Главные вкладки

    Примерное перспективное планирование по Экологии в подготовительной группе
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Аверченко Анастасия Игоревна

    Примерное перспективное планирование по Образовательной области "Познавательное развитие" Экология к вариативной части ООП Т.Ф. Пивцаевой «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл primernoe_perspektivnoe_planirovanie_ftskm_i_ekologiya.docx24.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Примерное перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие»

    Экология и Ознакомление с социальным и предметным окружением

    Подготовительная группа №6 «Мечтатели» 2018-2019 уч. год

    Месяц

    Тема

    Программное содержание

    Материал

    Используемая литература

    Сентябрь

    1

    Школа. Учитель

    Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя (дает знания по русскому языку, математике и многим другим предметам, воспитывает). Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передает ученикам). Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, интерес к школе.

    Набор картинок с изображением профессиональных действий учителя. Карта «Школьная страна». Ручка, карандаш, книга, тетрадь, мел, ранец.

    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа, стр. 36-39

    2

    Планета Земля – наш общий дом. (игра – моделирование)

    Уточнить представления о Солнечной системе, рассказать об уникальности Земли (на ней есть жизнь, так как на Земле есть вода, воздух, тепло); Земля – это дом для всех людей, который нужно любить, не разрушать, содержать в чистоте. Дать представление о жизни в разных регионах Земли. Рассказать о Мировом океане. Дать представление о том, что люди живут в разных местах на суше, но только там, где есть пресная (питьевая) вода и что все это необходимо беречь для последующих поколений.

    Глобус, карта с полушариями, сказка о планете Земля (Приложение 1)

    Т.Ф. Пивцаева «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»

    3

    Путешествие в прошлое книги

    Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам.

    Красочно оформленные книги, иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, береста, старинные книги.

    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа, стр. 35-36

    4

    Начало осени. Экскурсия в парк.

    Обратить внимание детей на то, какие осенние изменения происходят в природе. Обсудить причину этих изменений. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Картины, иллюстрации по теме. Атрибуты для игр. Сказка Ёжик и осень

     (Приложение 1), конспект экскурсии (Приложение 2)

    Т.Ф. Пивцаева «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»

    Октябрь

    5

    Удивительные предметы

    Развивать умение сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).

    Картинки с изображением природного и рукотворного мира, картинки домино по теме, письмо от Незнайки.

    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа, стр. 31-32

    6

    Жизнь зверей осенью (игра – драматизация)

    Развивать интерес к объектам природы, расширять кругозор и представления детей об изменениях в жизни зверей осенью. Формировать у детей умение входить в образ животного о котором рассказывает, активизировать речь. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Костюмы зверей, энциклопедии, иллюстрации с осенней тематикой, аудиозаписи с музыкой П.И. Чайковского из альбома «Времена года», Осенняя сказка про животных (Приложение 1)

    Т.Ф. Пивцаева «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»

    7

    Город мой родной

    Расширять и обобщать знания и представления детей о своем городе, его историческом прошлом, памятных и примечательных местах; людях, прославивших его; активизировать познавательный интерес, внимание, память, развивать логическое мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к истории родного города, чувство уважения к тем, кто прославил его.

    Карта РФ, гербы и символы родного города и других городов, слайды и фотографии с достопримечательностями родного города, фотографии известных горожан, листы бумаги, кисти, краски.

    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа, стр. 67-34

    8

    Грибные дорожки

    (инсценировка)

    Закрепить и обобщить знания детей о грибах. Формировать умение их различать на съедобные и несъедобные грибы. Развивать память, воображение, наблюдательность. Воспитывать экологическую культуру. Создавать положительный эмоциональный настрой.

    Муляжи грибов, «шапочки» грибов для инсценировки. Сказки «Знакомство с грибами», «Война грибов» (Приложение 1)

    Т.Ф. Пивцаева «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»

    Ноябрь

    9

    Мое отечество - Россия

    Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа.

