Семинар - практикум: «Взаимодействие педагогов с родителями»
консультация на тему

Козлитина Людмила Владимировна

Информация для педагогов о разнообразных формах работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-_praktikum_po_rabote_s_roditelyami.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Семинар - практикум:

    «Взаимодействие педагогов с родителями»

            МБДОУ детский сад № 74 «Рябинка» г. Брянска

                                                             старший воспитатель:

                                                                      Л.В. Козлитина

                                   Февраль- 2016г.

При разнообразии форм работы с родителями все – таки возникает непонимание между родителями и педагогами.

    Причины непонимания между родителями и педагогами

По мнению педагогов :

- родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить уровень развития, не хотят видеть недостатки;

- родители равнодушны к своим детям и детскому саду;

- перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;

- низкий культурный и педагогический уровень родителей.

По мнению родителей:

- невнимание к детям со стороны воспитателя;

- не показывают в полном объеме работу с родителями( только работы по изодеятельности и ручному труду);

- только поучают: так надо и так;

- много негативного говорят про ребенка и мало хорошего;

- что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;

- мало практической информации.

Проблема непонимания заключается вовсе не в отсутствии внимания со стороны родителей, а в закрытости самого ДОУ. Родители не имеют открытого доступа к работе воспитателя, нет адекватного обмена мнениями. Воспитатели не желают проникновения родителей на свою территорию даже в вопросах оказания помощи. Родители допускаются в ДОУ, когда это требуется, - для благоустройства, на праздники, для озеленения, на собрание. В остальные дни двери детского сада закрыты. Многие педагоги искренне полагают, что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (сообщения, консультации, информационные стенды). Сам ребенок и его интересы нередко выпадают из поля зрения и родителей, и воспитателей. Взрослые озабочены своими амбициями, доказательством друг другу своей правоты и компетентности.

            Создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи

Для этого нужно организовать успешную деятельность, так как личность вырастает лишь в успешной деятельности. Нужно научить родителя создать образ успешного ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно: сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Для этого нужен ряд специфических условий:

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

- учет индивидуальности каждой семьи: возраста, образования, численности, образа жизни, материального и педагогического уровня;

- использование разнообразных форм работы с родителями;

- одновременное влияние на родителей и детей;

- систематичность и последовательность в работе с родителями;

- соблюдение педагогического такта.

                            Роль педагога сегодня:

1. Информирует родителей о развитии их ребенка.

2. Оценивает ребенка.

3. Указывает, как нужно поступать в том или ином случае.

4. Задает родителям домашние задания.

5. Работает для удовлетворения потребностей ДОУ, программы.

6. Учит родителя, как развивать ребенка.

7. Считает, что все знает сам о детях и родителях (уверен в своей компетентности).

            Роль педагога – сотрудника, партнера:

1. Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.

2. Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка.

3. Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.

4. Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.

5. Помогает родителям создать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности.

6. Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда учится у родителей.

7. Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.

8. Высшая цель и содержание работы – ребенок.

Выделяют три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в образовательно – воспитательном процессе, видят ценность любой работы детского сада.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

      Причины трудностей взаимодействия между воспитателями и родителями:

-недостаточно высокий уровень психолого – педагогической культуры родителей;

- недостаточная компетентность многих воспитателей;

- неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду;

- отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания;

- стремление воспитателей избежать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами;

- «закрытость» дошкольного учреждения;

- низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе.

1. Задание.

Недостаточно высокий уровень психолого – педагогической культуры родителей.

      Прямое влияние причины:

Косвенное влияние причины:

Родители молодые, неопытные, невоспитанные, несдержанные. Считают свое мнение единственным верным и при этом не знают возрастные особенности детей. Не желают слушать. Особая категория материально обеспеченных родителей, которые готовы платить другим, чем заниматься воспитанием самим.

Важна не столько психолого – педагогическая культура, сколько воспитанность (культура социальная).

Повышать психолого – педагогическую культуру родителей – задача воспитателей и ДОУ.

Пути преодоления:

Каждый год на родительских собраниях в доступной форме (с использованием схем, карточек) разъяснять родителям, что должны уметь дети к концу года;

Демонстрировать части занятий или режимных моментов, в которых родитель сможет наглядно увидеть способности своего ребенка;

Индивидуальные беседы с родителями, консультации.

