Создание индивидуального образовательного маршрута дошкольника
методическая разработка на тему

Кудряшова Наталья  Алексеевна

Эффективная реализация индивидуального образовательного маршрута позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание индивидуального образовательного маршрута дошкольника муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад вида № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области Подготовила: Старший воспитатель Кудряшова Н.А.

Слайд 2

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями дошкольника (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Слайд 3

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

Слайд 4

Разработка ИОМ дошкольника Корректировка ИОМ Организационно-педагогические условия

Слайд 5

Педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме.

Слайд 6

При разработке индивидуального маршрута дошкольника, мы опираемся на следующие принципы:

Слайд 7

При разработке индивидуального маршрута дошкольника, мы опираемся на следующие принципы:

Слайд 8

Виды трудностей ИОМ в рамках образовательных областей.

Слайд 9

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка старшего дошкольного возраста. ПРИМЕР ФИО ребенка ________________________________________ Дата рождения _______________________________________ Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование ________________________________________________________ Дата начала ИОМ: _____________________________________ Проблема: не усвоение ребёнком образовательной программы ДОУ. Возраст на начало развивающей работы: _______________ Цель (ИОМ): создание в группе условий, способствующих позитивной социализации ребёнка, его социально-личностного развития;

Слайд 10

Задачи: осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку, способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования, обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей, оказать методическую помощь родителям. Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю при наличии необходимого материала. Работа ведется индивидуально. Форма проведения : игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа. Ожидаемый результат : развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Форма работы с родителями: консультации, практикум, собеседование, обмен опытом, посещение кружков в ДОУ . Динамика развития: каждые 3 месяца Ответственные:_______________________________________________

Слайд 11

Виды трудностей (педагогическая симптоматика) Причины трудностей Содержание развивающей работы (деятельность воспитателя) ОО «Познавательное развитие» - снижена познавательная активность об окружающем мире, - кругозор ограничен - испытывает трудность длительно, целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени. - социальные представления о социальном мире, жизни людей ограничены, поверхностны. Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся». Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя» Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»; Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где?» -не проявляет особого интереса к цифрам, как знакам чисел, к их написанию. - испытывает трудности при решение логических задач. - нет усидчивости; - слабо развито воображение; - отвлекаемость; - частая смена объектов внимания; Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Психогимнастика Упражнение «Я не могу - я могу - я сумею». Дидактические игры: «Квадрат Воскобовича»; «Торопись, да не ошибись», «Игровизор», «Волшебная восьмёрка», Не тающие льдинки», «Установи последовательность», «Логика и цифры», «Составь фигуру», «На золотом крыльце сидели»( игры с палочками Кюизинера). Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика)

Слайд 12

ОО «Речевое развитие» - не проявляет интерес к речевому творчеству. - Речь грамматически неправильная, проблемы со звуковым анализом слов. - допускает грамматические ошибки в разговорной речи, в выполнении звукового анализа слов; - при пересказе текста нарушает последовательность событий, требует помощи взрослого; - описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов; - не проявляет словотворчества; Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости». Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры на обогащение словаря. «Из каких мы сказок». Посещение театрализованного кружка в ДОУ.

Слайд 13

ОО «Социально – коммуникативное развитие» - слабо проявляет свою активность в сюжетных играх; - в играх с правилами не точно выполняет нормативные требования, не может объяснить содержание и правила игры другим детям; - знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим. При попытках объяснить не заботится о том, чтобы быть понятным партнеру. Создание ситуации успеха. Разработка системы пошагового поощрения (фишки, баллы и др.) Использование невербальных рефлексивных методик. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний) Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»; «Волшебные очки». Упражнение «Послушай, ответь и расскажи». ОО «Художественно-эстетическое развитие» - невысокий уровень творческой активности; - частично сформированы КГН. - создает изображения примитивными однообразными способами; - затрудняется в планировании работы; - плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой; Игры и хороводы с диалогами ситуаций «Этикет наоборот», «Нарисуйте в паре с..», тематическое рисование с учетом трудностей ребенка «Игры с кляксами», «Волшебная палитра», дидактическая игра «Укрась салфетку так, как я скажу», упражнение «Найди и обведи». Посещение кружка по хореографии в ДОУ.

Слайд 14

Виды трудностей (педагогическая симптоматика) Причины трудностей Содержание развивающей работы (деятельность воспитателя, инструктора по физической культуре ) ОО «Физическое развитие» - двигательный опыт ребенка не богат, самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях. - стремится к лучшему результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в движении. Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности. Игра «Быстро возьми, быстро положи», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Кто самый меткий», «Ловишка, бери лен-ту», «Тюлени», «На одной ножке по дорожке», «Попади в корзину», «Прокати мяч в ворота», «Вниз – вверх» «Перебрось через планку», «Кто прыг-нет?» Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности «Успей первым», «Через бревно», «Прыгаем по кругу», «Поймай мяч», «Ловишка с приседанием».

Слайд 15

Период Тема занятия Содержание занятия (краткое) Результат занятия Октябрь Первая неделя Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся», игры: «Люблю — не люблю», «Кем я стану»; «Ласковое имя» Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Предлагается ребёнку узнать людей различных профессий. Выучить 2 пословицы. Учить взаимодействовать друг с другом. С заданием справился с помощью воспитателя. Вторая неделя Психогимнастика. Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею». Игры: «Квадрат Воскобовича»; «Торопись, да не ошибись», «Игровизор», «Волшебная восьмёрка», Не тающие льдинки», «Установи последовательность». Сложить фигуру «Звёздочка» по схеме. Решение логической задачи на поиск предмета по признакам. Ребёнок испытывал трудности при выполнении задания, использовал метод проб. Требовалась помощь воспитателя. Третья неделя Создание ситуации успеха. Разработка системы пошагового поощрения (фишки, баллы и др.) Использование невербальных рефлексивных методик, игры: «Повтори за мной»; «Волшебные очки». Упражнение «Послушай, ответь и расскажи». Учить пересказывать текст с опорой на сюжетную картинку. Развивать воображение, овладением понятия времени. Совместная деятельность с воспитателем. Четвёртая неделя Тематическое рисование с учетом трудностей ребенка: «Игры с кляксами», «Волшебная палитра», дидактическая игра «Укрась салфетку так, как я скажу», упражнение «Найди и обведи». Развивать воображение, изобразительные умения, цветоощущение. Использование нетрадиционных техник рисования, развитие свойств внимания. С заданием справился частично. Реализация индивидуального маршрута «Дневник наблюдений»

Слайд 16

Периоды диагностики по реализации ИОМ Сентябрь – начальная диагностика октябрь, ноябрь, декабрь – работа в соответствии с ИОМ Январь – контрольный срез, отслеживание динамики развития ребёнка, рекомендации родителям, корректировка содержания ИОМ. февраль, март, апрель – работа в соответствии с ИОМ Май – итоговый срез, отслеживание динамики развития ребёнка, рекомендации родителям, направление на ТПМПК

Слайд 17

Ожидаемые результаты

Слайд 18

В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами воспитанников заметна положительная динамика качества обучения в группе, повысился уровень умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка. Несомненно, такая работа потребует от воспитателя профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

Слайд 19

Благодарим за внимание!