Использование технологии: «Детский совет»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Егорова Ольга Андреевна

Для развития социально-личностных качеств нужна методика общения с ребенком, в чем-то в корне отличная от привычного всем рассказа, объяснения, повторения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_tehnologii_detskiy_sovet.doc367.5 КБ

Предварительный просмотр:

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Дудинский центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка»

Использование технологии: «Детский совет»

Подготовила: Егорова О.А.

        Для развития социально-личностных качеств нужна методика общения с ребенком, в чем-то в корне отличная от привычного всем рассказа, объяснения, повторения. Необходимо погрузить ребенка в такую среду и создать систему отношений, которые бы стимулировали эмоциональную отзывчивость ребенка и исподволь развивали бы в нем социальные и коммуникативные умения и качества. Одной из таких технологий является технология «Детский совет».

Цель: создание условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Задачи:

Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.  Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.

Разработать план действий.

Учить детей делать осознанный ответственный выбор.

Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

Структура совета

  • Приветствие (пожелания, комплименты, подарки).
  • Игра (тренинг, пение, слушание).
  • Обмен новостями.
  • Планирование дня (выбор темы проекта, презентация центров, формулирование, идей, выбор деятельности).

        Представленная структура является стандартной для технологии «детский совет». Я адаптирую ее под свою группу, меняю последнюю часть. Планирование дня представляется только как самостоятельный выбор детей той или иной деятельности.

Длительность от 5 до 20 минут. Возраст 5–7 лет.

        Перед приветствием, как правило, звучат позывные для детского совета. Группа сама выбирает собственную традицию для оповещения детей о начале совета: веселая, бодрая музыка, звон колокольчика, речевка. Позывные можно связать с требуемой темой и менять виды позывных для разнообразия.

        Организация круга. Совет проходит на ковре, и дети садятся в круг, чтоб видеть каждого участника. Посадка произвольная – на стульчиках, на подушках, подстилках (в виде цветов, солнца, сердечек, звездочек).

        Приветствие. Сначала участники приветствуют всех собравшихся в групповой комнате. Приветствуя друг друга, все называют имена, что помогает установить дружелюбный, уважительный стиль отношения друг к другу, никого не забыть. Во время приветствия дети обращаются друг к другу по имени, с уважением. Я начинаю свою речь так: «Добро утро, Ваня! Мы рады видеть тебя здесь!». Приветствие обычно начинается слева направо, пока каждый ребёнок не будет назван по имени. Есть много способов приветствия. Воспитатель может представить детям множество вариантов весёлых, занимательных, уважительных приветствий, вербальных и невербальных. Эта часть утреннего сбора способствует осознанию детьми, что они являются важными членами группы, что ни о ком не забыли. Приветствие также задаёт спокойный и доброжелательный тон для следующего этапа сбора.

        Обмен информацией. В течение второго этапа детского совета дети делятся информацией, обсуждая те вопросы и темы, которые являются важными для них. Один из детей высказывается на какую-либо тему (сначала выбирается педагогом, затем дети сами выбирают). Другие дети, выслушав его, задают ему вопросы или предлагают свои комментарии. Далее следуют ответы на вопросы. Таким образом, дошкольники получают возможность больше узнать друг о друге.

Обсуждение способствует самовыражению участников, развитию ряда умений: вести простой диалог со взрослым и сверстниками, спокойно отстаивать своё мнение получать необходимую информацию из общения.

        В ходе обмена информацией осуществляется развитие академических умений через формирование умений задавать вопросы и находить ответы. Дети развивают мышление, формулируя вопросы, давая ответы, комментируя выступления своих сверстников, вспоминая комментарии других членов группы. Сначала дошкольники испытывают трудности в ходе обмена мнениями: им трудно высказываться на определённую тему, ещё труднее дать комментарии по поводу выслушанного. В таких ситуациях воспитатель берет на себя роль выступающего или помогает задать вопрос, представляет свой комментарий. Со временем дети привыкают к публичным выступлениям. Существуют определенные правила обмена информацией: говорить громко и понятно, представлять новости кратко и чётко, отвечать на вопросы вежливо и уважительно.