    Куклы в национальных костюмах, карта России, шлаги России и стран мира, портрет президента РФ, бусинки

    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа, стр. 49-51

    10

    Прощание с осенью

    Формирование причинно – следственных связей и закономерностях в явлениях природы. Расширение представлений о перелетных птицах. Воспитание чувства сопричастности к окружающей природе.

    Кроссворд «Перелетные птицы». Шапочки – атрибуты: заяц, черепаха, улитка, лягушка, ворона. Оборудование для экспериментирование. Конспект НОД (Приложение 2), чтение «На озере» (Приложение 1)

    Т.Ф. Пивцаева «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»

    11

    Дружная семья

    Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родных корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

    Кукла, материал для поделок

    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа, стр. 29-31

    12

    Кто главный в лесу? Живые цепочки

    Уточнить представления детей о лесе, его растениях и обитателях. Формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга, умение составлять пищевые цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятие «хищники» и «травоядные». Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.

    Контурные изображения лесных цепей питания, дидактические игры, полоски бумаги различной длины для составления экологический цепочек, сказка В. Бианки «Сова» (Приложение 1), конспект ННОД (Приложение 2)

    Т.Ф. Пивцаева «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»

    Декабрь

    13

    Путешествие в типографию

    Познакомить детей с трудом работников типографии. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Познакомить с процессом создания, оформления книги. Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.

    Предметные картинки, старинная книга, различные книги,журналы, газеты,ребус, фото печатных станков.

    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа, стр. 40-42

    14

    «Путешествие в мир природы»

    Уточнить и закрепить знания детей о природе Сибири, в частности о тайге. Расширять знания о реликтовых, лекарственных растениях, животных Сибирского региона. Продолжать обогащать сознание детей интересными, содержательно – упорядоченными сведениями из области родного края, а также определяющие отношения между человеком и природой. Развивать умение ценить и беречь красоту природы, используя художественное слово (в том числе местных авторов), народные изречения. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство удовлетворения, дружеское отношение друг к другу.

    Иллюстрации с изображением природы в разное время года, кроссворд. Сказки «Как барсук хотел увидеть солнце», «Золотые соболи» (Приложение 1)

    Т.Ф. Пивцаева «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»

    15

    Библиотека

    Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. Воспитывать бережное отношение к книгам

    Посылка с библиотечными книгами

    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа, стр. – 43-45

    16

    Экскурсия в зимний парк (этюды)

    Продолжить знакомить детей с зимой, как временем года, зимними видами спорта; расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы; особенностях деятельности людей в городе и селе; о безопасном поведении зимой. Воспитывать интерес к осенним изменениям.

    Конспект экскурсии (Приложение 2)

    Т.Ф. Пивцаева «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»

    Январь

    17

    Все работы хороши

    Обобщать и систематизировать представления детей о профессиях; вызывать интерес к разным профессиям, показать значимость труда представителей любой профессии для жизни людей, подвести к осознанию необходимости серьезной подготовки для овладения какой – либо профессией, воспитывать уважение к людям – профессионалам, чувство гордости за людей труда.

    Письмо от Незнайки, картинки с изображением представителей разных профессий.

    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа, стр. 72-73

    18

    Человек «Питание и здоровье»

    Помочь детям узнать детям о влиянии правильного питания на здоровье. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. Продолжить знакомство с витаминами, в каких продуктах они находятся. Формирование начальных представлений о здоровом питании.

    Книги, энциклопедии, муляжи овощей и фруктов, материал для продуктивной деятельности. Конспект ННОД (Приложение 2)

    Т.Ф. Пивцаева «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»

    Февраль

    19

    Я военным быть хочу, пусть меня научат

    Продолжать знакомить детей с людьми разных профессий. Рассказать о профессии военного – защитника Отечества. Формировать представления о родах войск. Закреплять знания о деловых и личностных качествах, которыми должны обладать военные. Познакомить с увлечениями курсантов в свободное от учебы время. Воспитывать уважение к воинам – защитникам России.

