театрализация для воспитателей
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Корнева Олеся Сергеевна

театрализация

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_3.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Практический показ

«Театрализованная деятельность

Как средство формирования выразительной речи дошкольников»

Подготовила воспитатель

подготовительной группы:

Корнева О.С.

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. В связи с этим речь детей имеет различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации, не выразительна, бедна по словарному запасу и т. д. А ведь именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи детей и поэтому мы – педагоги дошкольного образования со всей ответственностью должны подойти к этой проблеме.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы указывают на то, что психолого-педагогическая работа в ДОУ должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, а также на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с дошкольниками является игра.Использование в работе с дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи.Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка.

И поэтому для того, чтобы реализовать цель работыформирование выразительной речи у дошкольников посредством театрализованной деятельности, ставим перед собой следующие задачи:

-создавать условия для развития речи детей в театрализованной деятельности;

-побуждать к импровизации средствами мимикивыразительных движений и интонации и т. д.

-обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, художественно-эстетической и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

Для театрально-игровой деятельности в группе оборудована театральный уголок, что позволяет создать максимально комфортные условия для творчества детей. В нашем уголке представлены различные виды театров (марионетки, пальчиковые и т. д., есть костюмерная и гримерная (уголок ряжения, декорации и музыкальная фонотека.

Работу по формированию выразительности речи посредством театрализованной деятельности с детьми 4-го года жизни. Во 2-й младшей группе формируем у детей простейшие образно- выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных); в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме); в старшей группе совершенствовать художественно - образные умения; в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на музыкальных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

На всех этапах работы используем следующие методы формирования выразительности речи:

1. Наглядные методы - рассматривание картин со знакомым детям содержанием, игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Во всех этих процессах предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.

2. Словесные методы связаны с художественным словом. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельныхсредств выразительностиНапример: после чтения стихотворения С. Маршака«Котята» можно спросить: - «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? как вы догадались?» Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом «разыгрывать» прочитанное.

3. Практические методы. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания. Один из них: дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная). Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. К практическим методам следует отнести разработанные С. В. Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров, что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный эффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей. Основная задача этих игр-занятий - воспитание культуры поведениядетей, но они чрезвычайно важны и для развития выразительности речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии«Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом.

Также используем следующие приемы формирования выразительности речи: речевой образец (произношу подчеркнуто четко, громко, неторопливо, повторение (практикую индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое); указания (разъясняю детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата); словесное упражнение (многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков). В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе; утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания; использование шутки при объяснении задания. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?»«Кто лучше скажет?», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

Для того, чтобы ребенок умел передать стихи или фразы с разной интонацией применяем следующие упражнения: упражнения в произнесении скороговорок, чистоговорок («са-са вот летит оса» дети произносят с разной силой голоса; меняя интонацию - удивленно, вопросительно, напугано); упражнения в звукоподражании (вой ветра, лай собачки, пение кукушки); упражнения для артикуляции дикции (укрепление соответствующего комплекса мышц).

Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее ивыразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.

После того как у детей будут сформированы навыки и умения по использованию основных средств интонационной выразительности, переходим к подготовке и показу театрального представления как к итогу всей своей деятельности. Вместе с детьми были поставлены сказки «Репка»«Теремок», инсценировки стихотворений«Перчатки»«Под грибом».

Вся работа проводится поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до постановки произведения. Для формирования интонационной выразительности речи используем специально подобранные этюды и упражнения. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем - четкое и выразительное. Для освоения выразительной речи ввожу упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте и специальные творческие задания на развитие образности речи (упражнения на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам, включаю упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики. На мой взгляд, в процессе формирования выразительности речи посредством театрализованных игр, важнейшим условием является работа над образом, ролью, во взаимодействии с другими детьми происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения,формируются выразительность речи и высшие произвольные психические функции.

На данный момент мои дошкольники с помощью выразительной речи ярче проявляют себя в разных видах деятельности, и прежде всего в театрализованной, игровой и художественной. Выразительность речи повлияла не только на формирование их речи, но и способствовало развитию таких качеств личности как открытость, эмоциональность, общительность и так далее. Оказало широкое влияние на коммуникативную культуру, взаимоотношения с окружающими.

Разыгрывание сказки в кругу педагогов по плану подготовительной группы «Лиса и козел»

Оборудование:колодец,маски,костюмы,слова для героев.

Сказка «Лиса и козел»

Бежала однажды лиса по дорожке, засмотрелась на ворон, и упала в колодец.Воды в колодце было не много утонуть нельзя ,да и выпрыгнуть тоже нельзя.

Сидит лиса в колодце и думает,что делать.

В это время по дороге шел козел,умная голова,заглянул в колодец и увидел там лису.

«Что ты там ,лиса,делаешь?»-спрашивает козел

«Отдыхаю голубчик!»-отвечает лиса «Наверху жарко,а здесь прохладно,тихо, воды холодной сколько хочешь!»

А козел давно пить хотел.

«А хороша ли вода спрашивает козел?»

«Отличная,чистая,холодная,прыгай сюда если хочешь,здесь и тебе место есть»

Прыгнул козел в колодец а она ему и говорит «Эх ты,и прыгнуть то не умеешь,всю меня обрызгал»

Вскочила лиса козлу на спину со спины на рога и выскочила из колодца.

А козел чуть было не умер с голоду, ели нашли его,за рога вытянули и травкой накормили.

Вот и сказки конец а кто слушал и смотрел молодец.

Спасибо актерам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы на тему "Театрализация"

Тема проекта: «Театрализация». Возраст детей: старший и подготовительный. Цель проекта: Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношен...

Консультация для воспитателей "О театрализации"

Роль праздников в развитие музыкальных способностей детей....

Консультация для воспитателей "О театрализации"

Роль праздников в развитие музыкальных способностей детей....

Консультация для воспитателей "Театрализация - как один из способов преодоления речевых нарушений у дошкольников"

Описание деятельности воспитателя при  преодолении речевых растройств у дошкольников, через театрлизованную детяьеность....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми, Театрализация (показываем сказку) «Курочка Ряба» в 1 младшей группе.

Программное содержание:- проявлять интерес  к драматизации сказки, к ряжению, использую сказку вСамостоятельной игре, воспитывать умение слушать сказку.- мимическим действиям,- совершенствовать о...

Юмореска. Сценарий экспромт театрализации для воспитателей «Багаж» С. Маршак

Юмореска для постановки на капусниках и педагогических сборах...