Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников
методическая разработка на тему

Маркова Надежда Григорьевна

Еще не владея не только активной, но и пассивной речью, нормально развивающийся ребенок вступает в эмоциональный контакт с окружающими его, заботящимися о нем людьми, обычно -  с матерью. Он отвечает улыбкой и характерными на обращенные к нему слова, произносимые с ласковой интонацией. У детей с нарушением эмоционально-волевой сферы присуще нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya._rabota_.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы у

дошкольников

Еще не владея не только активной, но и пассивной речью, нормально развивающийся ребенок вступает в эмоциональный контакт с окружающими его, заботящимися о нем людьми, обычно -  с матерью. Он отвечает улыбкой и характерными на обращенные к нему слова, произносимые с ласковой интонацией. У детей с нарушением эмоционально-волевой сферы присуще нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

    Коррекционная   программа  включает  10  занятий. Время одного занятия 25-35 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста. При комплектовании группы детей с эмоциональными нарушениями необходимо учитывать их возраст, степень тяжести эмоциональных нарушений. Число участников группы 10-12 детей. Каждое занятие сопровождается соответствующей музыкой.

Занятие 1

Цель: знакомство детей друг с другом; сплочение группы, снятие напряженности, скованности; формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия.

1.Подготовительная часть занятия.

  • Ритуал приветствия

Игра «Рисование коллективного рисунка».

Педагог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что каждый желает, но нарисовать так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается.

2.Основная часть занятия.

Игра «Я за стеклом и меня не слышно, я хочу сообщить что-то собеседнику»

Ход игры. Педагог предварительно объясняет играющему, что он должен изобразить без слов. Например «Ты на вокзале, опаздываешь на поезд, но у тебя нет билета, билет у твоего собеседника, который за стеклом и не слышит тебя, а тебе надо ему это сообщить». Это упражнение направленно на установление эмоционального контакта с членами группы, на развитие сотрудничества и взаимопонимания.

Заключительный этап занятия.

  • Обмен впечатлениями.
  • Ритуал прощания.

Занятие 2

Цель: формирование позитивного настроя на занятия, формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.

1.Подготовительная часть занятия.

  • Ритуал приветствия

Игра  в «Жмурки».

Группа детей из 2-3 человек с завязанными или закрытыми глазами догоняет и ловит остальных детей. Затем дети на ощупь узнают, кого поймали.

2. Основная часть занятия.

Игра «Роли, которые играют люди»

Стимульный материал: разные атрибуты - шапочка доктора. Указка учителя, кисточка художника и т.д. Детям предлагается выбрать атрибут и согласно выбранным ролям изменить свое эмоциональное состояние и поведение.

Заключительный этап занятия.

  • Обмен впечатлениями.
  • Ритуал прощания.

Занятие 3

Цель:  снятие напряженности, эмоциональный настрой на занятия;  закрепление спонтанности поведения

1.Подготовительная часть занятия.

  • Повторение ритуала приветствия

Игра «Моргалки»

Дети разбиваются на пары. Инструкция: пристально смотреть друг на друга как можно дольше. Не моргая. Победитель выбирает,  с кем он продолжит игру. Обратить внимание на симпатии детей друг к другу.

2.Основная часть занятия.

Игра « Я заблудился в лесу».

Дети по  очереди изображают, как они выходят из темного леса, где много препятствий: овраги, болото и пр. Можно использовать мебель (стулья, скамейки и пр.).

Игра «Угадай мое чувство»

Ребенку предлагается выразить чувство удивления, радости, обиды, сочувствия и пр. Дети показывают на заранее заготовленных карточках, какое чувство изображает играющий.

Заключительный этап занятия.

  • Обмен впечатлениями.
  • Ритуал прощания.

Занятие 4

Цель: снятие напряжения, позитивный настрой на занятие; коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

1.Подготовительная часть занятия.

  • Повторение ритуала приветствия

Игра «Зеркало»

Ведущий изображает кого-то из животных. Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются.

2. Основная часть занятия.

Игра  «Какая маска говорит»

На доске вывешено пять масок, которые демонстрируют определенные эмоциональные состояния: радости, грусти, испуга, удивления, злости. Педагог произносит различные реплики, якобы от лица масок, высказывания, а ребята должны определить, какая маска говорит.

