, чтобы со стороны изучить правила движения. Кроме того, полицейский делает отметку на визитной карточке пешехода. Выигрывают те, у кого нет нарушений.

                                                      «На самолете»

Дети выбирают роли пилота, стюардессы, радиста, диспетчера, грузчика, кассира, а также вид самолета-пассажирский и грузовой. Желающие, приобретя билеты и предъявив их стюардессе, садятся в самолет. Грузчики занимаются погрузкой. Полеты совершаются в разных направлениях. Во время полета все рассматривают виды различных  природных зон, делятся впечатлениями друг с другом, с игрушечными персонажами. По возвращении дети сообща рассказывают о своих впечатлениях.

                                                        «Парашютисты»

Дети разберают и прикрепляют  к своей одежде эмблемы. Теперь одни из них пилоты, другие-парашютисты. Парашютисты и пилоты группируются таким образом, чтобы на каждом самолете оказалось не менее двух-трех парашютистов. Сначало организуйте спортивные соревнования. Совершив на самолетах один круг, парашютисяты прыгают, кружатся приземляются. Тем временем пилотам раздают эмблемы-парашюты. По сигналу каждый  парашютист должен найти самолет со своей эмблемой. Побждает группа, собравшаяся первой. Следующее задание: парашютисты с разными эмблемами получают различные задания: принять участие в спортивном параде и продемонстрировать разные фигуры, виражи и.т.д. Задание каждой группе дается в тайне от других. Задание выполнено, и пилоты на самолетах доставляют парашютистов обратно. Они рассказывают о своих заданиях, возможных приключениях.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал для работы с детьми с задержкой психического развития и нарушениями речи

Не смотря на то, что тема «Музыкальное развитие детей с проблемами в развитии и обучении» в отечественной педагогике и дефектологии изучена недостаточно, творческая группа музыкальных руководителей г....

Практический материал для работы с детьми с задержкой психического развития

Не смотря на то, что тема «Музыкальное развитие детей с проблемами в развитии и обучении» в отечественной педагогике и дефектологии изучена недостаточно, творческая группа музыкальных руководителей г....

Практический материал для работы с детьми дошкольного возраста (Кинезеологические упражнения)

Комплекс по развитию познавательных функций через движение рекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания, повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность или ра...

Практический материал для работы с детьми "Перспективное планирование в средней группе детей 4-5 лет"

quot;Перспективные планирование по сюжетно-ролевой деятельности детей 4-5лет"...