Методические рекомендации по использованию игр по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа) на тему

Козык Мария Александровна

Данные методические рекомендации разработаны с учётом возрастных особенностей детей пятого года жизни, проведённой педагогической диагностикой в средней группе МБДОУ №27 и предназначены для работы педагогов с детьми в ДОУ в ходе проведения НОД, прогулок и в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_kozyk.docx230.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №27 СТАНИЦЫ АНАСТАСИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН»

Методические рекомендации по  использованию игр по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста

                                                                                         Составила воспитатель

Козык Мария Александровна

2018г.

Содержание:

  1. Аннотация ………………………………………………………………….3
  2. Пояснительная записка ……………………………………………………3
  3. Содержание ………………………………………………...........................4
  4. Список рекомендуемой литературы и источников по теме……………..7
  5. Приложения……………………………………………………………...…8

Аннотация

Данные методические рекомендации разработаны с учётом возрастных особенностей детей пятого года жизни, проведённой педагогической диагностикой в средней группе МБДОУ №27 и предназначены для работы педагогов с детьми в ДОУ в ходе проведения НОД, прогулок и в режимных моментах.

Пояснительная записка

Актуальность данного педагогического опыта: социально-коммуникативное развитие детей проходит через игру как ведущую деятельность. И общение является важным элементом любой игры. В наше время часто наблюдается дефицит доброжелательного отношения детей друг к другу, их речевой культуры, словесного выражения своих эмоций, желаний или недовольства кем или чем-либо. Как в игре, так и в повседневном общении дети слышат, а затем и сами начинают употреблять вежливые слова. Взаимопомощь и выручка также являются неотъемлемыми элементами социально-коммуникативного развития детей. Поэтому именно игры по социально-коммуникативному развитию я считаю важной частью режимных моментов.

Целями таких игр являются: воспитание уважительного, заботливого отношения к миру и к людям, развитие коммуникативных умений, умения употреблять в речи добрые слова, воспитание доверия друг к другу, умения подобрать нужные слова для описания своих эмоций и действий, развитие фантазии воспитанников.

В соответствие с рабочей программой средней группы (1) на 2017/2018 учебный год в области «Социально-коммуникативное развитие» перед педагогами были поставлены следующие задачи:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

  • Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика.
  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга.
  • Формировать умение к коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений;
  • Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; развивать умение испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
  • Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Проведенная педагогическая диагностика в начале учебного года выявила следующее:

- по параметру «Показатели в развитии речи» показатели высокого уровня развития составили 32%, достаточного 47%, низкого 21%;

- по параметру «Показатели развития ребенка в коммуникативной деятельности» показатели высокого уровня развития составили 47%, достаточного 48%, низкого 5%.

Рекомендовано: формировать навыки построения краткого рассказа с опорой на сюжетную картину, побуждать к играм со словами, словотворчеству, развивать связную речь, соответствующую нормам родного языка и возрасту, повышать уровень восприятия художественной литературы (шестерым воспитанникам необходима индивидуальная работа по теме).

Содержание

Для реализации образовательных задач, сплочения детского коллектива, положительного настроя воспитанников на восприятие информации в своей педагогический деятельности я использовала следующие игры:

