Отчет по самообразованию на 2017-2018 уч.год
методическая разработка на тему

Кукаркина Оксана Олеговна

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

       Как, говорил С.Л.Рубинштейн, «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

       Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

       В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Как часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания.

       Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Характерные признаки проблемности на занятии:

• Возникает состояние интеллектуального затруднения;

• Возникает противоречивая ситуация;

• Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

       Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

       Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchet_po_samoobrazovaniyu_za_2017-18_uch.god_.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Бэлэкэч» г. Альметьевск

Отчет по самообразованию

 по теме

«Применение проблемных ситуаций как инструмент творческого мышления у дошкольников при помощи сюжетно-ролевых игр» за 2017-18 уч. год.

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №1 «Бэлэкэч»

                          Кукаркина Оксана Олеговна

г. Альметьевск, май 2018

Отчет по самообразованию по теме «Применение проблемных ситуаций как инструмент творческого мышления у дошкольников при помощи

сюжетно-ролевых игр»

      Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

       Как, говорил С.Л.Рубинштейн, «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

       Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

       В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Как часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания.

       Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Характерные признаки проблемности на занятии:

• Возникает состояние интеллектуального затруднения;

• Возникает противоречивая ситуация;

• Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

       Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

       Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

       Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств:

• подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

• изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

• побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

• постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

• постановка проблемных задач.

Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

1. поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов«Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?».

2. процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

3. доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

       Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, воспитатель создает новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, педагог побуждает детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучает не бояться допускать ошибки. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

       В современном мире возрос интерес к развитию творческих способностей. Актуальность их изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, мыслить творчески.

       Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления.

       Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве). Считается, что в каждом случае мы пользуемся мышлением.

       В работе над развитием творческого мышления очень важна роль взрослого. Дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Поэтому взрослый должен разъяснить смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения, помочь ребенку оценить уровень предложенных решений. Также необходимо, чтобы взрослый был доброжелателен и терпим к ответам ребенка, умел принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Творческое осмысление действительности является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Творческое мышление – вид мышления, связанный с созданием и открытием чего-либо нового.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.

Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую человеческую потребность - потребность в самореализации.

Полноценное развитие интеллекта возможно только в том случае, если в раннем возрасте в равной мере формируются стандартные социокультурные навыки и развиваются творческие способности. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка, и уровень развития интеллекта в старших возрастах до некоторой степени зависит от развития творческого мышления в младших возрастах.

Исследования по поводу влияния творческого и логического потенциала на познавательные возможности показали, что специальный курс по развитию творческого мышления детей повышает их познавательную активность, степень усвоения знаний, способность к формированию более широких понятий, самостоятельность мышления. Поскольку в системе дошкольного образования такие занятия представлены мало, творческое мышление детей развивается стихийно, и по мере продвижения ребенка к окончанию школы уровень творческого мышления снижается.

Направленная систематическая работа с детьми дошкольного возраста создает благоприятные условия для развития творческих способностей. Поэтому программы по развитию творческих способностей чрезвычайно востребованы.

Творческий процесс окрашен яркими и сильными положительными переживаниями. Это делает его привлекательным для ребенка и влияет на формирование потребности в творчестве, создании нового.

Цель: подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами, наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность при помощи сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

  • расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;
  •  продолжать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;
  • учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах;
  • учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;
  • учить детей слушать друг друга; развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого формулировать противоречие на полуактивном этапе и решать его;
  • побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.

В своей работе использую различные технологии:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • консультативные,
  • визуальные,
  • проектные,
  • ИКТ.

В работе применения проблемных ситуаций как инструмента творческого мышления у дошкольников особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству, сюжетно-ролевым играм.

Содержание работы по направлениям включает:

  • Формирование понятия у ребёнка игра, роль в игре, сюжет игры.
  • Формирование у ребенка творческого мышления и креативности в ответах;
  • Знакомство с проблемными ситуациями в жизни, в сказках и т.д., развитие умения решать эти ситуации в сюжетно-ролевых играх.
  • Знакомство с профессиями.
  • Знакомство с государственной символикой города , республики, России.
  • Знакомство с героями сказок и их подвигами.
  • Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.
  • Развитие потребности в самостоятельном освоении профессий, умении решать проблемные ситуации в обычной жизни.

Принципы работы по формированию у детей творческого мышления и развития решать проблемные ситуации:

  • личностно-ориентированного общения;
  • тематического планирования материала подачу изучаемого материала;
  • последовательности;
  • занимательности;
  • от близкого к отдаленному;
  • от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе), что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания;
  • опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду, городе, стране;
  • взаимодействие с семьями.

В работе с родителями использую разнообразные формы:

  • КВН,
  • «Круглый стол»,
  • семинары – практикумы,
  • посиделки,
  • конкурсы,
  • выставки

        Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В течение года  мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей. Прошел конкурс «Лучшие атрибуты для сюжетно-ролевой игры» среди родителей. Родители показали свою творческую индивидуальность.

Изучив теоретические основы проблемы не умения решать проблемные ситуации детей дошкольного возраста, свою работу начали с диагностики. Для диагностики уровня знаний сюжетно-ролевых игр у дошкольников   использовали следующую методику  - Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры (Автор  О.В.Солнцева).

На основании диагностических данных выявилось:

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

  • Значительно возрос уровень сформированных знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
  • У детей появился интерес к сюжетно=ролевым играм, художественной литературе.
  • Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
  • Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и выставок тематики сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, умения решать проблемную ситуацию в сюжетно-ролевых играх.

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, а также количественный состав их участников).

Мы очень надеемся, что проводимая мною работа поможет детям развить их творческое мышление, умение решать проблемные ситуации не только в сюжетно-ролевых играх, но и в обычной жизни.

Заключение:

       В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному познанию окружающего мира и себя в нем. Современный мир постоянно изменяющийся и развивающийся. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания. Основная наша задача подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.      В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы взрослые ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Именно поэтому очень важно детям еще в раннем возрасте научиться адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения, находить новые пути исследования. Основная задача детского сада наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Очень важно «пробудить» у малышей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования за 2017-2018 гг.

Отчет по теме самообразования Плосковой И.Н. – воспитателя  МАОУ ДОД  д/с «Сказка» корпус «Звёздочка»  за 2017-2018 учебный  год....

Отчет по самообразованию за 2017-2018 учебный год

Роль дидактических игр экологического содержания в воспитании и образовании детей дошкольного возраста...

"Отчет по самообразованию за 2017-2018 учебный год" Перевертайлова Л.А. ГБОУ СОШ № 1482 г.Москвы

Целью моей работы по самообразованию в 2017 – 2018 году было:- продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. В процессе самообразования я решала сл...

Отчет по работе над темой самообразования в 2017-2018 году

Отчёт о работе над темой самообразования в 2017-2018 году...

Отчет по самообразованию за 2017-2018 учебный год работы в ДОУ .

                                                     Тема ...

Отчет по самообразованию за 2017 - 2018 учебный год

В настоящее время особое значение приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только...