Оптическая дисграфия
консультация (старшая группа) на тему

примерные игры для профилактики оптических нарушений чтения и письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon optich._disgrafiya.doc324.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оптическая дисграфия

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...

 Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

 - недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;

 - добавление лишних элементов;

 - пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

 - зеркальное написание букв.

Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ОНР являются различные дидактические игры и упражнения.

Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.

1. Привлечь внимание к окружающим предметам. Назвать, что изображено на картине.

2. Выделить из множества картинок заданные по определённой теме («Посуда», «Игрушки» и т.д.).

3. Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.

4. Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего ряда.

5 Найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.

6. Найти одинаковые предметы, объекты.

7. Назвать недорисованные изображения предметов.

8. Определить, что неправильно нарисовал художник.

9. «Лабиринты».

Развитие зрительной памяти.

1. Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.

2. Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги.

3. Восстановить пары картинок.

4. Восстановить первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка – мяч, кукла, мишка).

5. Сравнить две картинки и найти их отличия.

6. Запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).

Развитие пространственных представлений: формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве.

1. Назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти.

2. Назвать, что выше (ниже) всего.

3. Показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).

4. Показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами и т.д.).

5. Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т.п.

6. Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади).

7. Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко), далеко (близко).

8. Выполнить команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад и т.п.

9. Нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа – круг, в верхнем правом углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал, в нижнем правом углу – прямоугольник, в нижнем левом углу – треугольник.

Автоматизация зрительных представлений графических образов букв, дифференциация букв, имеющих оптические сходства.

1. Назвать буквы.

2. Назвать пары букв.

3. Найти и назвать неправильно написанные буквы.

4. Дорисовать недостающие элементы букв. Назвать эти буквы.

5. Узнать и назвать буквы.

6. Найти и вычеркнуть заданную букву, слог, слово.

7. Восстановить слова из букв.

8. Вставить в слово пропущенную букву.

В подобных играх помимо развития навыков настойчивости и наблюдательности проводится профилактика оптических нарушений чтения и письма, актуализируется словарь, формируются обобщающие понятия, осуществляется подготовка ребёнка к обучению в школе.

Оптическая дисграфия

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не относятся с определенными звуками. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза пространственных представлений и проявляются в заменах и искажениях букв на письме. Основываясь на опыте логопедической работы, были выделены несколько направлений профилактики оптической дисграфии и дислексии с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), и разработаны системы игр, упражнений и заданий.

Направления:

 1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного.

 2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

 3. Формирование пространственного восприятия и представления.

 4. Развитие тактильных ощущений.

 5. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв и геометрических форм.

 Учить ребёнка в игре – задача взрослых. Учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Возможно ли это? Ведь еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горькими бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если задание построить интересно, корень учения может изменить свой «вкус» и даже вызвать у детей вполне “здоровый аппетит”. Возможны ли счастливые лица ваших детей во время занятий? Конечно! Тогда, вперед! Учимся играя!

Игры на развитие зрительного восприятия и узнавания

(зрительного гнозиса)

Игра 1 «Будь внимательным»

 1. Назвать геометрические фигуры:

 сопоставить предметы с геометрическими формами с помощью линий.

 2. Найти в окружающей обстановке похожие предметы.

Игра 2 «Геометрическое домино»

 Узнать геометрические фигуры. Назвать их. Какая фигура какую заслонила?

Игра 3 «Назови предметы»

 Назвать предметы, наложенные друг на друга. Например: груша, яблоко, слива, апельсин (лексическая тема «Фрукты»)

Игра 4 «Узнай меня»

 Узнать предметы по части (материал: предметные картинки с учетом лексических тем, на которых изображены части предметов, например, носик у чайника, крышка у кастрюли)

Игра 5 «Назови меня»

 Назвать предметы по их контурам.

Игра 6 «Назови перечеркнутые изображения»

Игра 7 «Назови недорисованные предметы»

 Определить, что неправильно нарисовал художник, какие части не нарисованы художником.

Игра 8 «На зарядку – становись!»

 Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры). Например, предметы располагаются по возрастающей величине: мышка, заяц, медведь, тигр или наоборот по убывающей величине: тигр, медведь, заяц, мышка.

Игра 9 «Разведчики»

 Нахождение заданной фигуры среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное отображение.

Игра 10 «Секретик»

 Назвать недорисованные предметы.

Игра 11 «Для умок и умочек»

 Анализировать нелепые картинки. Рассмотреть картинки, определить, что на них нарисовано неправильно.

Игра 12 «Журналист»

 Предложенные игровые задания связаны с поиском «спрятанных» художником на сюжетной картинке изображений, объединенных одной лексической темой.

Игра 13 «Цветные лужайки»

 Подбор картинок к определенному цветовому фону. Детям предлагаются фоны: «лужайки» разного цвета (красного, зеленого, желтого, синего и т.д.), а также картинки с изображением предметов разного цвета (арбуза, огурца, листа, цыпленка, репы, дыни, мака, помидора, клубники). Дается задание положить картинку на свою «лужайку»

Игра 14 «Геометрическое лото»

У детей большие карты, на каждой из карт - геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов. Педагог показывает нарисованный предмет, дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Изображение предмета кладется на карту с похожей геометрической фигурой

Игра 15 «Парные картинки»

 Подбор парных карточек с геометрическими фигурами, отличающимися по цвету, размеру.