  • «Добрые слова» - показываю детям картину с изображением трудящихся, например, малышей, и они подбирают добрые слова для их обозначения (трудолюбивые, активные, добрые, помощники и т.д). Как вариант – дети передают друг другу какой-либо предмет (в нашем случае искусственный цветок) с добрыми словами для своего соседа (Ярослав, ты сильный; Катя, ты умеешь красиво накрывать на стол и т.д). Вариант, использованный нами, оказался наиболее действенным, т.к. детям в силу возрастных особенностей легче было оценить какие-либо качества сверстника, чем дать оценку персонажам, представленным на картине. Эту игру можно использовать как в режимных моментах, обогащая словарный запас прилагательными, развивая навык построения простых нераспространенных предложений, так и в НОД по речевому развитию, преследуя те же цели.
  • «Обыграй превращение» - воспитатель по кругу передает предмет (кубик или мяч), называя его как какой-либо предмет. Дети действуют с ним так, как если бы это был названный взрослым предмет (напр., яблоко кусает, мылом моет руки, огурец режет, цветок нюхает). Главное условие в этой игре - постоянная смена заданий для поиска детьми более точных действий с целью обыграть заданный им предмет. Затрудняющимся воспитанникам нужно предлагать ранее озвученный вариант (например, если Алексей К. имеет затруднения в выражении своих мыслей, фантазия у него развита слабо, то ему предлагается вариант «превращения», который обыграли более сильные в этой области развития воспитанники. В дальнейшем, после проведения цикла подобных игр таким воспитанникам можно усложнять задание, называя тот предмет для «превращения», который не был озвучен ранее).
  • «Пирамида любви» - сидя в кругу с детьми, воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, например я люблю свой дом, свою семью, люблю трудиться на огороде. Расскажите, кого или что любите вы.» Дети высказываются по очереди. «А теперь я предлагаю вам построить из наших рук пирамиду любви, я люблю…» и кладет руку в центр, затем каждый ребенок, высказываясь, кладет свою руку сверху. «Вы чувствуете тепло наших рук? Вам приятно? Это оттого, что мы любим и любимы. Да здравствует пирамида любви!» Все поднимают руки вверх.

Как показывает моя практика, эта игра любима многими воспитанниками за возможность рассказать что-либо о себе, она берёт на себя роль психогимнастики, позволяя детям раскрыться. Даже застенчивые воспитанники рассказывают что-либо о себе в этой игре. Считаю целесообразным проведение её в режимных моментах.

  • «Палочка» - команда строится в круг и начинает передавать друг другу какой-либо предмет, зажимая его не руками, а разными частями тела, меняя их. При падении предмета игра начинается снова. Данная игра закрепляет у детей опыт взаимодействия в команде, так как они работают в паре, и одному нужно подстраиваться под другого, стараясь не уронить «палочку». Кроме того, этот опыт дарит детям «чувство локтя», воспитывает коллективизм, давая почувствовать себя частью чего-то целого, большого. Этот вид деятельности также можно использовать как в режимных моментах, так и в НОД и  на прогулках, так как он способствует концентрации внимания на выполняемом действии, развивает ловкость.  
  • «Острова» - у каждого ребенка есть свой «остров» - лист бумаги – это его дом. Когда наступает выходной, хозяин покидает дом и гуляет. В это время ведущий убирает один или несколько «островов», и жители вынуждены искать себе новый дом. Как правило, дети-хозяева «островов» зовут к себе «бездомных». В заключение игры обсуждается, как «бездомных» приняли на другом «острове», пригласили ли, не оттолкнули ли. Здесь можно перейти к обсуждению конкретных ситуаций, готовы ли дети оказать помощь другому, даже если он нам не нравится. Игра «Острова» вначале использовалась мною для выявления «гадких утят» или «отверженных» в детском коллективе. С гордостью сообщаю, что таковых выявлено не было, детский коллектив в данной группе дружный, а игра помогла детям сблизиться ещё больше. В этой игре особенно заметны коммуникативные умения детей, то, как они идут на контакт друг с другом, кого выбирают себе в пару, что характерно для этой возрастной группы. «Острова» особенно полюбились детьми среди других игр. Даже ребёнок, имеющий аутоподобное поведение и обычно редко идущий на контакт с детьми, принимал участие в этой игре (соответственно своим особенностям поведения). Эту игру лучше всего проводить в конце или середине «НОД» (по познавательному развитию, например). Во время игры можно посчитать, сколько «островов» или «бездомных» осталось, развить пространственные представления (справа-слева, впереди-сзади). Считаю целесообразным проведение этой игры также в конце прогулки и в режимных моментах.