Также детям предлагается прослушать одну и ту же фразу, например: «Мама пришла», но произнесенную с различными эмоциональными оттенками. При этом  описывались разнообразные ситуации, предшествующие данной фразе:

  • Петя целый день был один дома. Ему не с кем было играть, и он  очень скучал. Но вдруг раздался звонок в дверь, он очень обрадовался: «Мама пришла!»
  • Петя с другом увлеклись играми. Они играли в конструктор, в прятки, потом решили поиграть в индейцев. Ребята разрисовались красками, вырезали из бумаги из бумаги перья. Вдруг раздался звонок, и Петя с испугом сказал: «Мама пришла».
  • Петя остался один дома. У него было много игрушек. Сначала он играл в машинки, потом решил порисовать, затем стал лепить из пластилина и не заметил, как пролетело время. Вдруг раздался звонок, и он с удивлением сказал: «Мама пришла».

Заключительный этап занятия.

  • Обмен впечатлениями.
  • Ритуал прощания.

Занятие 5

Цель: сплочение группы; переработка и отреагирование положительных и негативных эмоции.

1.Подготовительная часть занятия.

  • Повторение ритуала приветствия

Игра «Все наоборот»

Психолог предлагает разделиться детям на пары. Каждой паре вручает карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны выполнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок. Затем дети меняются ролями.

2.Основная часть занятия.

Игра  «У меня есть собака»

Необходимо  проговорить фразу: «У меня есть собака» после того, как педагог опишет ситуацию.

  • Ты давно мечтал иметь собаку, но мама и папа всегда говорили: «Подрастешь, купим тебе собаку». Шло время,  и наконец настал твой день рождения. Родители купили тебе собаку, ты очень обрадовался, бегал по квартире и радостно кричал: «У меня есть собака!!!!»
  • В вашей семье давно живет собака. Сначала она была молодая, веселая, сильная, потом она постарела и заболела. Собака все время лежит и стала грустной. Тебе очень жалко свою собаку, и ты всем с грустью говоришь: «У меня есть собака».
  • Ты, твой папа и твоя мама живете в большом загородном доме. Вам нужна собака, чтобы охранять дом, но вы никак не можете ее купить. Однажды вам предложили взрослую собаку, и вы ее взяли. Эта собака оказалась очень злой, она бросается не только на тех, кто приходит в ваш дом, но и на вас. Ты очень боишься, собаки и поэтому со страхом говоришь о ней: «У меня есть собака».
  • Тебе на праздник подарили собаку. Сначала она тебе нравилась, но потом собака стала все портить в твоей комнате. Она погрызла диван, ножки стола и стула, испортила твои тапочки. Ты очень злишься на нее и зло говоришь: «У меня есть собака».
  • Под Новый год всегда происходят какие-нибудь чудеса. Ты давно мечтаешь о собаке, всегда думаешь о ней. В новогоднюю ночь ты ищешь подарки под елкой. Вдруг один подарок шевелиться, и удаляется от тебя. Ты не веришь, своим глазам и начинаешь разворачивать коробку, а там сидит собака. Ты удивленно вскликиваешь: «У меня есть собака!»

Заключительный этап занятия.

  • Обмен впечатлениями.
  • Ритуал прощания.

Занятие 6

Цель: снятие напряженности, скованности; формирование у ребенка адекватного отношения к себе.

1.Подготовительная часть занятия.

  • Повторение ритуала приветствия

Игра «Передача ритма по кругу». Дети образуют круг. Ведущий хлопает в ладоши в определенном ритме. Все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

2.Основная часть занятия.

Игра «Как я вижу себя в окружающем мире»

Дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире. Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, большие листы ватмана.

Заключительный этап занятия.

  • Обмен впечатлениями.
  • Ритуал прощания.

Занятие 7

Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива; развитие эмоциональной сферы ребенка.

1.Подготовительная часть занятия.

  • Повторение ритуала приветствия

 Игра «Сороконожка» Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседать, прыгать на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача играющих - не разорвать единую цепь, сохранить «сороконожку» в целости.

2. Основная часть занятия.

«Тренировка эмоции» Нужно попросить ребенка:

нахмуриться, как                                                  

  • осеняя, туча                                              
  • рассерженный человек
  • злая волшебница;

улыбнуться, как

  • кот на солнце
  • само солнце
  • Буратино
  • хитрая лиса
  • радостный ребенок
  • будто ты увидел чудо

позлиться как

  • ребенок, у которого отняли мороженое
  • человек, которого ударили

испугаться, как

  • потерявшийся в лесу
  • котенок, на которого лает собака

устать, как

  • папа, после работы
  • человек, поднявший тяжелый груз….

