Статья
статья (старшая группа) на тему
Формирование уважительного отношения к семье
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста.
Батаева Ю. Л., г. Нефтекамск Республика Башкортостан
Проблема формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста является одной из самых важных в системе дошкольного образования и воспитания.
Работа по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста содействует объединению детей и их родителей, бабушек и дедушек, формирует базовые ценности для детей; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению ее интеллектуального и культурного уровня, формирует личностные и коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста.
Особенности формирования уважительного отношения к семье изучались В.А. Сухомлинским, В.А. Титаренко, С.А. Козловой, Т.А. Марковой, О.Л. Зверевой и др.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в старшем дошкольном возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру.
Вышеизложенное позволяет определить «уважительное отношение к семье» как образование личности, которое включает понимание сопричастности семье и роду, выражаемое через почитание родителей, предков; осознание нравственных ценностей - любви, дружбы, верности, уважения - как основы семьи; желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи; эмоциональную отзывчивость на чувства, заботы и переживания членов семьи; моральное удовлетворение от признания и любви родителей, потребность принимать активное участие в жизни семьи.
Что касается чувства принадлежности ребенка к семье, то тут можно отметить следующее: в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования социальный портрет ребенка как итоговый результат выглядит следующим образом: ребенок имеет представление о себе, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях и т.п.
Анализируя исследования Н.А. Каратаевой, О.Л. Зверевой, Г.А. Марковой и др., позволили нам рассматривать воспитания уважительного отношения к семье и формирование чувства принадлежности к семье в условиях ДОУ.
На базе МАДОУ № 39 «Семицветик» города Нефтекамск было проведено констатирующее исследование среди старших дошкольников. Всего в исследовании приняли участие 25 человек. Изучив полученные показатели пришли к выводу, что у 70% детей уважительное отношение и чувство принадлежности к семье сформированы в пределах возрастной нормы. Воспитанники показали сформированность таких качеств, как уважение к родителям и страшим вообще, способность внести свой вклад в ведение домашнего быта, помнят и чтут семейные традиции, знают цену и ценность вещам и деньгам, умеют проявить щедрость и великодушие, способны проявить гуманность и понимание, тактичны.
Для улучшения показателей сформированности уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста эффективными могут быть следующие специальные проекты и программы ориентированные :
-на увеличение объема информации о культуре русского народа и народов России;
- на повышение общего уровня семейной культуры у детей;
- на формирование семейных ценностей у детей;
Также для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста эффективно использовать потенциал занятий по рисованию, лепке, аппликации, музыке и т.д. Неотъемлемой частью формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста должны стать регулярными такие мероприятия, как: проведение консультаций и родительских собраний, посещение вместе с детьми театральных постановок, цирковых представлений, просмотры кинофильмов, посещение музеев, выставок и т.д.
Семья оказывает эмоциональное воспитательное воздействие, обусловленное родственными чувствами; постоянство и длительность такого воздействия обеспечивает его глубину; именно в семье ребенок чувствует себя защищенным, любимым.
Совместная работа в команде «Родители- воспитатели - дети» способствует сплочению и достижению положительных результатов.
Литература
- Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учебн. пособие [Текст] / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, - 2007. - 340 с.
- Данилюк, А. Я. Кондаков, А. М. Тишков В. А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. – М.: Издательство «Просвещение», 2009. – 211 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК [Текст] – М.: Прометей, Юрайт, 2008. – 464 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...