бабушкин сундук
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 63»
План – конспект
интегрированной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе детей с ЗПР
на тему: «Бабушкин сундук».
Составили:
воспитатель высшей квалификационной категории
Тартмина Вероника Валерьевна
воспитатель первой квалификационной категории
Мирсаетова Мунира Зарифовна
г. Нижнекамск
2015г.
Тема: «Бабушкин сундук».
Возраст: 6 - 7 лет с ЗПР.
Основная образовательная область: Социально – коммуникативное развитие.
Интегрированные образовательные области: Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие.
Цель: Ознакомление с элементами татарского национального орнамента.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Учить различать и называть основные элементы татарского национального орнамента.
- Учить применять в разговорной речи названия татарской народной одежды, составлять узоры татарского орнамента.
- Продолжать учить действовать по инструкции педагога, применять полученные на НОД знания на практике.
Развивающие задачи:
- Закреплять умение координировать свои действия при выполнении коллективной работы.
- Развивать умение понимать татарскую разговорную речь, умение отвечать на вопросы по-татарски, и составлять предложения из 2-3 слов.
- Совершенствовать умение детей работать с самоклеющейся плёнкой.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей интерес к татарской национальной культуре.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.
- Формировать эстетическое восприятие.
Планируемый результат: Изготовление коллективной работы – «скатерти» по татарским народным мотивам с использованием нетрадиционной техники – аппликация из самоклеющейся плёнки.
Методические приёмы:
- Игровой (ролевой персонаж, физминутка).
- Наглядный (внесение сундучка, иллюстраций, татарских народных костюмов, образцы орнамента, показ).
- Словесный (рассказ педагога, напоминание, указание, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей).
- Практический (самостоятельная работа детей).
Наглядные средства обучения:
- Сундучок.
- Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением татарских национальных предметов одежды и элементов орнаментов.
- Раздаточный материал: карточки с изображением татарских орнаментов.
- Женская татарская национальная одежда для одного воспитателя.
- Татарские национальные костюмы для всех детей.
- Набор готовых деталей для орнамента из самоклеющейся плёнки (по количеству детей).
- Лист ватмана формата А1.
- Мольберт.
- Образцы орнаментов (2 вида: для уголков и для сторон).
Технические средства обучения:
- Ноутбук с аудиозаписями татарских мелодий.
Индивидуальная работа с детьми:
- Способствовать развитию усидчивости у Марата.
- Активизировать речь у Рамзии и Ульяны.
Словарная работа:
- Активный словарь: әби, орнамент, кызыл, яшел, сары, зәңгәр, ак.
- Пассивный словарь: тюлпан (ләлә), лист (яфрак), колокольчик (кыңгырау), гвоздика (канәфер чәчәге), трехлестник (өч яфрак), пион (чалмабаш), шиповник (гөлҗимеш).
Предварительная работа с детьми:
- Образовательная деятельность по социально – коммуникативному, познавательному и художественному развитию.
- Рассматривание иллюстраций.
- Дидактические игры.
- Беседы.
- Разучивание стихов и игры «Тюбетейка».
- Чтение художественной литературы.
Структура ОД:
- Организационный момент.
- Сюрпризный момент (приход ролевого персонажа - әби).
- Основная часть.
- Внесение сундучка.
- Рассматривание татарской национальной одежды с традиционными народными орнаментами.
- Игра «Узнай и назови».
- Татарская игра «Түбәтәй» (тюбетейка).
- Рассматривание орнаментов для украшения скатерти.
- Объяснение хода работы.
- Самостоятельная работа детей.
- Анализ работ.
- Итог ОД.
Организация детей:
Схема №1 Схема № 2
Ход ОД:
I. Организационный момент.
(Дети одевают татарские национальные костюмы).
Воспитатель: Дети, давайте послушаем музыку (воспитатель включает аудиозапись татарской мелодии). Ребята, что вы можете сказать про эту мелодию?
Ответы детей.
Воспитатель: Это татарская мелодия.
- Сюрпризный момент.
(раздаётся стук в дверь)
Воспитатель: Интересно, кто это к нам пришёл? (входит ролевой персонаж – әби в национальной одежде)
Әби: Здравствуйте, мои дорогие дети – исәнмесез, балалар! Я к вам в гости приехала. Ждали меня?
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся: «Исәнмесез, әби!».
(дети здороваются).
II. Основная часть.
1. Внесение сундучка.
Әби: Я не с пустыми руками к вам приехала. Посмотрите, какой красивый, волшебный сундук - сандык я с собой принесла. Очень много сюрпризов вас тут ждет. Давайте откроем его, посмотрим, что там есть. (Открывают, не могут открыть.) Не хочет открываться, наверное хочет, чтобы кто-нибудь рассказал стихотворение про него. Пусть Рамзия расскажет стишок про волшебный сундук.
Рамзия: Серле сандык, матур сандык.
Кызыктыра мине күптәннән.
Әйдә, карыйк, ниләр калган икән
Истәлеккә безгә үткәннән.
Әби: А ещё, ребята, нам надо сказать про сундучок красивые слова.
Ответы детей: красивый, волшебный, узорный, большой, необыкновенный.
2. Рассматривание татарской национальной одежды с традиционными народными орнаментами.
