«Формирование толерантной культуры у дошкольников посредством создания национальной среды ДОО»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Гутор Любовь Дмитриевна

Детский сад -  первая ступень становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Наше дошкольное учреждение посещают более 150 воспитанников, из них 32% детей являются представителями разных национальностей: азербайджанцы, армяне, татары, украинцы, казахи, кумандинцы, алтайцы, японцы.  Мы столкнулись с проблемой в общении детей, непонимания друг друга в связи с разными ценностями, культурой, языком. 

      В связи с этим возникла необходимость в создании национальной среды ДОО для приобщения к культуре и быту разных народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА –ДЕТСКИЙ САД №51» Г. БИЙСКА                      

Проект

«Формирование толерантной культуры

у дошкольников посредством создания национальной среды ДОО»

                                              Авторы проекта:

Гутор Любовь. Дмитриевна, музыкальный руководитель;

                Крылова Ирина Ивановна, воспитатель;

                Потапова Анна Сергеевна, воспитатель.

         

        

                                                 г. Бийск, 2018 г

Содержание проекта

1

Тема проекта

3

2

Актуальность

3

3

Практическая значимость

3

4

Цель и задачи проекта

3

5

Участники проекта

3

6

Направления проекта

3

7

Классификация проекта

3

8

Ресурсы проекта

4

9

Ожидаемые результаты

4

10

Этапы работы над проектом

4-5

11

Результативность

5-8

12

Перспективы и возможности проекта

8

Тема проекта: «Формирование толерантной культуры у дошкольников посредством создания национальной среды ДОО»

Актуальность проекта.

     Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.

     Детский сад -  первая ступень становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Наше дошкольное учреждение посещают более 150 воспитанников, из них 32% детей являются представителями разных национальностей: азербайджанцы, армяне, татары, украинцы, казахи, кумандинцы, алтайцы, японцы.  Мы столкнулись с проблемой в общении детей, непонимания друг друга в связи с разными ценностями, культурой, языком.  

      В связи с этим возникла необходимость в создании национальной среды ДОО для приобщения к культуре и быту разных народов.

Практическая значимость.

     Считаем, что реализация данного проекта повысит культуру общения в многонациональной детской среде, дети научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат групп и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Цель нашего проекта: Создать условия для формирования толерантной культуры у дошкольников посредством создания национальной среды ДОО.

Задачи:

1. Изучить новые подходы в организации национальной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их национальности, потребностей и интересов.

3. Воспитывать чувство уважения и толерантную культуру у дошкольников

4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной национальной среды в ДОУ.

 Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители, дети.

 

Направление: Проект направлен на организацию практической работу в ДОО по реализации национальной среды, центров, в целях формирования толерантной культуры детей дошкольного возраста и распространения опыта работы среди городских дошкольных учреждений.

Классификация проекта: долгосрочный (3 года), практико-ориентированный

Ресурсы проекта: интернет- ресурсы, учебно-методическая литература по данной теме, знания родителей, иллюстрированный, дидактический, музейный материал, фото.

Материально-технические: без значимых бюджетных затрат, опираясь на помощь родителей

Ожидаемые результаты:

• В ДОО будет создана среда, способствующая формированию толерантности у дошкольников в условиях разнонационального общества;

• Заинтересованность родительской общественности к участию в работе по созданию комфортной национальной среды у дошкольников;

• Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном и региональном уровне.

    Национальная среда должна быть оформлена как в каждой группе ДОО, так и на его территории. Из этого следует, что у детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом.  Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей и что важнее всего, притворят их в жизнь.

Реализация проекта проходила в три этапа:

Первый этап- подготовительный:

    Анализ предметно – пространственной национальной среды в ДОО и подбор информации и материала.

   Нами было отмечено, что   привитие основ толерантности осуществлялось в проведении праздников, занятий, бесед, ориентированных на доминирующие нации, при этом не учитывались другие народности, представленные в детском саду. Мы считаем, нужно знакомить детей с национальным многообразием и поэтому предметно-развивающая среда должна быть более разнообразной и включать в себя нюансы культур всех наций.

 

Второй этап - основной.

     На данном этапе в ДОО создавались музеи: «Русская изба», «Музей алтайской культуры» и национальные мини – музеи в группах.

