Как подготовить ребенка к школе
статья (подготовительная группа) на тему

Рыбкина Ирина Александровна

Статья для родителей и педагогов ДОУ по адаптации будущих первоклассников, в которой описывается какую социально-педагогическую и психологическую помощь можно оказать детям подготовительных групп, а также раскрывается понятие готовности ребенка к школе, в том числе:

  • личностной
  • физической
  • эмоционально-волевой
  • интеллектуальной

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Как подготовить ребенка к школе42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Как подготовить ребенка к школе»

Каждому родителю, конечно, хочется, чтобы ребенок спокойно адаптировался в школе, с удовольствием ходил в школу и получал хорошие отметки, чтобы у него появились новые друзья и сложились добрые отношения с учителями. Но так бывает, к сожалению, не всегда.

Давайте разберемся, что помогает, а что мешает ребенку адаптироваться к школе.

Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям жизни. Мы все хорошо с этим знакомы: адаптация в детском саду, в школе, на новом месте работы и т. д.

Что меняется в жизни ребенка, когда он идет в первый класс?

Меняется все: режим дня, требования к ребенку (учителем и родителями), меняется коллектив, правила, которым ребенок должен подчиняться, меняется его социальный статус – он теперь не малыш, а ученик. Новые стены, новые дети, незнакомые взрослые, новые задания, другая деятельность: раньше главная была игра, а теперь – учение и т.д.

И к этому надо приспособиться, и научиться быть частью новой для него жизни. Как мы можем помочь ребенку с этим справиться?

  1. Социально – педагогическая и психологическая помощь в адаптации детей подготовительных групп.

Начнем с самого простого: познакомим ребенка с самой школой: расскажем зачем она нужна, как устроена (можно сходить на экскурсию), кто в ней есть, кто такой учитель (важно создавать авторитет учителя. Дети в начальной школе лучше усваивают материал, если они доверяют и уважают учителя), что делают дети в школе, какой там распорядок дня, как надо себя вести (младшие школьники очень хотят быть хорошими, всем нравиться). Если они будут знать правила, им будет легче их выполнять.

Желательно познакомиться со школьными требованиями заранее и с учителем тоже – рассказать о своем ребенке, узнать взгляды учителя…). Хорошо рассказать ребенку о Ваших хороших воспоминаниях о школе, показать фотографии, свои тетрадки и т.д. Поиграть в школу.

Такое знакомство полезно для всех детей, но для тревожных просто необходимо, оно снимает часть тревоги, вызванную неизвестностью и тревожным ожиданием.

Никогда не пугайте школой, высказывания типа: «Как ты будешь в школе, ты же каракули только умеешь писать», «Над тобой все смеяться будут…» и пр. недопустимы!

  1. Готовность к школе – что это?

Большинство выпускников детсада хотят стать школьниками. Но хотят они этого по-разному: кто-то хочет носить новый ранец и новую форму, кто-то хочет быть как старший брат или сестра, а кто-то понимает, что в школе он будет узнавать новое, там он сможет утолить свою жажду новых знаний, именно это желание познания нового и есть главный показатель психологической готовности к школе. Про таких детей можно сказать, что они готовы взять на себя новую роль – роль ученика. Для этих детей постепенно ведущей деятельностью становится учебная, а не игровая. Даже играть предпочитают в школу: учат зверюшек, кукол. Т.е. они осознают сущность школьного учения: в школе узнаешь новое, то, чего еще не знаешь.

Вы сами можете определить, насколько созрел Ваш ребенок: спросите его, хочет ли он в школу и почему, можно попросить его нарисовать школу и потом обсудить этот рисунок с ним, можно провести небольшой эксперимент: когда ребенок сидит играет, начните читать ему неизвестную и интересную сказку и прервите на самом интересном месте. Если ребенок предпочтет дослушать сказку – скорее всего у него высокий познавательный интерес и узнать, чем закончилась сказка для него важнее, чем доиграть в игру.

Полноценная готовность ребенка к школе – это залог его успешной учебы от первого и до последнего класса.

Поэтому об этом мы говорим подробно.

