Практический материал для работы с детьми
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Бутова Анна Алексеевна

Игры с картинками

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon "Найди отличия"1013.75 КБ
PDF icon "От слова к рассказу"847.7 КБ
Файл Домашняя игротека20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

·  «Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш  крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

Волшебные палочки. Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры.

Делаем сырники

Наденьте на малыша фартук, закатайте рукава. Положите в глубокую миску все необходимое: творог, яйца, муку и что еще вы обычно кладете в тесто для сырников. Пусть ребенок все это перемешает, если сможет. Если нет, дайте ему готовое тесто.

Из теста для сырников можно просто скатывать шарики или колбаски. Заодно можно поупражняться в счете: "Этот сырник для мамы, этот для папы... Сколько всего?"

Сделанные собственными ручками сырники будут для ребенка самыми вкусными. А еще таким образом, ваш малыш почувствует себя нужным семье, если, конечно, его труд оценят по достоинству.

Воздушный хоккей

Эта полезная игра для детей поможет развить зрительную координацию и научит владеть дыханием. На столе с двух сторон расположите "ворота", например пустые коробки из-под обуви. На середину стола поместите кусочек ваты. Цель игры: с помощью дыхания задуть кусочек ваты в ворота противника.

Для мальчишек невозможно обойтись без беготни. Подвижные игры для детей дома тоже можно устроить, конечно, не с таким размахом, как на улице. Например, поставить у стенки несколько пластмассовых ведерок и устроить соревнование "Меткий стрелок", стараясь как можно чаще попасть в ведерки теннисным или другим шариком.

Перекладывание.

Настричь из поролона небольшие кусочки и вместо ложки дать ребенку пинцет. Ухватывать пинцетом и перекладывать легкие поролоновые шарики не просто, но очень интересно! 
Кусочки поролона можно заменить и другими мелкими предметами: крышками от бутылок, деталями конструктора и так далее... 
Это упражнение развивает координацию движений, пространственное воображение и тактильные ощущения.

Переливание.

Наденьте на малыша клеенчатый фартучек. Поставьте перед ним две мисочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи обыкновенной медицинской клизмы или губки постепенно переливать водичку из одной емкости в другую. Обращайте внимание на булькающий и всасывающий звук, на льющуюся струйку и капли. Восторг ребенка гарантирован!!!

Делаем пирамидку.

Это упражнение замечательно развивает мелкую и так называемую пишущую моторику, а также усидчивость и глазомер малыша. Нанизывать яркие кусочки хозяйственной поролоновой губки на деревянную палочку (выйдет подобие пирамидки). Заостряйте внимание ребенка на последовательности цвета и формы нанизываемых бусин, но и давайте полную свободу его фантазии. В результате все равно получится некое уникальное изделие. Не забудьте искренне похвалить получившуюся пирамидку и оставить ее на некоторое время в неразобранном виде!

Игры на обогащение словаря ребенка:

·  «Давайте искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

·  «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам в ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно играть в «сладкие»,  «кислые», «соленые», «горькие» слова.

·  «Приготовим сок». «Из яблок сок…(яблочный); из груш…(грушевый); из вишни…(вишневый);из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. п.

·   Расскажите ребенку, что есть «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино. пианино, метро). «Я гуляю в пальто. Сегодня тепло и все надели пальто. На вешалке висит пальто и т.п.».   

По дороге из детского сада (в детский сад).

        ·  «Волшебные очки». Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (синим, зеленым и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, с кажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом и пр.

·  «Я дарю тебе словечко». Цель – расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю, родители дарят ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и объясняют значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст…), «тяжелые» (Гиря, штанга…), «легкие» (пух, облако, перышко…). 

Игротека в кругу семьи.

Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.

Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

"Только весёлые слова".

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди,

допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

"Автобиография".

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе:". (Лампочка).

Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался:" (Пятачок).

"Волшебная цепочка".

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?

Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

"Слова мячики".

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

"Антонимы в сказках и фильмах".

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.

Примеры заданий:

"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");

"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");

"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");

"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");

"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");

"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");

"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");

"Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");

"Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");

"Если вдруг:"

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

·            Все пуговицы;

·            Все ножницы;

·            Все спички;

·            Все учебники или книги и т. д.

Что произойдёт?

Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

·            Живая вода;

·            Цветик-семицветик;

·            Сапоги-скороходы;

·            Ковёр-самолёт и т. д.

"Подбери слово".

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

"Кто что умеет делать".

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прагать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

"Антонимы для загадок".

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".

Обитает в воде (значит, на суше);

Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

Хвост очень длинный (значит, короткий);

Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

Очень любит солёное (значит, сладкое).

Кто это?

"Весёлые рифмы".

Играющие должны подбирать к словам рифмы.

Свечка - :. печка;

Трубы - : губы;

Ракетка - пипетка;

Слон - :поклон;

Сапоги - :пироги и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал для работы с детьми с задержкой психического развития и нарушениями речи

Не смотря на то, что тема «Музыкальное развитие детей с проблемами в развитии и обучении» в отечественной педагогике и дефектологии изучена недостаточно, творческая группа музыкальных руководителей г....

Практический материал для работы с детьми с задержкой психического развития

Не смотря на то, что тема «Музыкальное развитие детей с проблемами в развитии и обучении» в отечественной педагогике и дефектологии изучена недостаточно, творческая группа музыкальных руководителей г....

Практический материал для работы с детьми дошкольного возраста (Кинезеологические упражнения)

Комплекс по развитию познавательных функций через движение рекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания, повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность или ра...

Практический материал для работы с детьми "Перспективное планирование в средней группе детей 4-5 лет"

quot;Перспективные планирование по сюжетно-ролевой деятельности детей 4-5лет"...