Недостаточная компетентность многих воспитателей.

      Прямое влияние причины:

Косвенное влияние причины:

Набор личностных качеств, установок, мешающих конструктивному взаимодействию (неоправданное упорство, грубость и пр.)

Молодые педагоги не обладают достаточным опытом и иногда знаниями.

Отсутствие желания вникать в суть конфликтов, разбираться в спорных вопросах.

Не столько важна компетентность, сколько личная мотивация в профессии (любовь к тому, чем занимаешься).

Пути преодоления:

Проведение и участие в коммуникативных тренингах.

Работа над собой, самосовершенствование.

Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду.

      Прямое влияние причины:

Косвенное влияние причины:

Воспитателям доступна лишь та информация, которую обличает родитель, часть информации зачастую скрывается родителями. Родители мало интересуются жизнью ребенка в детском саду.

Пути преодоления:

Анкетирование;

Проведение круглых столов, Дней открытых дверей;

 Создание и поддержание традиций в группе;

Организация кружковой деятельности, выставок, открытых просмотров занятий, отмечать благодарностью каждого родителя (хоть за самую малость, дать родителю почувствовать себя востребованным).

Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания.

      Прямое влияние причины:

Косвенное влияние причины:

Назидательный тон педагога и постоянные жалобы на поведение ребенка в детском саду.

Родители считают себя достаточно знающими своих собственных детей, и часто болезненно воспринимают критику и рекомендации из – за своих амбиций.

Воспитатель не пытается учить родителя и показать свою грамотность, ему необходимо помочь ребенку, к чему он и призывает родителей.

Пути преодоления:

Меньше жаловаться на ребенка, диалог начинать с позитивной информации и плавно переходить к проблеме;

Изменить диалог таким образом, чтобы родитель сам предложил пути выхода из сложившейся ситуации, а педагог тактично скорректирует предложенные идеи («А каково Ваше мнение? Вы говорите замечательные вещи, А как Вы предлагаете?»).

Стремление воспитателей избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.

      Прямое влияние причины:

Косвенное влияние причины:

Избегание общения несет недопонимания и ложные домыслы с обеих сторон.

Пути преодоления:

Применение активных форм работы с родителями, проведение совместных занятий, творческих вечеров и др.;

Индивидуальные доверительные беседы;

Выявление пожеланий родителей и вовлечение их в создание условий для реализации выдвинутых идей по улучшению работы группы.

«Закрытость» дошкольного учреждения.

      Прямое влияние причины:

Косвенное влияние причины:

Проводимые доклады, отчеты относительно ДОУ не всегда ясны родителям, они избегают этой информации, так как недопонимают ее.

«Желание» участвовать в жизни детского сада зависит от родителей.

Пути преодоления:

Проведение встреч с родителями в интересных, нетрадиционных, непринужденных формах;

Создание и поддержание традиций в группе;

Личная мотивация педагога  в проводимых в ДОУ мероприятиях, «построение» этих мероприятий перед родителями, повышение перед родителем значимости деятельности ДОУ.

Совместный анализ 7-го вопроса:

- низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе.

Из чего состоит статус воспитателя?

От кого зависит каждое из перечисленных качеств?

2. Упражнение «Скажи правильно».

Цель: отработка навыка использования «Я – сообщение».

Педагоги делятся на пары: родитель – воспитатель. «Воспитателям» раздаются карточки с проблемным поведением ребенка. Задача – сообщить «родителям» информацию, используя «Я – высказывание».

 - ребенок постоянно берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей;

- папа, приводя сына в детский сад, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку;

- мама одного из детей обижается на воспитателей, что ее ребенок не читает на празднике стихи, а другие дети участвуют в 2 и более номерах;

- папа учит своего сына давать сдачу в детском саду;

- родители одного из воспитанников не оплатили за детский сад и это была единственная задолженность по группе.

3. Решение проблемных ситуаций.

В повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход, избежав конфликта. Рассмотрим некоторые ситуации.

А) Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает».

Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше удалиться от конфликта, это поможет сохранить достоинство воспитателя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно оформить стенд или ширму об организации занятий и игр дома, где размещать рекомендации по темам, конкретные игры, задания.

