Сценарий тренинга для родителей
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Сценарий тренинга для родителей вновь сформированных групп
«АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ»
Ход тренинга:
Звучит спокойная музыка. Столы расставлены полукругом (или кругом). На столах памятки, листы бумаги, карандаши, атрибуты для игры.
Уважаемые родители! Я рада видеть вас! Сегодня мы поговорим о наших детях, как развивается ребенок возрасте от 2 до 3 лет. На этом возрастном этапе дети становятся самостоятельнее, его эмоциональные переживания становятся глубже, расширяется сфера деятельности. В этот период особое значение имеет семейное воспитание. Именно в семье ребенок учится радоваться, огорчаться, удивлять, любить. Характер общения с ребенком определяет его эмоциональное самочувствие.
Ведущий предлагает всем участникам прикрепить бейджики с именами.
Ритуал знакомства «Волшебный клубок».
Ведущий:
«Давайте встанем в круг. У меня в руках клубок. Он не простой, а волшебный. Этот клубочек поможет нам сейчас познакомиться друг с другом. Мы будем передавать его по кругу. Каждый из вас, у кого окажется в руках клубок расскажет нам о себе (как зовут, чей родитель)».
Воспитатель первым начинает знакомство с родителями (таким образом, показывает, как нужно выполнять это задание). Затем он разматывает клубок, берётся за начало нити и передаёт клубок стоящему рядом. Родители передают клубок друг другу, рассказывая о себе и держа в руке разматываемую нить. Когда клубок вновь приходит к воспитателю, он говорит:
«Вот мы и познакомились друг с другом. А теперь натяните нить и закройте глаза. Представьте, что мы одно целое, что каждый из нас важен и значим в этом целом».
А теперь поговорим о наших детях, их качествах. Присаживайтесь, уважаемые родители, за столы.
Упражнение на сплочение группы «Вот какой он, мой ребенок!»
Ведущий дает каждому участнику лист с изображением двух ладоней. Задача родителей – на каждом пальце написать букву имени своего ребенка, а затем подобрать качество, которое начинается на эту букву и соответствует характеру ребенка. Родители представляют свои описания.
Ведущий: Вы рассказали о лучших качествах ваших детей. На них и нужно опираться в процессе общения с ребенком. А качества, которые вам не по душе, при правильных ваших действиях (а вы ими овладеете), скоро уйдут на второй план или совсем исчезнут.
Тему нашей встречи я бы назвала так «Что с моим ребенком?» Тема важная, насущная. Вы увидели, какими за несколько дней, кто-то недель, посещения детского сада, стали дети. Наблюдаете ли вы изменения в эмоциональном состоянии своих детей и их поведении?
Каждый родитель рассказывает про изменения в поведении своего ребенка.
Задание «Особенности поведения»
Маша раздает карточки с утверждениями. Задача родителей – отметить те утверждения, которые соответствуют поведению их детей.
- Мой ребёнок изменился, стал совершенно другим.
- Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.
- Часто устраивает истерики.
- Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.
- Стремится достигнуть своей цели, используя отрицательные методы воздействия на родителей: нытье, капризы, истерики.
- Ревнует по отношению к другим детям: может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.
По желанию родители озвучивают свои ответы.
Ведущий: На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным, плаксивым, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки и т.д.
Давайте опишем типичное утро ребенка. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок начинает уже дома капризничать, плакать, тянет время. Не дает одевать себя. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, может быть даже не сдерживается и кричит на него. По дороге в садик ситуация продолжается. И не все родители спокойно могут выдержать подобное поведение на улице, и начинается выяснение отношений, которое часто заканчивается грандиозной истерикой.
Чтобы правильно назвать, что за состояние испытывает ребенок, расшифруйте ребус:
Родители: АДАПТАЦИЯ
Ведущий: Верно. Это адаптация. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Этот период требует пристального внимания родителей и педагогов.
Почему ребенок не хочет идти в садик?
Большая часть детей начинает посещать детский сад в возрасте двух или трех лет. Период адаптации к саду часто сопровождается плачем или истериками. Здесь нужно разобраться, почему ребенок не хочет идти в садик, и помочь ему преодолеть этот барьер. Самая главная причина негативного отношения к садику у ребенка связана с расставанием с родителями. Получается так, что до двух-трех лет малыш неразрывно был связан с мамой и вдруг его оставили в незнакомой ему обстановке в окружении чужих людей. При этом от него еще и требуют, чтобы он кушал и выполнял ряд действий, которые он в условиях стресса никак сделать не может. Его привычный мир, знакомый с детства, переворачивается, и слезы в этом случае будут неизбежны.
Итак, можно выделить шесть основных причин, почему ребенок не хочет идти в детский сад:
- Он не желает расставаться с мамой (чрезмерная опека).
- Боится, что его не заберут из садика.
- Испытывает страх перед коллективом и новым учреждением.