    Многообразие мини-музеев, а именно: музей национальной куклы, народных игрушек, народной посуды, национальных народных музыкальных инструментов, музей «Чудо росписи», «Город мастеров», «Разноцветная Россия», дает возможность воспитанникам ходить на экскурсии в другие группы. Оформленные педагогами уголки: «Россия-наш общий дом», «Земля-наш дом», «Мы все такие разные» знакомят дошкольников с разными народами, их обычаями и традициями, развивают интерес к людям разных национальностей.

      С участием родителей созданы фотоколлажи на тему: «С чего начинается Родина?», «Традиции моей семьи», «Путешествуем по России» и стенгазеты:

«Семейные традиции», «Волшебный мир семьи». Также свои национальные изделия и традиции семьи демонстрировали во время проведения праздников и досугов: «Мы все такие разные», «В хороводы становись», «Подари улыбку всем», «Земля наш общий дом», «Алло, мы ищем таланты!» Привлечение семей усиливает взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом, позволяет сменить пассивную позицию на активную, приобретая знания в области воспитания толерантных отношений своих детей.

    «Книжные центры» пополнились сказками разных народов мира, с множеством различных красочных иллюстраций, с помощью которых дошкольники знакомятся с национальными костюмами, домашней утварью, событиями жизни.

     Педагогами и родителями был собран иллюстрированный материал: «Национальные блюда», «Наши фрукты и овощи», «Национальные праздники», «Музыкальные инструменты разных народов», «Национальный костюм народов мира», «Жилище разных народов».    

     Центры «Ряженья» пополнили национальными, костюмами и костюмами с элементами народной вышивки.

 

На третьем заключительном этапе провели конкурс на лучший мини-музей и организовали выставку семейных талантов «Неталантливых семей не бывает», где дети с родителями продемонстрировали свое национальное мастерство и посетили музеи ДОО.   Так же

   С педагогами детского сада за «круглым столом» подведены итоги и анализ результативности работы, обобщение опыта работы детского сада по реализации национальной среды на городском и региональном уровне. Мы поняли, что национальная среда детского сада должна представлять перед дошкольниками   многообразие и самоценность национальных культур не только находящихся рядом национальностей, но и мира в целом, для того чтобы в целом помочь обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем.

Результативность. У дошкольников развита способность к общению в  многонациональной среде, у педагогов сформирована кросскультурная компетентность, сформирован банк методических материалов по данной проблеме, повысилась компетентность родителей и установились партнерские отношения с ДОО.  Наше ДОО с 2016 г. ведет инновационную деятельность по реализации проекта «Развитие способностей дошкольников к общению в многоконфессиональной среде и формирование представлений о нравственных идеалах и ценностях в условиях ДОО» http://ds51biy.edu22.

Представлена видеопрезентация инновационного проекта на VIII окружной (Vмежрегиональной) научно-практической конференции-конкурса достижений талантливой молодежи «Будущее наукограда» на секции «Региональные инновационные площадки».

Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ2016

Фестиваль семейного творчества "Алло, мы ищем таланты"2016

 Экскурсия в этно-парк "Легенда" 2017

Программа «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством разыгрывания алтайских народных сказок» 2017

Детский исследовательский проект "История и традиции моей семьи" 2017

Путешествие по странам 2017

Формирование кросскультурной компетенции педагогов ДОУ

  1. од.

1)На базе ДОУ стажерская практика «Формирование толерантной культуры у дошкольников посредством ознакомления с культурой разных национальностей малой родины»

Фестиваль семейного творчества «Алло, мы ищем таланты!»

 2017 год.

1)  01.02. 2017 г. на базе ДОУ прошло городское методическое объединение по социально-коммуникативному развитию. Тема "Развитие способностей дошкольников к общению в многоконфессиональной среде и формирование представлений о нравственных идеалах и ценностях в условиях ДОУ".   http://ds51biy.edu22.info/index.php/innavz?layout=edit&id=116

2)  Педагогами ДОУ были подготовлены материалы к краевому Фестивалю "Школа мастеров: "80+" идей педагогического мастерства»  http://ds51biy.edu22.info/index.php/innavz?layout=edit&id=106

3) Музыкальный руководитель Гутор Любовь Дмитриевна представила рабочую программу "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством разыгрывания алтайских народных сказок" на конкурс "Патриот России" и была награждена серебряной медалью. http://ds51biy.edu22.info/index.php/innavz?layout=edit&id=108

4) 20.03.2017 г.- стажерская практика "Толерантное воспитание и гармонизация межнациональных отношений между воспитанниками ДОУ"  http://ds51biy.edu22.info/index.php/innavz?layout=edit&id=114

