«ПОРТФОЛИО как показатель квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности педагога»
методическая разработка на тему
Ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 комбинированного вида
«ПОРТФОЛИО
как показатель квалификационного уровня
и качества профессиональной деятельности
педагога»
Составила:
Н.В. Смирнова,
ст. воспитатель
г. Голицыно
2017 г.
Задачи:
1. Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.
2. Познакомить со спецификой портфолио и технологией его составления.
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения.
К педработникам ДОУ сейчас применяется 2 вида стандартов:
•ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
•профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников.
Одна из главных задач современной системы дошкольного образования- повышение качества воспитательно- образовательной работы, что в свою очередь напрямую зависит от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляется все более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, т.к. уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, и его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, владеющий педагогическим мастерством.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигаются новые требования квалификации педагога.
В 2013 году, Советом по профессиональным стандартам Минтруда России был одобрен профессиональный стандарт педагога. Что такое профессиональный стандарт?
Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а квалификация работника- это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы педагога.
В целом Профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:
- возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;
- размер оплаты труда;
- порядок исчисления стажа;
- определения размера пенсии;
- планирование карьеры
Одним словом, профессиональный стандарт-это документ, который не только устанавливает основные требования к квалификации педагога, но дает общее определение деятельности, которую ведет работник.
Гарантом достижения поставленной цели является свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог. Именно поэтому проблема становления и развития профессиональной компетенции является общественно-государственной проблемой, решению которой уделяется особое внимание.
Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и развитии детей.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
• самоанализ и осознание необходимости повышения
профессиональной компетентности;
• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
• самопроявление, самоанализ, самокорректировка.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах.
2. Исследовательская, экспериментальная деятельность.
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
4. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях.
5. Обобщение собственного педагогического опыта.
6. Использование ИКТ.
Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
В наш современный век новых информационных технологий воспитатель обязан идти «в ногу со временем».
В настоящее время, в образовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах, но при этом , отсутствуют базы накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога и его умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Это все поможет решить портфолио педагога.
Слово портфолио встречается в нескольких языках и имеет схожее значение:
В переводе с итальянского:
Portfolio – рекламный проспект, фотоальбом
В переводе с французского:
Portfolio –блок эстампов, фотоснимков
В переводе с английского:
Portfolio – портфель, папка
Создание собственного портфолио поможет воспитателю
- Систематизировать накопленный опыт
- Определять направление деятельности
- Показать уровень подготовленности и активности в учебных видах деятельности
- Отслеживать творческий и профессиональный рост
- Содействовать формированию навыков самооценки
- Позволит презентовать свои достижения и направления деятельности
Можно выделить четыре вида портфолио воспитателя:
Бумажное портфолио – представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.). Это наиболее привычный вид портфолио.
Портфолио-презентация – создается в программе (например, PowerPoint) содержит , как правило, краткую текстовую информацию, иллюстрированный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода –визитка педагога.
Электронное портфолио – набор документов, сформированных (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.).
Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.
Основным следует считать электронный вид, т.к. сформировав его, можно получить остальные три:
Распечатав на бумаге,
Используя собранный материал для создания презентации;
И разместив портфолио в Интернете.
За основу создания электронного портфолио, целесообразно взять Приложение к экспертному заключению аттестации педагога по новой форме.
Каждый раздел портфолио следует формировать на компьютере в отдельную папку, в которой будут содержаться текстовые файлы и электронные копии подтверждающих документов.
- Общие сведения
- Данные о повышении квалификации и сведения об аттестации
- Сведения о наградах
- Результаты педагогической деятельности
- Результаты научно-методической деятельности
- Обобщение опыта
- Приложение
Общие сведения:
Фамилия, имя отчество, стаж, сведения об образовании и т. д.
Данные о повышении квалификации и сведения об аттестации:
Указать название курсов и место прохождения, количество часов, дату прохождения последней аттестации и сроки прохождения предстоящей.
Сведения о наградах:
Этот раздел отражает информацию о наградах, почетных званиях, грамотах и благодарностях за педагогическую деятельность, за участие в профессиональных конкурсах, семинарах, конференции (информацию лучше располагать по степени значимости).
Результаты педагогической деятельности:
Наличие у воспитанников интереса к познанию
Наличие у воспитанников знаний, умений и навыков
Проявление инициативы в самостоятельном пользовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности
Наличие у воспитанников творческих способностей
Формирование у воспитанников личностных качеств (волевых, мотивационных, нравственно-эмоциональных и пр.).
Результаты научно-методической деятельности:
В этом разделе собираются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога такие как:
Информация о программе
Список учебно-методического обеспечения
Информация об использовании современных технологий, форм и методов
Разработки ООД
Списки используемых Интернет-ресурсов
Обобщение и распространение педагогического опыта:
Конспекты докладов, открытых ООД, мастер-классов, презентации
копии протоколов методических объединений, семинаров,
статьи, публикации, методические разработки
ссылки на материалы, размещенные в сети Интернет
работа над темой самообразования
Приложение:
Следует собрать фото-, видео- и другие материалы по усмотрению педагога.
Следует отметить, что единого образца портфолио не существует, при создании следует руководствоваться принципами объективности, наглядности, системности и последовательности.
Для распространения педагогического опыта, важно свой портфолио разместить в сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-306535-1385394680.jpg)
Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях
Под качеством профессиональной деятельности педагога понимается степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/05/picture-787575-1462448960.jpg)
Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях
Вступивший в силу профессиональный стандарт «Педагог» ориентирует специалиста на выполнение целого ряда функций, требующих личностных качеств и профессиональных компетенций...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/08/picture-992431-1575828905.jpg)
Сравнительный анализ качества профессиональной деятельности педагогов экспертируемых дошкольных образовательных организаций.
Сравнительный анализ качества профессиональной деятельности педагогов проводился на примере изучения одной из исследуемой функции - поддержка индивидуальности и инициативы детей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/04/picture-444367-1399201633.jpg)
Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях, постановка проблемы.
На текущий год оценка качества профессиональной деятельности работников дошкольных образовательных учреждений становится все более актуальной, так как развитие современного общест...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/24/picture-1035686-1527146133.jpg)
Оценка качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ
Статья посвящена вопросу профессиональной оценки педагогов по трём областям: создание пространства, реализация образвовательной деятельностии качество социального взаимодействия. На сегодняшний день э...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/26/picture-1027120-1656269860.jpg)
Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях
Статья посвящена результатам прохождения производственной практики...
Оценка качества профессиональной деятельности педагога ДОУ
laquo;Оценка уровня квалификации педагогических работников… – это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счёт получения внешней...