Отчет по самообразованию за 2017 - 2018 учебный год
методическая разработка

Мишина Светлана Николаевна

 В настоящее время особое значение приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoob._2017_-_2018_g.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Московская область Управление образованием Администрации

Истринского муниципального района  МДОУ ЦРР - д/с №46 «Ласточка»

Отчет по самообразованию

за 2017 – 2018 учебный год

Тема:

«Речевое развитие детей в различных видах деятельности»

Воспитатель

Мишина С Н.

П. Глебовский

2018 год

Актуальность темы:

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку - одна из главных.

 В настоящее время особое значение приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В последнее время дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками. Большую часть времени они проводят за игрой в компьютер и просмотром телевизора. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают. Анализируя данные педагогической диагностики в младшей группе, я пришла к выводу, что более 50% воспитанников имеют нарушения речевого развития.

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.

Цель: 

Речевое развитие детей, активизация словаря детей 3-4 лет и пополнение словарного запаса детей в различных видах деятельности.

Задачи:

- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей;

- расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

- развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник…), качества, особенности поверхности (гладкая, пушистая и т.д.), некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);

- обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет), учить находить между ними сходство и различие;

- развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.д.); называть части суток, называть предметы  определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т.д.)

Предполагаемый результат

Расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения с взрослыми и сверстниками.

 Форма самообразования:  индивидуальная.

Поставив перед собой цель и задачи,  я начала работу по следующим направлениям:

 • изучение литературы;

 • работа над созданием развивающей предметно-пространственной среды и изготовлением наглядно – демонстрационного и методического материала;

 • НОД с детьми;

• совместная деятельность с детьми;

• взаимодействие с родителями и с педагогами.

В процессе работы по самообразованию, я изучила методическую литературу -  «Развитие речи детей дошкольного возраста» Ф. А. Сохина – уточнила особенности словарной работы , направление , задачи , содержание словарной работы , последовательность материала выдаваемого детям , методику проведения НОД;  

- « Методика развития речи детей дошкольного возраста» Л.П.Федоренко ,Г.А.Фомичёва, В.К.Лотарёв – в книге изложены лексика, методы и приёмы в речевом общении, методы и приёмы в НОД, примерные конспекты НОД.

 В своей работе я использовала следующие методы словарной работы:

  Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащение словаря):

 - непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

-  опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, просмотр телепередач.

Методы, направленные на закрепление и активацию словаря, развитие его смысловой стороны:

-  рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием,

- дидактические игры,

-  чтение художественных произведений,

-  словарные упражнения.

 Работа с детьми осуществлялась в разнообразной деятельности:

- НОД (согласно календарному плану),

- наблюдения,

- игры (дидактические, подвижные с текстом, хороводные, словесные, сюжетно-ролевые, пальчиковые),

- беседы,

-чтение художественной литературы,

- артикуляционная гимнастика,

- чистоговорки,

- разучивание стихов, песен, потешек,

-  слушание аудиозаписей,

- демонстрация картин и иллюстраций,

- показ способов действий.

В младшей группе решала следующие задачи:

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей:

- существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), - транспортных средств (автомашина, автобус),  овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

- глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

-прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);

- наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

На занятиях по познавательному развитию, на прогулках и в других видах деятельности  проводила различные игры и упражнения по формированию у детей умения использовать в речи обобщающие слова, слова, определяющие качества и свойства предметов, многозначные слова и т.д. Уделяла большое внимание играм с предметами, игрушками, природным материалом и пр. Настольные печатные игры и словесные игры - все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Детям младшей группы давала предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. Сравнивая предметы, дети называли одинаковые их части, признаки и отличительные особенности. Например, дидактическая игра: « Что лишнее?».

Для мотивации детей к деятельности использовала проблемные ситуации, включая сказочных персонажей, сюрпризные моменты. Обогащение и активизация словаря детей 3-4 лет происходит во время прогулки и экскурсии. В процессе наблюдения за животными, птицами, растениями, насекомыми и людьми. Дети знакомились с понятием живой - неживой природы. Словарная работа с детьми, предполагает освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. Формировала родовые понятия, как мебель, посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты, при этом особо значимым становилось умение самостоятельно находить существенные признаки, обобщать и выражать результат обобщение в речи. Детям нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка сопровождала действия ребёнка словами и побуждала его к проговариванию. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Успешную работу с детьми по развитию речи невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Было проведено родительское собрание  «Речевое развитие ребенка». На родительском собрании было уделено внимание типическим ошибкам детей в разговорной речи, а так же затронута тема ограниченного  запаса слов по предметному и окружающему миру. Были разработаны рекомендации и памятки для родителей по обогащению и расширению активного словаря детей. Родители оказывали необходимую помощь в создании предметно- пространственной среды -  пополнили сюжетно – ролевые игры «Парикмахерская», «Больница», «Магазин».

В результате проделанной работы к концу учебного года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на вопросы. У детей повысилась речевая активность, увеличился словарный запас. Дети интересуются окружающим, общаются со сверстниками, пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием и прощанием), знают много стихов, потешек, песен и с удовольствием их рассказывают. Пополнилась предметно-развивающая среда группы. Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития дошкольников. В дальнейшем в своей деятельности планирую продолжить работу по речевому развитию детей, больше внимания уделять современным подходам к воспитанию детей, инновационным методикам и новинкам методической литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию за 2017-2018 учебный год

Роль дидактических игр экологического содержания в воспитании и образовании детей дошкольного возраста...

Отчет по самообразованию за 2017-18 учебный год

Отчет по самообразованию за 2017-18 учебный год  Севрюковой Натальи Вячеславовны, воспитателя МБДОУдетский сад общеразвивающего вида №22 «Золотая рыбка» Бугульминского муниц...

Отчет по самообразованию на 2017-2018 уч.год

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....

"Отчет по самообразованию за 2017-2018 учебный год" Перевертайлова Л.А. ГБОУ СОШ № 1482 г.Москвы

Целью моей работы по самообразованию в 2017 – 2018 году было:- продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. В процессе самообразования я решала сл...

Отчет по самообразованию за 2017-2018 учебный год работы в ДОУ .

                                                     Тема ...