Кроме вышеуказанного, у нас в группе существуют некие ритуалы. Например, после утренней гимнастики мы используем элементы логоритмики (Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся, мы по кругу пойдем, хоровод заведем), либо валеологическую распевку («Доброе утро» О.Н. Арсеневской),  затем садимся в круг и, передавая мягкий мяч, желаем друг другу доброго утра, называя соседа по имени. (Доброе утро, Антон. Доброе утро, Мария Александровна. Доброе утро, Милана. Доброе утро, Антон) Начинаю это я – воспитатель -  и заканчиваю тоже я. После чего мы проговариваем хоровое приветствие «Всем доброго утра!», поднимая руки вверх. Здесь важно, чтобы ребёнок не просто передал мяч другому, но и обязательно пожелал ему доброго утра.

Результативность работы: работа по социально-коммуникативному развитию дошкольников посредством игр и ритуалов была проведена с сентября по май 2018 года в средней группе(1) на базе МБДОУ детский сад №27 ст. Анастасиевской, с детьми в количестве 19 человек. С целью выявления у детей экспериментальной группы в начале и в конце экспериментальной работы (до и после реализации) уровня социально-коммуникативного развития по параметру «Показатели развития ребенка в коммуникативной деятельности» были использованы методики педагогической диагностики в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО (Лаврова Л.Н., Чеботарева И.В.).

   На момент окончания экспериментальной работы уровень социально-коммуникативного развития дошкольников средней группы по параметру «Показатели развития ребенка в коммуникативной деятельности» повысился, так как большинство детей научились приходить друг другу на выручку в сложных ситуациях, у детей выработалась привычка обращаться к другому по имени, произносить слова приветствия и прощания воспитателю и членам группы самостоятельно и без напоминаний, детский коллектив стал более сплоченным.

Опыт моей работы представлен на педагогическом совете ДОУ № _ 03.05.2018г, в форме аналитического отчета о проведенной работе и рекомендован коллегам; а также на районном методобъединении 18.04.2018г.

Список рекомендуемой литературы  источников по теме:

1. Абрамова Л.В.Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Средняя группа. 4-5 лет. ФГОС.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017г.

2. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия, игры, упражнения.-М.: Учитель, 2017г.

3. Бабаева Т.И. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие". Разработано в соответствии с ФГОС. – М.: Детство-Пресс, 2017г.

4. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию. ФГОС,-М.: СФЕРА, 2017г.

5. Лаврова Л.Н., Чеботарева И.В. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО.-М.: СФЕРА, 2017г.

6. Маханева М.Д.Ушакова-Славолюбова О.А. Мы вместе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. -М.: СФЕРА, 2017г.

7. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015.

8. http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-georgievna-zabaeva/kartoteka-komunikativnyh-igr-dlja-doshkolnikov.html

9. http://www.maam.ru/detskijsad/igry-na-socialno-komunikativnoe-razvitie.html

10. https://borgul.ru/2016/09/kartoteka-igr-po-sotsialno-kommunikativnomu-razvitiyu-v-srednej-gruppe.html

Приложения

На конец 2017/2018 учебного года мы имеем следующие показатели:

  • по речевому развитию показатели высокого уровня выросли с 32% до 58%, достаточного – сократились с 47% до 32%, низкого – с 21% до 10% в пользу достаточного уровня;
  • восприятие художественной литературы – показатели высокого уровня выросли с 32% до 58%, достаточного уменьшились с 52% до 32% в пользу высокого уровня, низкого – с 16% до 5% в пользу достаточного уровня соответственно;
  • Социально-коммуникативное развитие – показатели высокого уровня выросли с 47% до 55%, достаточного – уменьшились с 48% до 40% в пользу высокого уровня, низкого – остались в прежнем значении 5%;
  • Показатели развития детей по остальным видам деятельности также выросли (показатели высокого уровня знаний) – игровая с 47% до 58%, трудовая с 47% до 58%, изобразительная с 53% до 58%, музыкальная с 36% до 58%, коммуникативная с 53% до 63% и двигательная с 32% до 52%. Конструктивная осталась на прежнем уровне 53%.

В результате вышеизложенного считаю опыт по использованию игр по социально-коммуникативному развитию положительным и рекомендую продолжать работу в этом направлении для более успешного освоения ООП воспитанниками в старшей возрастной группе.