Готовность к школе – многостороннее и комплексное понятие, состоит из нескольких показателей:

  • Личностная готовность – о ней мы только что говорили: это принятие ребенком позиции (роли) школьника, которое выражается в отношении к школе, к учебной деятельности, к учителям, к себе. Для успешной адаптации ребенку необходимо уметь общаться с детьми и взрослыми, уметь входить в детское общество, уметь сотрудничать. Этому ребенок учился в семье, в детском саду и других детских коллективах.
  • Физическая готовность – состояние здоровья, вес, рост, окружность головы, развитие основных движений: бег, прыжки, координация движений, развитие мелкой моторики и пр. показатели. Это скорее медицинский вопрос, нежели психолого-педагогический. Хочу лишь сказать, что эти качества необходимо учитывать при выборе школы ребенку, т.к. в школах повышенной сложности: с углубленным изучением предметов, нагрузки выше и могут оказаться непосильными для детей со слабым здоровьем.
  • Эмоционально-волевая готовность – проявляется в радости ожидания обучения. Об эмоциональной зрелости первоклассника свидетельствует умение контролировать свои эмоции, а также умение сопереживать, развитие эстетических, нравственных чувств и т.д. У ребенка должна быть достаточно развита воля, чтобы он смог преодолевать трудности, учился сам ставить цель и добиваться ее. Очень важно, чтобы ребенок умел управлять своим поведением и подчиняться требованиям. Проще говоря, ребенок должен понимать слово «надо». Его необходимо учить искать баланс между «хочу» и «надо».

Насколько развита эмоциональная и волевая сфера вашего ребенка Вы наверняка представляете, поскольку каждый день наблюдаете: как он играет, общается, может ли Ваш ребенок подчиниться правилам игры, как он реагирует на неудачи, способен ли преодолевать трудности и насколько выражены у него эмоции, какое настроение преобладает и т.д.

  • Интеллектуальная готовность – ориентирование ребенка в окружающем мире, запас его знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое, любознательность, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

Степень любознательности ребенка и стремление к новым знаниям Вы также можете оценить самостоятельно на основе наблюдения за Вашим ребенком в повседневной жизни: как часто он задает вопросы «Как?», «Почему?», «Зачем?», стараясь установить причинно-следственные связи, понять суть вещей и, стремится ли он к получению новой информации и т.д. Любит ли интеллектуальные нагрузки.

Наличие определенных знаний и умений зависит и от возможности ребенка, тем потенциалом, которым он обладает с рождения и, конечно, от усилий взрослых, прежде всего родителей, которые воспитывали и обучали его.

Т.о. подведем итоги.

Готовность к школьному обучению – многостороннее и комплексное понятие, состоит из личностной готовности (принятие новой роли школьника), физической готовности (состояние здоровья, физическое развитие), эмоционально-волевой готовности (умение управлять своими эмоциями и поведением), интеллектуальная готовность.

Главная задача родителей осознать, какой сейчас ответственный момент в жизни Вашего ребенка, сколько сложностей у него может возникнуть и быть готовыми помогать своим детям и понимать их.

  1. Литература по теме.

Для определения уровня развития памяти, внимания, мышления, воображения созданы специальные методики. Есть методики профессиональные, их используют специалисты, есть и общедоступные, тоже очень полезные. В магазинах Вы можете увидеть огромный выбор с такими методиками. Вы можете дома самостоятельно проверить своего ребенка. Использование таких пособий хорошо не только для определения уровня развития, но и для обучения ребенка. Если Вы увидите, что у Вашего ребенка есть какие-то пробелы и сложности, Вы сможете позаниматься с ним, используя задания из книг и придумывая самостоятельно задания по аналогии, тем самым, помогая своему ребенку лучше подготовиться к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс  многоплановый....

Заседание в семейном клубе «Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»

«Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»...

Ваш ребенок будующий первоклассник. Как подготовить ребенка к школе?

Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, с...

Консультация для родителей "Скоро в школу!" - как подготовить ребенка к школе.

В данной консультацие говориться о том, что же является важным в подготовке к школе. Какими качествами должен обладать будущий первоклассник. Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьном...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Как подготовить ребенка к школе»

Консультация для родителей поготовительной к школе групппы "Как подготовить ребёнка к школе"...