5)  Приняли участие в окружной выставке «Переход на новые стандарты образования: опыт, результаты, проблемы» старший воспитатель Голдырева Е.А. и представила проект "Формирование кросс-культурной компетенции педагогов ДОУ", музыкальный руководитель Гутор Л.Д. представила опыт «Реализация регионального компонента на музыкальной ООД старших дошкольников в ДОУ с учетом требований ФГОСС ДО»   http://ds51biy.edu22.info/index.php/innavz?layout=edit&id=109     

6) Педагоги провели заседание родительского клуба "Ответственное родительство" по теме "Тепло родного дома"  http://ds51biy.edu22.info/index.php/innavz?layout=edit&id=117

7) В апреле 2017 г. педагоги приняли участие в XIX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы» https://drive.google.com/drive/my-drive

8) Провели семинар для педагогов ДОУ "Формирорвание патриатических чувств у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре и традициям народов Сибири"  http://ds51biy.edu22.info/index.php/innavz?layout=edit&id=118

9)  Семья Казаковых (казахской национальности) приняла участие в городском фестивале "Семейное созвездие" http://ds51biy.edu22.info/index.php/innavz?layout=edit&id=115

10) Прошел ежегодный семейный праздник "Наша дружная семья".http://ds51biy.edu22.info/index.php/innavz?layout=edit&id=113

11)  25.10.2017 г. - стажерская практика «Формирование толерантных установок у родителей через проведение совместных семейных мероприятий в ДОО»

12) Разработана программа «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством разыгрывания алтайских народных сказок»

13) Детский исследовательский проект (ребенок, родом из Японии) «История и традиции моей семьи»

14) Открытое занятие «Путешествие по странам»

2018 год.

1)23.04.2018 -стажерская практика «Формирование кросскультурной компетенции педагогов в системе методической работы ДОО»

2)Конкурс детских проектов "Растим патриотов родного города" наш воспитанник Овчинников Ярослав принял активное участие представив свой проект "Юнармия города Бийска"

3)Издание электронного сборника статей из опыта работы ДОО, входящих в инновационную инфраструктуру. Педагоги представили свой опыт:

Заведующий Сайфуллина И. Г. «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в условиях многонациональной среды ДОУ»

Старший воспитатель Голдырева Е. А. «Управление инновационным проектом как фактор роста профессиональных компетенций педагогов ДОУ»

Музыкальный руководитель Побежимова Л. В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музыкально – образовательную деятельность»

Музыкальный руководитель Гутор Л. Д. «Условия воспитания у детей толерантного отношения к людям других национальностей в работе музыкального руководителя»

Инструктор по физической культуре Охотникова Е.А. «Формирование толерантной культуры у старших дошкольников посредством ознакомления с подвижными играми разных народов»

Воспитатель Гасанова Н.В. «Нравственное воспитание дошкольников через организацию мини-музеев в детском саду»

Воспитатель Угрюмова А. В. «Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Перспективы и возможности проекта:

-Углублять работу по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей по данной теме.

-Оказывать консультативную помощь дошкольным учреждениям города и на сайтах педагогических сообществ в вопросах по толерантному воспитанию в многонациональной детской среде, устанавливать и расширять партнерские связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию. Тема: "Формирование основ толерантности старших дошкольников посредством социокультурных ценностей".

В Программе обоснована актуальность проблемы воспитания толерантной культуры, разработаны основные этапы и направления реализации программы по теме самообразования....

Внедрение инновационных технологий в развитие креативных способностей дошкольников посредством создания предметно-развивающей среды

Каждый из родителей всегда хочет, чтобы его ребенок рос умным и творчески развитым человеком, Если с дошкольником заниматься с раннего возраста, развиватьу него любовь к творчеству, например к музыке,...

Статья "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно – пространственной развивающей среды» из опыта работы ДОУ

Статья из опыта работы МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 "Ромашка" Алексеевкого муниципального района РТ на тему: "Речевое развитие дошкольников посредством создания  предметно ...

02.06.2020 Консультация для педагогов "Социальное личностное развитие ребенка дошкольника, посредством создания оптимально-развивающей предметно среды"

Консультация для педагогов"Социальное личностное развитие ребенка дошкольника, посредством создания оптимально-развивающей предметно среды"...

«Обогащение двигательного опыта дошкольников посредствам создания физкультурно-игровой предметной среды»

Физическое развитие ребенка дошкольного возраста, занимает особое место в общей системе всестороннего и гармоничного развития человека. Развитие личности ребенка невозможно без овладения движениями. Ч...