- Боится воспитателя.
- Его обижают в саду.
- В садике малыш чувствует себя одиноким.
Другое дело, что дети, как и взрослые, тоже разные и не одинаково реагируют на ситуацию. Кто-то быстро приспосабливается к новому коллективу, а кто-то не может влиться в него даже через годы общения. В этой ситуации родителям нужно заранее подготовить ребенка к разлуке, чтобы слезы при расставании не вылились в истерику на несколько часов.
Что делать, если ребенок плачет в садике?
Все причины плача у детей в период адаптации к детскому саду считаются вполне нормальным явлением. В большинстве своем в течение первого часа дети успокаиваются, Задача родителей помочь малышу научиться самостоятельно справляться с эмоциями и постараться выяснить у него самого, почему ребенок плачет в садике.
- Чтобы минимизировать стресс, привыкание к садику должно быть постепенным. Самый худший вариант, это когда мама утром отводит ребенка в садик, оставляет его там плачущего на целый день, а сама благополучно отправляется на работу. Так поступать категорически не рекомендуется. Грамотная и правильная адаптация предполагает, что время пребывания в саду нужно увеличивать постепенно: сначала на 2 часа, затем до послеобеденного сна, потом до ужина. Причем каждый последующий этап должен начинаться только после успешного преодоления предыдущего. Если ребенок в саду не завтракает, то оставлять его до послеобеденного сна неразумно.
- Расширять круг общения. Желательно начинать знакомство с детьми с одного дома, двора, посещающими эту же группу, еще до поступления в садик. Так у ребенка будут появляться первые друзья, и психологически ему будет легче в саду, зная, что Маша или Ваня тоже в него ходят. Внесадиковское общение является еще и отличной тренировкой для иммунитета.
- Разговаривать с ребенком. Важно: каждый день обязательно следует спрашивать у малыша, как прошел его день, что нового он сегодня узнал, что кушал и т. д. Это позволит быстрее справиться с психологическим стрессом. Обязательно нужно хвалить малыша за его первые достижения. Если ребенок еще не разговаривает, интересуйтесь его достижениями у воспитателя, а малыша просто похвалите за них.
Эти простые действия на самом деле являются эффективными и обязательно помогут справиться со слезами в детском саду.
Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога
Тема адаптации детей к детскому саду считается очень распространенной среди психологов. И этот вопрос действительно является очень серьезным, поскольку от него зависит последующее отношение ребенка к школе. Какой должна быть адаптация ребенка в детском саду? Советы психолога сводятся к следующему перечню рекомендаций:
- Оптимальный возраст для первого посещения детского сада - от 2 до 3 лет. Познакомиться с новым коллективом следует до того, как наступит всем известный "кризис трех лет".
- Нельзя ругать ребенка за то, что он плачет в садике и не желает его посещать. Малыш всего лишь выражает свои эмоции, а наказывая, мама лишь развивает в нем чувство вины.
- Поиграйте с ребенком в детский сад. Пусть куклы будут воспитателями и детьми в детском саду. Покажите ребенку на примере, как может быть весело и интересно в нем.
- Адаптация ребенка в саду может быть более успешной, если отводить ребенка будет другой член вашей семьи, например, папа или бабушка, то есть тот, к кому он эмоционально менее привязан.
Постарайтесь сделать все возможное, чтобы привыкание прошло как можно мягче для малыша и не нарушило его хрупкую детскую психику.
Превратить посещения детского сада в праздник помогут следующие рекомендации: Чтобы утренний подъем не стал для ребенка неприятной неожиданностью, заранее подготовьте его к тому, что завтра он идет в детский сад.
- Вечером приготовьте одежду и игрушки, которые малыш может захотеть взять с собой.
- Лучше лечь спать вовремя, чтобы утром чувствовать себя более бодрыми.
- Утром вести себя спокойно, словно ничего волнительного не происходит. Ребенок не должен видеть ваших переживаний.
- В садике ребенку нужно помочь раздеться и подвести его к воспитателю.
- Не нужно тайком убегать, как только малыш отвернется. Мама должна сама объяснить ребенку, что она уходит на работу и сказать, что она за ним обязательно вернется. И это не связано с тем, что ребенок плачет в садике. Ребенку важно знать, что его заберут, как только он позавтракает или поиграет.
Ребенок плачет по дороге в садик
Типичной для многих семей является ситуация, когда ребенок начинает плакать уже дома и продолжает это делать по дороге в детский сад. Не все родители спокойно могут выдержать подобное поведение на улице, и начинается выяснение отношений, которое часто заканчивается грандиозной истерикой.
Причины того, почему ребенок плачет, не хочет в садик и устраивает истерики по дороге:
- Малыш просто не высыпается и поднимается с кровати уже без настроения. В этом случае постарайтесь ложиться спать пораньше.
