(Выступление на методическом объединении воспитателей коррекционных групп)
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Дивеева Мария Юрьевна

 

"Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи."

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется. Цель занятий по развитию речи в детском саду – помочь ребенку овладеть родным языком. Это очень непростая задача, т.к. ребенок дошкольного возраста – это не ученик, которому можно изложить и объяснить правила склонения или спряжения, структуру простых и сложных предложений. Развитие речи у детей также тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка.

    Основными задачами развития речи в детском саду являются:

 - воспитание звуковой культуры речи,

 - обогащение и активизация словаря,

 - формирование грамматического строя речи,

 - развитие связной речи.

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Одновременно необходимо указать, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего методики по развитию дошкольника строить как раз на использовании специально разработанных игр.

Овладеть грамматическим строем речи – значит научиться правильно употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные  с прилагательными в роде, числе, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

С раннего возраста ребенок должен усвоить грамматические значения родного языка, без чего невозможно понимать речь. Он может знать лексическое значение слов «кукла», «спать», но не знать грамматического значения («кукла спит», «кукла выспалась», или «куклу кладут спать»), что влечет значительные трудности в процессе обучения ребенка в школе.

Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом; у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается (пассивный словарь).  У детей с общим недоразвитием речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, (порой и полностью отсутствуют) характеризующих качества, признаки, состояние предметов и действий, а также способы действий. Мало синонимов и полностью отсутствуют антонимы.

У детей с нарушенным речевым развитием формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, в искажении общей картины речевого развития.

Анализ научно-методического материала по проблеме формирования грамматического строя речи у дошкольников показывает, что причиной возникновения трудностей в усвоении грамматических форм родного языка является то, что обучающие (родители, педагоги) сами не осознают этих значений и употребляют их интуитивно, усвоив их в процессе естественного восприятия языка. Отсюда следует, что заботой обучения должна быть забота о том, чтобы дети как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка и постепенно проникали в их смысл. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. Процесс этот протекает бессознательно. Однако, если он тормозится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребёнка задерживается. Ребёнок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности.

В связи с этим становится актуальным поиск наиболее эффективных форм работы с детьми по этой проблеме, одной из которых является систематизация дидактических игр, направленных на формирование и закрепление грамматического строя речи и обогащению словаря.

Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игр, если:

- игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;

-игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;

- руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания я использую в своей работе.

1. Развитие словообразования.

С целью развития словообразования используются с детьми следующие приемы работы (игры и задания):

«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).

«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам).

«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).

«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).

 «Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).

Шуточная игра «Ехали мы, ехали...» (дифференциация глаголов с приставками).

Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).

2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных

Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.

Игры и упражнения:

«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);

 «Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);

«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);

«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);

«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);

закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;

«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);

«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);

«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);

«Сладкоежка Карлсон» (согласование существительных с прилагательными в роде, числе).

 Игры имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия. Словесные игры помогут ребёнку обогатить словарный запас, уточнить значение слов, сформировать словоизменение и словообразование. Специалистами разработана система упражнений и игр, предусматривающих обогащение словаря ребёнка. Приведу некоторые из них.

Игра «Две обезьянки»

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал. Две обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет),  вычистит... (испачкает), замолчит...  (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

Игра «Наоборот»

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.

Ход игры.

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

твердый - мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый

широкий – узкий

Игра «Я начну,  а ты закончи».

  • Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.
  • Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.

- Мальчик сначала подошел к дому, а потом...  (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером...  (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он...  (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом...  (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они ...  (выбежали).

          " Родная природа в стихах и загадках"

Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.

Ход игры.

  1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о  природе и найти в них слова антонимы.

                          Круглое и яркое,

                          дарит всем тепло.

                          Встало утром рано,

                          По небу пошло.

                          Закатилось вечером        

                          За леском.

                          Угадайте, дети,

                          Говорю о ком? (Солнце)

 Вьется, словно лента,                                            

 В дымке голубой,

 Может быть спокойной,

 Может бить волной

 Темной и глубокой,

 Что не видно дна.

 Мелкой и прозрачной

 Может быть она,

 А в жару купает

 Нас в своей волне.

 Что это такое,

 Подскажите мне. (Река)

                                              2.Далее предлагает отгадать следующую загадку:

Что за птица?

Черная, большая.

Над землей повисла,

Солнце закрывая.

Крупными слезами

Эта птица плачет,

От нее подальше

Мама дочку прячет.

Как она примчится,

Все вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее.   (Туча)

Игра " Подбери подходящее слово"

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

 -  Ручей мелкий, а речка ..... (глубокая).

- Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ..... (крупные).

 -  Кашу варят густую, а суп .... (жидкий).

- Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).

 -  После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая).

- Покупаем картофель сырой, а едим  .... (вареный).

         Игра      "Найди противоположное слово"

 

Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

  - Сахар сладкий, а лимон .....(кислый).

Луна видна ночью, а солнце ....(днем).

Огонь горячий, а лед .....(холодный).

Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий).

Река широкая, а ручей ....(узкий).

Камень тяжелый, а пух ..... (легкий).

Редька горькая, а груша ..... (сладкая).

- Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.)

Если в комнате не светло, то в ней ...( темно).

Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая).

Если нож не тупой, то он ....(острый).

      Вариантов таких игр и упражнений может быть множество. Все зависит от фантазии воспитателя, от его опыта и умения заинтересовать ребят.

  Таким образом, речевые игры имеют большое значение для развития грамматического строя речи. Они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух, прививают интерес и любовь к языку.

Структурное подразделение"Детский сад № 9 комбинированного вида"

МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида"

 Рузаевского муниципального района РМ

"Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи."

(Выступление на методическом объединении воспитателей коррекционных групп)

Подготовила: Дивеева М.Ю.

Апрель 2017г.

Структурное подразделение"Детский сад № 9 комбинированного вида"

МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида"

 Рузаевского муниципального района РМ

"Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи."

(Выступление на методическом объединении воспитателей коррекционных групп)

Подготовила: Дивеева М.Ю.

Апрель 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление руководителя методического объединения воспитателей младших и средних групп. Тема: «Значение и развитие мелкой моторики детей. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Вступительное слово руководителя методического объединения воспитателей младших и средних групп по вопросам речевого развития «Логопедическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста». Т...

Выступление на методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на тему «Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей»

В связи  с новыми  Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования встает  вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольн...

Выступление на методическом объединении воспитателей младших групп детских садов по теме: "Формы взаимодействия ДОУ и семьи при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе".

Выступление на методическом объединении воспитателей младших групп детских садов. Интерес к художественной литературе у детей возникает при правильной организации совместной деятельности детского сада...

Выступление на методическом объединении воспитателей логопедической группы ДОО.

Выступление по теме:" Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР"...

Выступление на методическом объединение воспитателей: « Организация предметно – пространственной среды в группе по приобщению детей к художественной литературе»

Выступление на методическом объединение воспитателей: « Организация предметно – пространственной среды в группе по приобщению детей к художественной литературе»...

Выступление на методическом объединении воспитателей национальных групп

Доклад на тему: «Роль дидактической игры в воспитании и обучении дошкольников родному языку»Тɵрскн келǝн сǝǝнǝр меддгǝр бичкдʏдиг дасхх зɵвтǝвидн, эднǝ келинь ɵргҗʏлх кергтǝ.Дидактическ на...