Әби: (Открывает сундук и достаёт оттуда иллюстрации с изображением татарских национальных орнаментов). Наши бабушки - әбиләр, дедушки - бабайлар одевали красивую вышитую одежду. На одежде вышивали тюльпан - ләлә, лист - яфрак, колокольчик - кыңгырау, гвоздику - канәфер чәчәге, трехлестник - өч яфрак, пион - чалмабаш, шиповник - гөлҗимеш. При вышивании использовали яркие цветные нитки. Назовите по-татарски, какие цвета вы видите.
Ответы детей: кызыл, яшел, сары, зәңгәр.
(Показывает иллюстрации с изображением татарской национальной одежды). Посмотрите, вся татарская национальная одежда была украшена вышивкой. Это фартук - алъяпкыч. Вот сапоги - читек. Это камзол – камзул. Платье – күлмәк. Женщины надевали на голову калфак и платок - яулык. Мужчины носили тюбетейку – түбәтәй.
А сейчас нам Динар расскажет стихотворение про красивую тубетейку.
Динар: Әнием туган көнемә
Бүләк итте түбәтәй.
Шундый матур түбәтәем –
Үзем кебек бәләкәй.
3. Игра «Узнай и назови»
(Детям раздаются картинки разными татарскими орнаментами).
Әби: Ребята - балалар, расскажите, какие элементы орнамента вы узнали на картинках, назовите их.
Ответы детей.
4. Татарская игра «Түбәтәй» (тюбетейка).
“Түбәтәйнең иң матурынкигәнсең,
Бик ераклардан кунакка килгәнсең.
Эшкә батыр, төскә матур икәнсең –
Тирә-юнньне шаккатырыйм, дигәнсең.
Түп-түп , түп-түгәрәк түбәтәй,
Түп-түп,түп-түгәрәк түбәтәй,
Түбәтәең энҗеле дә, укалы –
Түбәтәең менә кемдә тукталды.”
5. Рассматривание орнаментов для украшения скатерти.
Воспитатель: Әби, а у тебя есть скатерть - ашъяулык?
Әби: Юк – нет.
Воспитатель: Ребята, давайте подарим әби на память скатерть, а для этого её надо изготовить. Посмотрите, у меня есть скатерть. Какого она цвета?
Ответы детей: белая, ак.
Воспитатель: Сейчас мы с вами украсим её татарским орнаментом. (демонстрирует образцы орнамента 2 видов: для уголков и для сторон). В углах скатерти надо поместить орнамент угловой. Из каких деталей он состоит?
Ответы детей.
Воспитатель: По всем сторонам нужно сделать орнамент прямой. Какие элементы вы видите?
Ответы детей.
6. Объяснение хода работы.
Воспитатель: Сначала мы с вами решим, кто какую работу будет выполнять. (При объяснении педагог указкой показывает место на ватмане). Даша, Марат, Ильяс и Рамзия будут украшать уголки. Маша и Алёша украсят стороны. Давайте сядем за столы.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: У каждого из вас есть готовые детали из самоклеящейся плёнки. Посмотрите на образец, как они должны располагаться. Чтобы их приклеить, надо убрать с обратной стороны детали бумагу, аккуратно расположить на нужном месте и разгладить.
7. Самостоятельная работа детей.
В процессе самостоятельной работы детей, педагоги помогают затрудняющимся детям. По окончании работы поделка помещается на свободный стенд.
8. Анализ работы.
Воспитатель: Әби, посмотри, красивая получилась у нас скатерть?
Әби: Эта скатерть просто загляденье, очень красивая – бик матур. Орнамент такой, какой мне нравится.
Воспитатель: Скажите, дети, какие элементы орнамента вы запомнили?
Ответы детей.
Воспитатель: Ильяс, чей орнамент тебе больше всего понравился? Почему? Ребята, у Ульяны получился правильный орнамент? Почему вы так думаете? (Аналогично опрашиваются все дети).
Ответы детей.
Әби: Детали приклеены ровно, аккуратно. Вы, детки, славно потрудились. Спасибо - рәхмәт! Я хочу прочитать вам стихотворение про скатерть, послушайте:
Ашъяулыгымның бизәге
Әллә кайдан күренә.
Матур ләлә чәчәк төшкән –
Бик ошады үземә.
Я буду беречь эту скатерть. Теперь мне пора домой. До свидания – сау булыгыз.
(Дети прощаются)
III. Итог ОД.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы с вами делали? Что вы узнали? Вам понравилось?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/29/picture-37849.jpg)
Проект "Куклы из бабушкиного сундука"
Исследовательская работа представленная на районном этапе конкурса "Я -исследователь" исследования проводила воспитанница подготовительной группы вместе с мамой и воспитателем. В проекте отображ...
фольклорное развлечение "Бабушкин сундук"
фольклорное развлечение для детей старшего возраста....
Проект "Секреты бабушкиного сундука"
Разработан для детей младшего дошкольного возраста...
Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»
· Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.· Знакомить детей с одеждой ру...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»
· Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.· Знакомить детей с одеждой ру...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/30/picture-428417-1396173648.jpg)
Исследовательский проект "Тайна бабушкиного сундука"
В работе описан материал для организации исследовательской работы с дошкольниками....