- Отводите достаточно времени для утреннего пробуждения. Не нужно сразу с кровати одеваться и бежать в детский сад. Пусть малыш минут 10-15 полежит в постели, посмотрит мультфильмы и т. д.
- Приготовьте небольшие презенты для детей или воспитателя. Можно купить маленькие конфетки, которые ребенок раздаст детям после завтрака, печенье, листы с раскрасками, распечатанные на домашнем принтере.
- Разговаривайте о том, что он идет не просто в детский сад, а будет в нем волшебником и принесет детям подарки.
Что могут сделать родители, чтобы ребенок не плакал в детском садике:
- чаще рассказывать малышу о преимуществах сада, например многим малышам нравится слышать, что они стали взрослыми;
- разрешать брать с собой игрушку из дома (только не слишком дорогую);
- четко оговаривать временные рамки, когда мама его заберет, например после завтрака, после обеда или после прогулки;
- общайтесь с ребенком и расспрашивайте его о прошедшем дне каждый раз;
- не нервничайте и не показывайте это ребенку, как бы тяжело вам ни было.
На вас лежит ответственность, как ребенок подготовлен к детскому саду.
Распространенные ошибки родителей, проблемы детей в детском саду .
Чаще всего родители допускают следующие ошибки в адаптации ребенка к детскому саду:
- Родители недооценили важность период адаптации, резко погрузили ребенка в среду детского сада. Прекращают адаптацию сразу же, если ребенок не плакал первый день в детском саду. Малыш вполне хорошо может перенести единоразовое расставание с мамой, но при этом не редкими являются ситуации, когда на третий день в садике ребенок плачет по причине того, что его сразу же оставили на целый день.
- Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять»). Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.
- Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки — формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.
- Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.
- Режим и питание в детском саду существенно отличается от домашнего. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу, приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать овощное рагу и запеканку. А кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация — ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания, — становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час. Важно: приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале ребенок должен сам просыпаться в нужное время — это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением. Конечно, научить ребенка полностью себя обслуживать — это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате).
- Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию, другие угрожают детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.
- Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.
- Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью, и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.
- Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания — ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
- Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно ни звучало, но плач при адаптации — это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.
- Шантажируют ребенка детским садом.
- Некоторые родители поддаются на манипуляции, если ребенок плачет в садике. Поддаваться детским капризам или истерикам не стоит. От того, что вы разрешите малышу остаться сегодня дома он не перестанет плакать завтра или послезавтра.
Если родители видят, что ребенку тяжело адаптироваться к детскому саду, и они не знают, как помочь малышу, им следует обратиться к психологу. Консультации родителям в детском саду помогут выработать комплекс действий, благодаря которым малыш начнет постепенно привыкать к жизни в коллективе. Однако все это будет эффективным только в том случае, если родители настроены и заинтересованы водить ребенка в детский сад и не будут при первой возможности уклоняться от выполнения советов психолога.
У нас есть педагог-психолог которого зовут Светлана Петровна. Может у кого-нибудь есть существенные воспросы к психологу.
Родители получают памятки с советами педагога-психолога.
Для выработки стратегии своего поведения рефлексия с клубочком «Отныне я буду…»
Ведущие переходят к обсуждению следующих вопросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий встречи-тренинга с родителями на тему "Гиперактивность ребенка"
Данный сценарий встречи-тренинга с родителями содержит ряд теоретических и практических аспектов проблемы "Детской гиперактивности". В ходе встречи предлагаются упражнения для активизации социально пр...
Презентация "Мой ребенок - особенный" к сценарию встречи-тренинга с родителями на тему "Гиперактивность ребенка"
Данная презентация является приложением к сценарию встречи-тренинга с родителями на тему: "Гиперактивность ребенка"....
Сценарий игрового тренинга для родителей (мам) и детей «Поиграй со мной, мама!»
Сценарий игрового тренинга для родителей (мам) и детей «Поиграй со мной, мама!»...
Сценарий родительского собрания в ГКП с элементами тренинга для родителей детей раннего возраста 2-3 года
Материал предназначен для воспитателей ДОУ ,разработан с целью сплочения коллектива родителей детей поступивших в ДОУ....
Сценарий игрового тренинга для родителей (мам) и детей «Поиграй со мной, мама!» посвящённого Дню Матери.
Сценарий праздника ко Дню матери с разнообразными играми и сценками....
Сценарий мероприятия с родителями, педагогами - Игровой тренинг "Эффективные игровые технологии по обучению детей безопасному поведению на дорогах"
Игровой тренинг для взрослых , участники знакомятся с эффективными играми - викторинами, тренингами, дидактическими играми по обучению детей ПДД. При этом сами играющие соревнуются, проявляя смекалку,...
Сценарий тренинг–встречи для родителей «По секрету всему свету…»
Тренинг-встреча для родителей детей раннего возраста (в рамках заседания клуба для родителей "Малышарики") направлена на повышение педагогической компетентности родителей; обуче...