        Техника обмена информацией требует гибкости и спонтанности. Педагог должен быть внимательным и чутким. Любую даже самую незначительную новость следует воспринимать как важную. Так же давать высказаться всем желающим детям.

        Групповая деятельность. Третий компонент детского совета обычно следует за спокойным рефлексивным периодом обмена информацией. Это активная деятельность: песни, игры или же игровые элементы, которые должны быть короткими, бодрыми и весёлыми. Так как целью игры на данном этапе является сплочение детского коллектива, то во время игры, рекомендуется избегать элемента соревновательности, а также создавать ситуации заведомого успеха для детей. Используемые игры могут быть привязаны к теме недели.

        Коллективные игры помогают детям добиваться успеха. Речевые игры помогают выстроить грамматически правильный строй речи. Подвижные игры дают возможность развить те или иные качества (ловкость, гибкость, быстроту). Игры, направленные на формирование эмоционально-волевой сферы, помогают вовлекать в активное взаимодействие даже самых необщительных детей.

        В своей работе чаще всего практикую речевые игры направленные: на развитие фонематического слуха («Придумай слово», «Строим дорожку»), на формирование грамматического строя речи («Подбираем рифмы», «Кузовок»), на обогащение словарного запаса («Скажи наоборот», «Закончи фразу»).

        Часто проводим игру «Объедини по признаку». На первом этапе сама выбираю детей по определенному признаку (все девочки с хвостиками или мальчики в одетые в шорты). Когда игра детям уже знакома, мы усложняем сюжет, объединяем по более детальным признакам (цвет глаз, цвет кожи). Также можно вызвать в качестве «ведущего» ребенка наиболее внимательного.

        Планирование детской деятельности – основной компонент «детского совета». Дети строят планы на день, обозначая, что каждый из них будет делать в течение дня. Кто-то решает продолжить вчерашнее занятие (вырезание, подклейку книг, игры в игровых уголка), кто-то хочет заняться чем-то новым и спрашивает совета других детей. Этот этап характеризуется объединением детей по интересам, где воспитатель может подключить незадействованных детей к общей игре, чтобы еще больше сплотить детский коллектив. Или наоборот развести конфликтующих детей по разным подгруппам, заинтересовав их новой деятельностью.

        Таким образом, с помощью технологии детский совет,  можно не только развивать эмоционально-волевую сферу детей, повышать их двигательную активность, способствовать сплочению детского коллектива, но и сферу коммуникации: диалогическую и монологическую речь, упражнять в подборе синонимов, антонимов, учить образовывать новые формы слов, развивать фонематический слух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ "ДЕТСКИЙ СОВЕТ" В РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ"

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Детский совет» в ранней профориентации детей дошкольного возраста» Цель мастер-класса: 1. Совершенствование воспитательно - образовательного проце...

Технология «Детский совет» - технология «субъект-субъектного» взаимодействия

В статье показано, как технология «детский совет» позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основ...

«Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы»

Выступление с докладом на РМО на тему " Технология " Детский совет" как важнейшая форма поддержки детской инициативы"....

Использование в работе педагога ДОУ технологии "Детский совет"

Методический материал для воспитателей дошкольных образовательных учреждений при организации деятельности с воспитанниками с использованием педагогической технологии "Детский совет"...

Проект. Использование технологии детский совет для социально-коммуникативного развития дошкольников.

В погоне за достатком и технологиями современные родители не берут во внимание, что у детей отсутствует навык живого общения, способность к коммуникациям, что мешает успешной адаптации в обществе. Гад...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ - Технология «Детский совет»: Технология «Субъект-субъектного» взаимодействия.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВТехнология «Детский совет» - Технология «Субъект-субъектного» взаимодействия.Подготовила: Копушкина Марина Борисовна,воспитатель высшей квалификационн...