    Видеозапись, рассказывающая о жизни и учебе курсантов военного училища, аудиозаписи песен, фотоматериал – папы воспитанников в дни службы в армии.

    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа, стр. 70-71

    20

    «Правила безопасности» (КВН)

    Закрепить представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуаций и способах поведения в них. Проверить у детей знаний по правилам безопасности. Формирование осторожного, осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.

    картинки из жизни природы; картинки для игры «Зоошутка
    оборудование для игры «Угадай кто?»; шесть пакетов из под сока; ножницы; фонограмма «Голоса леса»; картинки с правилами поведения в лесу;
    панно с кормушками для птиц;
    таблички с оценками для жюри; призы для награждения детей; эмблемы для команд; кроссворд;
    звукозапись – голоса птиц и зверей, фишки, разрезные картинки;
    интерактивная доска. Конспект КВН (Приложение 2)

     

    Т.Ф. Пивцаева «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»

    21

    Защитники Родины

    Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам); формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев; воспитывать стремление быть похожим на них.

    Подборка произведений художественной литературы, иллюстраций, фотографий, песен по теме «Наши защитники»

    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа, стр. 46-47

    22

    «Обмен квартир»

    (инсценировка)

    Закрепить представления детей о том, что у каждого животного есть свой дом, своя среда обитания, определенные условия жизни. Вызвать интерес к жизни животных в дикой природе. Подвести к осмыслению пословицы «Каждый кулик свое болото хвалит». Воспитание экологической культуры.

    Маски животных, картина леса, аудио запись со звуками леса, модульный конструктор.

    «сказка о том, как животные домами поменялись» (Приложение 1), конспект НОД (Приложение 2)

    Т.Ф. Пивцаева «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»

    Март

    23

    «Бабушкин сундук»

    Формировать у детей желание рассказывать о своих близких родственниках, об их судьбах, интересных случаях из жизни.

    Сундук с вещами: платок, брошь, кольцо, скатерть, зеркальце, письма.

    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа, стр. 66-67

    24

    Уход за комнатными растениями (подкормка, черенкование)

    Уточнить и систематизировать знания детей о способах ухода за комнатными растениями. Дать понятие о подкормке растений и новом способе выращивания растений – черенкование. Формировать умение правильной посадке черенков. Воспитывать чувство ответственности по отношению к объектам природы.

    Горшки с комнатными растениями. Кукла домовенок, инвентарь для ухода за комнатными растениями.

    Т.Ф. Пивцаева «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»

    25

    Путешествие в прошлое счетных устройств

    Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

    Макеты счетных устройств; карточки на которых изображены счетные устройства.

    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа, стр. 51-52

    26

    Путешествие в подводный мир (игра – путешествие)

    Формировать у детей знания о представителях водных животных и с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и растений и среды их обитания.

    Картинки с изображением аквариумных, речных, морских рыб. Бумага, восковые карандаши, акварель, гуашь, поролон, кисточки, ракушки, клей. Конспект игры (Приложение 2)

    Т.Ф. Пивцаева «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»

    Апрель

    27

    Космос

    Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса

    Иллюстрации по теме «Космос», фотографии космонавтов, ракет, космических спутников. Картинки с изображением летательных аппаратов, в том числе космических.

    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа, стр. 53-54

    28

    «Путешествие по планетам» (игра – путешествие)

    Сформировать у детей понятие «космос», «космическое пространство». Закрепить и углубить в сознании детей смысловые понятия, открытые на прошлых занятиях, важнейшее и которых – Земля, как космическое чудо, дарящее все для необходимое для жизни, порождающее саму жизнь. Воспитывать чувство ответственности за нашу планету, за ее сбережение.

    Глобус, карта с планетами, звездного неба. Конспект игры (Приложение 2)

    Т.Ф. Пивцаева «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»

    29

    В мире материалов (викторина)

    Закреплять знания детей о различных материалах. Воспитывать бережное отношение к вещам, умение выслушивать товарищей.

