Программа по сотрудничеству с родителями "Приобщение дошкольников к художественной литературе и чтению"
рабочая программа по теме

Программа  по сотрудничеству с родителями "Приобщение дошкольников к художественной литературе и чтению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_sotrudnichestvu_s_roditelyami_2016-2018.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 г. Вязьмы Смоленской области

ПРОГРАММА

сотрудничества с родителями

«Приобщение дошкольников

к художественной литературе и чтению»

(2016-2018)

Разработчик:

Денисова Л. В., воспитатель

Содержание программы

1.Пояснительная записка…………………………………..

2.Цели и задачи программы………………………………..

3.Принципы взаимодействия с родителями……………….

4.Направления работы с родителями

5.Формы работы с родителями………………….

6.Перспективный план взаимодействия с родителями

7. Показатели результативности работы с родителями

8.Список литературы

1.Пояснительная записка

        Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. 

       В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют  ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмоции.

        Работа по приобщению дошкольников к художественной литературе невозможна без привлечения родителей, очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге.

         

        Программа рассчитана на 2 учебных года.

  1. Цели и задачи программы

          Цель: помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников. 

Задачи: 

  1. Формирование представлений у родителей о роли детской художественной литературе в развитии детей; повышение педагогической культуры родителей.
  2. Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой.
  3. Проведение пропаганды книги и литературных произведений среди родителей.
  4. Организация совместной проектно- игровой и продуктивной деятельности родителей и детей.
  5. Вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.

  1. Принципы взаимодействия с родителями:

· Принцип позитивного безоценочного принятия. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.

· Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, учитывать личный опыт родителей.

· Сотрудничество, а не наставничество. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагогов разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

· Динамичность. Педагог должен учитывать образовательные потребности родителей и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы педагога с родителями.

             4.Направления работы с родителями

· Просветительская деятельность, направленная на повышение психолого-педагогической культуры в вопросах семейного чтения (памятки для родителей, групповые и индивидуальные беседы, выставки творческих работ).

· Развивающая деятельность, направленная на создание условий для совместной деятельности детей и родителей (открытые занятия, мастер-классы, практикумы).

5.Формы работы с родителями

- консультации;

- индивидуальные беседы;

- презентации;

- открытые занятия;

- читательские вечера;

- практикумы;

- разработка памяток.

  1. Перспективное планирование по взаимодействию с родителями

 

2016-2017 учебный год

Период работы

Форма и тематика работы

Сентябрь

Родительское собрание «Направления работы на 2016-2017 учебный год»

Консультация «Возрастные особенности детей в плане восприятия произведений художественной литературы»

Октябрь

Анкетирование родителей «Семейное чтение»

Индивидуальные беседы по итогам анкетирования

Ноябрь

Консультация «Методы и приемы ознакомления дошкольников с детской литературой»

Декабрь

Выставка детских книг «Читательские интересы группы»

Январь

Памятка для родителей «Организация книжного уголка дома»

Февраль

Презентация  «Сказка в жизни ребенка»

Март

Консультация «Советы родителям по обсуждению и обыгрыванию художественных произведений»

Апрель

Практикум  «Как использовать книгу для развития связной речи»

Май

Родительское собрание «Наши успехи»

2017-2018 учебный год

Период работы

Форма и тематика работы

Сентябрь

Родительское собрание «Направления работы на 2017-2018 учебный год»

Экскурсия в детскую библиотеку

Октябрь

Консультация «Читающие родители – образец для подражания»

Ноябрь

Привлечение родителей к изготовлению персонажей сказки Сутеева «Под грибом»

Декабрь

Инсценировка сказки Сутеева «Под грибом»

Январь

Практикум «Учим стихи»

Февраль

Вечер стихов

Март

Консультация «О чем и как беседовать с детьми после прочтения книги»

Апрель

Выставка «Книжки-малышки своими руками»

Май

Родительское собрание «Чему мы научились»

7. Показатели результативности взаимодействия с родителями:

- понимание родителями роли произведений художественной литературы в развитии ребенка;

- готовность родителей к взаимодействия по вопросам приобщения детей к художественной литературе и чтению;

- наличие детской библиотеки в семье;

- как часто читаются ребенку книги;

- знание родителями произведений детских писателей и поэтов.

8.Список используемой литературы

  1. Арнаутова Е. П. « Планируем работу ДОУ с семьей»
  2. Доронова Т. Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»
  3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект»
  4. Скуридина, Ю. Если не рассказывать сказки...: семейное чтение как духовное развитие ребенка.
  5. Сокольская, Л.В. Материнское чтение: научно-практическое пособие
  6. Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением

Приложение

Анкета для родителей «Семейное чтение»

1.Читаете ли Вы ребёнку книги, по чьей инициативе и как часто?      

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

____________________________________________________________________________________________________________________________________          

   2.Проводите ли вы беседы после чтения?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

3.Стремится ли ребёнок пересказать прочитанное, выделить то, что ему больше всего понравилось?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

  1. Делится ли ребёнок своими впечатлениями, полученными от чтения,  с членами семьи?

Да

Нет

  1. Обращает ли внимание только на содержание или также на форму произведения?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

  1. Играете ли Вы дома с ребёнком в литературные, словесные игры: придумывание загадок, определений к загаданному слову, сравнений, продолжение чтения наизусть стихотворения, начатого взрослым, придумывание рифмованных слов?

Да

Нет

  1. Находят ли отражение в играх ребенка литературные персонажи, сюжетные ситуации книг?

Да

Нет

  1. Имеется ли у ребенка дома место для книг, игрушек?

Да

Нет

9. Имеется ли в доме библиотека?

Да

Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Творческий проект "Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок"

Творческий проект "Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок" для детей 3-5 лет...

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению дошкольников с художественной литературой Тема: Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок»

Образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», ...