Консультация "Экологические сказки"
консультация на тему

Серафима Вячеславовна Тарара

Сказка - это жанр устного народного творчества, помогающая ребенку войти в окружающий мир, лучше понять и осознать его.

В фольклористике наиболее популярна классификация сказок, созданная В.Я. Проппом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko_skazki_konsultatsiya.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

С давних времен сказка являлась важным средством воспитания. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом .Нравственные понятия: честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Сказка - это жанр устного народного творчества, помогающая ребенку войти в окружающий мир, лучше понять и осознать его.

В фольклористике наиболее популярна классификация сказок, созданная В.Я. Проппом. Он выделил следующие типы сказок:

§ сказки о животных (в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы. Человек либо играет второстепенную роль, либо занимает положение, равноценное животному);

§ сказки о людях: волшебные, новеллистические, включая анекдоты(повествование вынесено целиком за пределы реальной жизни. Сказки бытовые (новеллистические) делятся по типам персонажей (о ловких и умных отгадчиках, о мудрых советчиках, о ловких ворах, о злых женах и т. д.);

§ кумулятивные сказки (строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение», либо «цепь», либо «последовательный ряд встреч» или же «отсылок»).

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила типологию сказок, основанную на функциях, которымони отвечают, и включает в себя:

§ художественные (народные и авторские) сказки (мифы, притчи, истории);

§ психотерапевтические сказки (часто имеет форму притч, оказывают психологическую поддержку и способствуют избавлению от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией);

§ психокоррекционные (создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей);

§ дидактические сказки(имеют цель преподнести некоторые новые знания, раскрывают смысл и важность определенных знаний);

§ медитативные сказки (нацелены, прежде всего, на создание какого-то эмоционального состояния, иногда -- состояния релаксации).

Экологические сказки относятся к такому виду сказок как познавательные или дидактические, так как содержат основные экологические знания и понятия и позволяют детям понять различные аспекты взаимодействия человека и природы.

В старшем дошкольном возрасте у детей еще преобладают сказочно-игрушечные представления о животных и других природных объектах. Экологические сказки не уводят дошкольника из мира сказки и не снижают ее благотворного влияния на личность ребенка, а сопоставляют ее образы с реальными предметами, объектами природы, помогают детям обрести реалистические представления об окружающем мире. (Мухина, В.С. Детская психология: учебное пособие / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1985.-272 с.)

 Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом, он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. (Вахрушева Л.Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. - 173с.)

Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказке. Следовательно, сказка является средством воспитания бережного отношения к животным.

А.А. Удовенко рассматривает экологическую сказку как средство овладения детьми определенными знаниями и развития эмоциональной отзывчивости умения и желания активно защищать, облагораживать природу.

Г.А. Фадеева под экологической сказкой понимает совокупность биологических знаний и понятий о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, описанных в занимательной форме и являющихся источником формирования элементарных экологических знаний.

И так, что такое экологическая сказка - это занимательная история повествовательного характера, способствующая формированию экологических знаний и представлений об окружающем и природном мире, а также осознанно-правильного отношения к различным природным объектам, которая обогащает словарный запас, развивает речь.

Г.А. Фадеева утверждает, что цель экологической сказки - дать точную, научно-достоверную информацию об окружающем ребенка природном мире. В противном случае такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то, чтобы удивлять и смешить детей. (Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. / Сост. Г. А. Фадеева - Волгоград: Учитель, 2003. - 57 с.)

В экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. Кроме того, экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.

Экологическая сказка учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, дает возможность стать членом интересного общества верных друзей (различных животных, растений), научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой. (Вахрушева Л.Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. - 173с.)

Экологические сказки развивают умение детей мыслить системно, с пониманием происходящих закономерностей. Сказки учат детей не быть равнодушными, будят мысли, развивают эмоциональный внутренний мир, воспитывают гуманность, формируют речь.

Многообразие экологических сказок позволяет их классифицировать.

Л.Н.Вахрушева выделяет следующие виды экологических сказок:

§ сказки - «рассказки», характеризующиеся тем, что в качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира, посредством встречи с которыми дошкольники узнают новое, интересное из жизни растений и животных;

§ сказки - «почемучки» помогают взрослым отвечать на многочисленные вопросы детей. В названии таких сказок содержится вопрос;

§ сказки - «катастрофы» повествуют о глобальном изменении климата, экологических проблемах всего человечества. (Вахрушева Л.Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. - 173с.)

Экологические сказки необходимы детям для получения ими правильных реалистичных представлений о природе в целом, и о животных в частности. Правильные и реалистичные представления и знания о природе являются основой доброго отношения к живым существам, способствуют формированию гуманных чувств.

Для детей дошкольного возраста наиболее интересно и увлекательно получение знаний в форме сказок. Сказки облегчают процесс усвоения детьми знаний.

Кроме того, сказки для дошкольников являются наглядным руководством к действию, тому, как надо поступать и что делать никак нельзя.

Также экологические сказки способствуют закреплению знаний и представлений о природе в целом, и о животных в частности. Применение данных сказок будет способствовать закладыванию в ребенке основ гуманного отношения к животным.

В воспитании у детей бережного отношения к животным важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с животными.

В тоже время сказка естественно влияет на ребенка, оказывает на него воспитательное воздействие.

Таким образом, определение понятия «экологическая сказка» понимается нами как занимательная история повествовательного характера, способствующая формированию экологических знаний и представлений об окружающем и природном мире, а также осознанно-правильного отношения к различным природным объектам, влияет на формирование речи, обогащает словарный запас.  Но чтобы добиться данного результата, необходимо подобрать экологические сказки, отвечающие поставленной цели.

В летний период  мы с детьми, 1 старшей группы читали  экологические сказки на различную тематику, по книге  Елены Ульевой «Энциклопедия для малышей в сказках», например такие как: «Почему идет дождь?», «Как получается хлеб»  и др.  После прочтения сказок с детьми проводились беседы. Ребятам было очень интересно узнать что то новое посредствам таких сказок, они активно обсуждали их, пересказывали не только друг другу, но и своим родителям.

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное  учреждение детский сад № 1 «Белоснежка»

ст. Переясловской муниципального образования Брюховецкий район

«Экологические сказки как средство развития речи дошкольников»

                                                                   Воспитатель Тарара С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...