    Песочные часы, «чудесный мешочек», в котором лежат два предмета из разных материалов, схематические символы свойств и качеств материалов, фишки.

    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа, стр. 45-46

    30

    Весенний парк (экскурсия)

    Формировать умения наблюдать изменения в живой природе, рассуждать сравнивать. Развивать интерес к природе, к жизни растений и животных, активизировать речь.

    Конспект экскурсии (Приложение 2)

    Т.Ф. Пивцаева «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»

    Май

    31

    Они сражались за Родину

    Закреплять представления детей о защитниках Отечества, уважительное отношение к ним; воспитывать любовь к Родине, развивать стремление выражать свое отношение к событиям

    Рассказ С. Баруздина «Шел по улице солдат», репродукция картины Е. Вучетич «Воин – освободитель», конверт, бумага, ручка, цветные карандаши.

    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа, стр. 73-74

    32

    «Путешествие за кладом»

    Воспитывать чувственно – эмоциональные реакции детей на окружающую среду. Развивать умение «читать» простейшую информацию по плану, передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения. Дать детям первоначальные представления о минералах, полезных ископаемых нашей планеты. Развивать поисково – опытническую деятельность детей, воспитывать интерес к неживой природе. Вызывать у детей заинтересованность к графике – изобразительному виду искусства.

    Глобус, карта – схема группы, образцы минералов, черная и белая бумага, белые мелки и черные угольки, оборудование для опытнической деятельности, шляпа пирата, банданы для детей. Конспект НОД (Приложение 2)

    Т.Ф. Пивцаева «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»

    33

    Как хорошо у нас в саду

    Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.

    Карточки с изображением разных эмоций, план детского сада и знаки символы его помещений, карточки с изображением предметов или орудий труда людей разных профессий, фишки, призы.

    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа, стр. 33-34

    34

    «Растения лечат»

    Расширять знания детей о растениях; обратить внимание детей на лекарственные растения; познакомить с некоторыми из них, которые встречаются на участке детского сада; рассказать детям для чего нужны лекарственные растения человеку, в каких местах можно их собирать и как использовать в повседневной жизни; развивать познавательный интерес; воспитывать бережное отношение к растениям

    Плакат «Лекарственные растения», иллюстрации растений, коробочки с лекарственными растениями, дидактические игры.

    Конспект занятия (Приложение 2), сказки (Приложение 1)

    Т.Ф. Пивцаева «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Примерный перспективный план по ФЭМП в подготовительной группе

    В данной работе представлен перспективный план дидактических игр по математике по кварталам...

    Примерное перспективное планирование на лето 2 младшая группа

    2 младшая группаЛесная неделя.1неделя июляПонедельник«Любознай-ка»Вторник «Узнавай-ка»Среда«Познавай-ка»Четверг«Незнай-ка»Пятница«Всезнай-ка»Прием детей на улицеЧтение худ. литературыЕ. Серова «Лужайк...

    Перспективное планирование по экологии в младшей группе по программе "От рождения до школы" под ред. Вераксы Н.Е.

    В перспективном планировании представлены темы занятий по ознакомлению дошкольников с растительным миром и формы их организации...

    примерное перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности во2мл группе

    В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечаю...

    Примерное перспективное планирование работы с детьми старшей группы по формированию основ экологической культуры на 2016-2017г.

    Перспективное планирование в старшей группе по формированию основ экологической культуры на 2016-2017г....

    Примерное перспективное планирование по Экологии в старшей группе

    Перспективное планирование по образовательной области "Познавательное развитие" Экология по вариативной части к ООП Т.Ф. Пивцаевой «Занятия по формированию элементарных экологичес...

    Перспективное планирование по экологии в подготовительной группе на 2019-2020 учебный год

    Перспективное  планирование по экологии в подготовительной группе на  2019-2020учебный год№/пТема занятия№занятияСтр.Литература 12Сентябрь:«Путешествие колоска»Посещение каф...