Б) Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, обвиняют воспитателя, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Если предложение воспитателя сделано в шутливой форме. Возможно, это хороший выход из ситуации. Ведь юмор – прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку «наиграться», что ограничение движения ребенок воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же, задумайтесь над словами родителей, возможно «нет дыма без огня».

В) Маша – активная, подвижная девочка, с трудом адаптируется к группе. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила воспитателя, что та не любит ее дочь, сказав, что пойдет жаловаться к заведующей. Воспитатель выслушала маму и ушла. В последующие дни Машу в детский сад не привели. Позже оказалось, что девочку все – таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.

Если бы такую информацию родитель получил от медсестры детского сада или педагога – психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем. Не берите «огонь на себя», обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!

Г) Витю записали на подготовительные занятия в школу, из –за которых мальчик пропускает многие занятия в подготовительной группе детского сада. Воспитатель пытается убедить в важности занятий, пропускаемых Витей, но мама категорически заявляет, что занятия в школе намного важнее.

В начале учебного года на родительском собрании в подготовительной группе  воспитатели должны отметить как плюсы, так и минусы «школьных подготовительных курсов», но решение принимают сами родители ребенка. И это решение необходимо уважать.

4. «Точка зрения».

Задается тема общения. Одни отстаивают одну точку зрения «За», другие – противоположную «Против».

Задача: склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме.

- «Мама учит давать сдачу, педагог учит конструктивным способам взаимодействия»;

- «Педагог рекомендует проявлять к ребенку требовательность в выполнении культурно – гигиенических навыков (одевания, раздевания). Мама говорит, что он еще маленький, нам его жалко»;

- «Вы предвзято относитесь к моему ребенку», педагог дает рекомендации по коррекции поведения ребенка;

- «Вы мне ответили грубо» - Вам показалось, так сложились обстоятельства и Вы, не дослушав до конца, не так все поняли.

Анализ: фактически идет работа с возражениями.

- Кто с удовольствием принимает изменение своей точки зрения? Никто.

- Какие приемы позволяют сделать этот процесс более «гладким»?

Основной принцип – не бороться (борьба позиций приводит в тупик).

Упражнение «Руки»

Соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление. В ответ на нажим мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. любая директива рождает отпор. Если педагог настроен недружелюбно, это ощутимо и родителями неосознанно принимаются меры защиты.

5. Игра «Встречают по одежке».

Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску». Один получает карточку с надписью. Обладатель карточки пытается прочувствовать состояние, описанное в карточке, и только лишь выражением глаз и лица демонстрировать его. Другие должны прочесть состояние партнера.

- «Я так устала»;

- «Когда переведут зарплату»;

- Пожалейте меня»;

- «Что же сделать на ужин»;

- «Сейчас придет самый лучший родитель на свете».

6. Упражнение «Последняя встреча».

Продолжите предложение:

- «С этой минуты я буду…»;

- «Спасибо…»;

- «Самое важное – это…»;

- «Сегодня я сделал открытие, что…».

Об эффективности проводимой в детском саду работы с родителями свидетельствуют:

- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

- ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

- увеличение  количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Педагогу в работе с семьей и в психолого – педагогическом просвещении родителей важно учитывать индивидуальный подход к каждому ребенку; создать коллективно – творческие группы родителей; больше показывать открытые занятия для родителей, организовывать Дни открытых дверей, совместные субботники.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара-практикума "Взаимодействие педагогов и родителей по укреплению здоровья воспитанников"

В данной публикации отражен опыт работы  с педагогами по сохранению и укреплению здоровья дошкольников....

Семинар-практикум для педагогов. "Вовлечение родителей в партнерское взаимодействие с ребенком с использованием игровых образовательных технологий в условиях семьи".

Семинар-практикум для педагогов. "Вовлечение родителей в партнерское взаимодействие с ребенком с использованием игровых образовательных технологий в условиях семьи"....

Семинар практикум "Взаимодействие педагогов и семьи по вопросу успешной адаптации детей к детскому саду".

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям.Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность, т.е...

Семинар-практикум "Взаимодействия педагогов и родителей ДОУ. Инновационные формы и методы"

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар-практикум Взаимодействие педагогов с родителями

Семинар-практикум Взаимодействие педагогов с родителями...

Семинар-практикум "Взаимодействие педагогов и родителей"

Информация будет полезна для педагогов  и психологов ДОУ...