Игра 16 «Следопыты»

 Нахождение заданной фигуры среди других, например, красный треугольник среди треугольников разного цвета.

Игра 17 «Дорисуй предмет»

 Дорисовывание симметричных изображений (елочки, матрешки, космонавты, петрушки и т.д.

Игры на формирование буквенного гнозиса

Игра 1 «Назови буквы»

 Назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.

 Сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребёнку: А, П, О, И., затем задания усложняются.

Игра 2 «Ошибка Незнайки»

 Какую букву Незнайка написал неправильно.

Игра 3 «Укрась буквы»

 Обвести контурные изображения букв.

Игра 4 «Буквоед»

 Дорисовать недостающие элементы букв.

Игры на развитие зрительной памяти

Игра 1 «Чего не стало»

 Дети должны запомнить и отгадать, какой игрушки не стало (количество предметов увеличивается от 5 до 10).

Игра 2 «В гостях у Мнемозины»

 Запомнить и назвать предметы, увеличивая количество предметов

 от 5 до 10.

Игра 3 «Что изменилось»

 Определить изменения местонахождения игрушек, предметных картинок, используя предложенные конструкции: между, за, до, после, перед и т.д..

Игра 4 «Маскарад букв»

 Нахождение букв по заданию педагога: «Нади самую яркую, веселую, грустную, худенькую, толстенькую, нарядную».Определить, где находятся буквы А, У, Ы, М, Н и т.д. Определить, в какую сторону смотрят буквы У, К, А, З, С.

Игры на формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза

 Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей.

«Робот»

Игровое упражнение 1 «Какой рукой кушаем, рисуем, берем предметы»

Игровое упражнение 2 «Где правая и левая рука»

Игровое упражнение 3 «Одень клипсы на левое (правое) ухо»

Игровое упражнение 4 «Одень колечко на правую (левую) руку»

Игровое упражнение 5 «Попрыгай на правой (левой) ноге»

Определение пространственных соотношений между предметами

Игра 6 «Цветные дорожки»

 Определение правой и левой части цветных полосок.

Игра 7 «Каждой вещи свое место»

 Ориентировка в окружающей обстановке, использование в речи предложных конструкций: внизу, вверху, слева, справа, между и т.д.

Игра 8 «Муха»

 Ориентировка на плоскости девятиэкранника, использование в речи выражений: вверху, внизу, в верхнем правом (левом) углу, в нижнем правом (левом) углу, в середине, в центре.

Игра 9 «Новоселье»

 Ориентировка в пространстве, использование в речи предложных конструкций: до, после, перед, между, за, около и т.д.

Игра 10 «Автотрасса»

 Ориентировка на плоскости, использование простых и сложных предложных конструкций.

Игра 11 «Супермаркет»

 Ориентировка в окружающей обстановке, расположение предметов «товара» на полках витрин относительно друг другу. Использование простых и сложных предложных конструкций.

Игра 12 «Воздушные виражи». Ориентировка в пространстве, развитие мелкой мускулатуры пальцев, использование предложенной конструкции: за, перед, между, около, у и т.д.

Развитие тактильных ощущений

Серия игр «Темная лошадка». Нахождение предметов, геометрических форм на ощупь.

Серия игр «Волшебная коробочка». Узнавание букв, изображений предметов, геометрических форм, сделанных из разных материалов.

Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв

Моделирование букв, геометрических форм, предметов из бусинок, крупы, палочек, конструктора, мозаики, проволочки, ниток.

Игры «День рождения у буквы», «Буква рассыпалась» (воссоздание и реконструирование знакомых букв).

При работе с подобными играми ребёнку нужно проявить большую наблюдательность, чтобы обнаружить замаскированные предметы, выделить их на фоне, предварительно произведя оптический анализ. Без умения сравнивать объекты, находить в них различия, анализировать детали изображения, без достаточного уровня развития зрительного восприятия и гнозиса достичь успеха будет очень трудно. Но зато сколько радости доставляют ребёнку такие открытия!

 В подобных играх помимо развития навыков настойчивости и наблюдательности проводится профилактика оптических нарушений чтения и письма, актуализируется словарь, формируются обобщающие понятия, осуществляется подготовка ребёнка к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Работа с буквой.Профилактика оптической дисграфии.

Работа с буквой. Профилактика оптической дисграфии при обучении грамоте детей с ТНР....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

Выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Диагностический материал, направленный на изучение зрительного гнозиса и мнезиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Который позволит выявить наличие предпосылок возникновения оптиче...

Презентация "Профилактика Оптической дисграфии у дшкольников с ОНР"

Презентацию можно использовать на  подгрупповых и индивидуальных  логопедических занятиях с детьми подготовительной группы. Интересные задания  помогают развивать у детей внимание, памя...

«Формирование оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи с целью профилактики оптической дисграфии»

Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предви­деть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. О профилактике оптической дисграфии можно говорить т...

Комплекс упражнений для предупреждения оптической дисграфии

Комплекс игровых упражнений может быть полезен логопедам, воспитателям, учителям начальных классов и родителям....