План самообразования
методическая разработка (младшая группа) на тему

Салимзанова Рузалия Сагитовна

Перспективный план самообразования по теме "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovanie.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Поэтапно-творческий  перспективный  план  педагога  Салимзановой Рузалии Сагитовны  МБДОУ  №7  на  2015-2020  учебные  годы  по  теме: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста».

Актуальность выбранной темы

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

   Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

  Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

   Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога . Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста

Задачи:

Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.

· Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.

· Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста.

· Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.

Сроки

Мероприятия   педагога

Работа  с  родителями

Результат

1

2015-2020 год

Изучение  методической  литературы:

  1. «Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства». –АРКТИ, 2014
  2. Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». – Волгоград, 2011.
  3. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013.
  4. Журнал «Домашняя школа Монтессори», 2001.
  5. Журнал «Для самых маленьких», 2001.
  6. Работы Марии Монтессори по всестороннему развитию детей из различных Интернет – источников
  7. В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007.
  8. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.
  9. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 1983.

Консультация для родителей:

  1. «Адаптация ребенка к условиям ДОУ» и «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».
  2. «Какие игрушки необходимы детям».
  3. «Первые уроки нравственности для детей раннего дошкольного возраста».
  4. «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».
  5. «Роль развивающих игр для детей».

Анкетирование родителей на тему «Для чего нужна сенсорика»

Оформление папки - передвижки  «Сенсорные игры малышей».

Создание электронной базы.

2

2015-2020 год

Ежегодный мониторинг

Результаты  монито-

ринга.

3

2015-2020 год

Электронное  планирование, совершенствование накопленной электронной базы - первая младшая группа

Создание  электронной  базы.

4

2015-2020 год

Подбор  дидактического  материала:

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

  1. - «Найди пару»

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?» 

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери  гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

Беседы.

Совместное чтение с детьми.

Помощь родителей в создании игр.

Создание предметно-развивающей среды в группе

5

2015– 2020 год

Обоснование творческой темы на педагогическом совете.

Презентация «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста».

Выступление-отчет по творческой теме.

Выставка игр созданных в период совместно с родителями.

Выступление-отчет по творческой теме.

Творческий отчет на педагогическом совете

Конспект выступления

Презентация

Выступление.

Материал выставки, рисунки, поделки

Отчет о проделанной работе. Фотоматериал, доклад, презентация

6

2015– 2020 год

Составление  и  работа  по проекту:

Проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр»

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

Совместная  рабо-

та  по  проекту

Фотография

Сделать  альбом  проекта.

7

2015– 2016 год

2016 -2017 год

2017– 2018 год

2018-2019год

2019-2020 год

Участие  в  конкурсах  педагогического  мастерства  разных  уровней:

Вечер  посвященной 129 летию со дня рождения Г. Тукая

Бәйге “Тукай сукмагы буйлап”

Городском семинаре-практикуме на базе МБДОУ №13”Развитие сенсорных способностей через игру ”

Выставка детского творчества в городском семинаре-практикуме.

Участие в республиканском конкурсе.  

Участие в республиканском смотре конкурсе  методических разработок.

Диплом, сертификат

Сертификат

Сертификат

Презентация

Презентация, сертификат

8

2015– 2016 год

2016 -2017 год

2017– 2018 год

2018-2019год

2019-2020 год

Участие  в  семинарах различного уровня:

Региональный  семинар – практикум « Развитие сенсорных способностей через игру ». 

Семинар в детском саду №8

Семинар практикум в детском саду №7

Презентация на тему:

« Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста » на городском методическом объединении.

Выступление на городском методическом объединении.

Участие на ГМО

Сертификат, сборник материалов

Презентация. Сертификат

Сертификат участника

Сертификат

Презентация, сертификат

Сертификат участника

Сертификат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...