Программа сотрудничества с родителями "Развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе и чтению"(2021-2023)
рабочая программа (средняя группа)
Вторая младшая группа, средняя группа
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 г. Вязьмы Смоленской области
ПРОГРАММА
сотрудничества с родителями
«Развитие речи дошкольников через приобщение
к художественной литературе и чтению»
(2021-2023)
Разработчик:
Нестеренко Н. А., воспитатель
Содержание программы
1.Пояснительная записка…………………………………..
2.Цели и задачи программы………………………………..
3.Принципы взаимодействия с родителями……………….
4.Направления работы с родителями
5.Формы работы с родителями………………….
6.Перспективный план взаимодействия с родителями
7. Показатели результативности работы с родителями
8.Список литературы
1.Пояснительная записка.
В современном мире наблюдается общая тенденция снижения потребности в чтении. Особенно это затрагивает детей, которые предпочитают просмотр телевизионных передач и компьютерные игры чтению книг. А ведь именно в дошкольном возрасте, отличающемся особой эмоциональностью и любознательностью, рождается интерес к книге, начинает складываться читательский опыт. Поэтому формирование потребности в чтении у дошкольников — важнейшая, общая задача педагогов и родителей. Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» родители являются не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса. От того, как родители оценивают значение чтения в воспитании своего ребёнка, зависит успешность его приобщения к художественной литературе, развитии его речи и творческих способностей.
Работа по приобщению дошкольников к художественной литературе невозможна без привлечения родителей, очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге.
Программа рассчитана на 2 учебных года.
- Цели и задачи программы
Цель: помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как
средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи:
- Формирование представлений у родителей о роли детской художественной литературе в развитии детей; повышение педагогической культуры родителей.
- Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой.
- Проведение пропаганды книги и литературных произведений среди родителей.
- Организация совместной проектно- игровой и продуктивной деятельности родителей и детей.
- Вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.
- Принципы взаимодействия с родителями:
· Принцип позитивного безоценочного принятия. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.
· Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, учитывать личный опыт родителей.
· Сотрудничество, а не наставничество. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагогов разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
· Динамичность. Педагог должен учитывать образовательные потребности родителей и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы педагога с родителями.
- Направления работы с родителями
· Просветительская деятельность, направленная на повышение психолого-педагогической культуры в вопросах семейного чтения (памятки для родителей, групповые и индивидуальные беседы, выставки творческих работ).
· Развивающая деятельность, направленная на создание условий для совместной деятельности детей и родителей (открытые занятия, мастер-классы, практикумы).
5. Формы работы с родителями
- консультации;
- индивидуальные беседы;
- презентации;
- открытые занятия;
- читательские вечера;
- разработка памяток.
Перспективное планирование по взаимодействию с родителями
2021- 2022 учебный год
Период работы | Форма и тематика работы |
Сентябрь | Родительское собрание «Направления работы на 2021-2022 учебный год» Консультация «Возрастные особенности детей в плане восприятия произведений художественной литературы» |
Октябрь | Анкетирование родителей «Семейное чтение» Индивидуальные беседы по итогам анкетирования |
Ноябрь | Консультация «Методы и приемы ознакомления дошкольников с детской литературой» |
Декабрь | Выставка детских книг «Книги бывают разные» |
Январь | Памятка для родителей «Как организовать книжный уголок дома» |
Февраль | Презентация «Сказка в жизни ребенка» |
Март | Консультация «Советы родителям по обсуждению и обыгрыванию художественных произведений» |
Апрель | Консультация «Как использовать книгу для развития связной речи» |
Май | Родительское собрание «Наши успехи» |
2022-2023 учебный год
Период работы | Форма и тематика работы |
Сентябрь | Родительское собрание «Направления работы на 2022-2023 учебный год» Экскурсия в детскую библиотеку |
Октябрь | Консультация «Читающие родители – читающие дети» |
Ноябрь | Привлечение родителей к изготовлению персонажей сказки Сутеева «Под грибом» |
Декабрь | Инсценировка сказки Сутеева «Под грибом» |
Январь | Консультация «Учим стихи с детьми дома» |
Февраль | Вечер стихов |
Март | Консультация «О чем и как беседовать с детьми после прочтения книги» |
Апрель | Выставка «Чудо - книжки своими руками» |
Май | Родительское собрание «Чему мы научились» |
- Показатели результативности взаимодействия с родителями:
- понимание родителями роли произведений художественной литературы в развитии ребенка;
- готовность родителей к взаимодействию по вопросам приобщения детей к художественной литературе и чтению;
- наличие детской библиотеки в семье;
- как часто читаются ребенку книги;
- знание родителями произведений детских писателей и поэтов.
- Список используемой литературы
- Арнаутова Е. П. «Планируем работу ДОУ с семьей»
- Доронова Т. Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект»
- Скуридина, Ю. Если не рассказывать сказки...: семейное чтение как духовное развитие ребенка.
- Сокольская, Л.В. Материнское чтение: научно-практическое пособие
- Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением
Приложение
Анкета для родителей «Семейное чтение»
1.Читаете ли Вы ребёнку книги, по чьей инициативе и как часто?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
2.Проводите ли вы беседы после чтения?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
3.Стремится ли ребёнок пересказать прочитанное, выделить то, что ему больше всего понравилось?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
4.Делится ли ребёнок своими впечатлениями, полученными от чтения, с членами семьи?
Да
Нет
5.Обращает ли внимание только на содержание или также на форму произведения?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
6.Играете ли Вы дома с ребёнком в литературные, словесные игры: придумывание загадок, определений к загаданному слову, сравнений, продолжение чтения наизусть стихотворения, начатого взрослым, придумывание рифмованных слов?
Да
Нет
7.Находят ли отражение в играх ребенка литературные персонажи, сюжетные ситуации книг?
Да
Нет
8.Имеется ли у ребенка дома место для книг, игрушек?
Да
Нет
9. Имеется ли в доме библиотека?
Да
Нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников через приобщение к художественной литературе
Приобщение ребенка к литературе способствует морально- нравственному воспитанию: усвоению вечных ценностей- состраданию, милосердию, стремлению к добру и неприятию зла....

Развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе.
Материал о развитии речевых функций ребёнка средствами художественной литературы....

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.
Рабочая программадополнительного образованияпо развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок. срок...

Статья на тему : «Развитие диалогической речи детей через приобщение к художественной литературе»
Статья на тему : «Развитие диалогической речи детей через приобщение к художественной литературе»...

Педагогический совет по теме "Речевое развитие дошкольников через приобщение к художественной литературе"
Это презентация педагогического совета, которая транслируется во время проведения педсовета. Начинается она с актуальности темы - это результаты анкетирования родителей и опроса детей. Зат...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к художественной литературе.
Презентация к выступлению на семинаре....