Заключительный этап занятия.

  • Обмен впечатлениями.
  • Ритуал прощания.

Занятие 8

Цель: положительный настрой на занятие; помочь детям почувствовать свою сопричастность к группе, понять, как дискомфортно быть одиноким.

1.Подготовительная часть занятия.

  • Повторение ритуала приветствия

«Лето, поход, пляж». Шли дети на пляж, по дороге встретили лягушку (широко улыбнулись, напрягли щеки, затем расслабились). Пришли на пляж, зашли в воду и вначале решили побрызгаться (присели, встали, руками сымитировали брызганье.) Затем они начли нырять (сесть, встать). Дети долго купались и замерзли. Вышли из воды. При нырянии вода попала в уши (надо ее оттуда удалить) Прыгаем на левой ноге, голову наклоняем налево и пальчиком массажируем леве ухо, прыгаем на правой ноге – голову наклоняем направо и массажируем правое ухо. Растираемся полотенцем, чтобы согреться: руки, ноги, спину, живот. Затем смотрим – хорошо ли мы вытерлись полотенцем, поворачиваемся налево и направо. Ложимся загорать, и нас греет солнышко (поза покоя). Возвращаемся домой через гороховое поле (язык прижимается к щеке, и надавливает на нее, как будто за щекой спрятана горошина, затем язык возвращает на место.

2.Основная часть занятия.

 Игра «Путаница». Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также, не разжимая рук.

Заключительный этап занятия.

  • Обмен впечатлениями.
  • Ритуал прощания.

Занятие  9

Цель: освоение способов повышения настроения и передачи его красками.

1.Подготовительная часть занятия.

  • Повторение ритуала приветствия

 «Поход в зоопарк» Вошли мы в зоопарк. Первое, что мы с вами увидели, был олень (руки вверху, имитируем рога оленя, скрестили, напрягли руки). Идя дальше, мы подошли к слону (губы вытягиваем дудочкой, как хобот). Идем дальше и смотрим по сторонам. На дорожке мы увидели лягушку (широко улыбаемся). Подошли к клетке с птицами (имитируем полет птиц руками). На поляне увидели ежика (выполняем упражнение на дыхание - три вдоха через нос подряд и один выдох плавный, через рот, фырканье ежика). Пришли домой, уставшие (дети садятся на стулья и принимают позу покоя, отдыхают две минуты).

2.Основная часть занятия.

 Игра « Походка и настроение» Детям показывают пиктограммы, а они в ответ должны показать, какая походка у веселого человека, у грустного, у человека, который всего боится.

Заключительный этап занятия.

  • Обмен впечатлениями.
  • Ритуал прощания.

Занятие 10

Цель: создание условий для адекватного восприятия ситуации расставания, формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми; выявление возникновения положительных факторов в группе, по мнению самих детей

1.Подготовительная часть занятия.

  • Ритуал приветствия

 Игра «Передача движений по кругу». Дети образуют круг. Один из членов группы (ведущий) выполняет отдельные движения, например. Поочередно поднимает правую и левую руку. Остальные дети выполняют это задание. Психолог предлагает увеличить темп выполнения задания.

2.Основная часть занятия.

 Игра «Море и волны»

 «Как приятно, когда волны ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в волны. Попробуем подвигаться, как будто мы волны. Попробуем «прошуршать» как волны, когда они накатываются на камушки на берегу.   Давайте каждый из вас искупается в волнах. Кто хочет первый? Вставай в центр круга. Ребята! А мы, остальные - «волны». Мы будем подбегать к нему, поглаживать его, обнимать. Все вместе!.. Еще раз... И еще раз... Кто следующий?»    

    Заключительный этап занятия.

  • Обмен впечатлениями.
  • Ритуал прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СЕНСОРНОМ ОБОРУДОВАНИИ (из опыта работы по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы)

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибул...

Сказкотерапия – основа коррекционной работы в развитии эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи,...

Коррекционные игры на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАТРУДНЕНИЯМИ В ОБЩЕНИИ...

Коррекционно – развивающая программа "Развитие эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя коррекционно - развивающую программу«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».Основная цель данной программы – формирование и р...

Опыт работы по развитию «Эмоционально-волевой сферы детей в условиях ДОУ»

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей эмоциональной сферы детей, т.к. в современной жизни в любом дошкольном учреждении можно найти много детей...

Коррекционные игры на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.

КлубочекИгра полезна в компаниях малознакомых людей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий вопрос участнику игры. Тот ловит кл...