Развитие пространственного мышления старших дошкольников посредством игр-головоломок типа "Танграмм"
статья по теме

статья в сборнике "Конструирование, моделирование, ручной труд"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья для сборника50 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ГОЛОВОЛОМОК

ТИПА «ТАНГРАММ»

Игра считается ценным средством развития психических функций ребенка, его интеллектуальных возможностей. Основная функция игр - формирование ребенка дошкольного возраста, корректирование того, что в нем заложено и выражено, вывод его на созидательное, поисковое действие.

Пространственное мышление - это умственная деятельность, которая обеспечивает формирование пространственных образов и манипулирование ими по мере решения практических и теоретических задач. Согласно суждению Е. В. Заики, именно в манипулировании происходит их объединение, изменение, модификация в нужном направлении. Образы проявляются и первичным материалом, и причиной функционирующей единицы, и итогом мыслительного направления [2, с.28].

Вопрос становления пространственного мышления детей дошкольного возраста не является новой, о её актуальности и говорится и пишется уже довольно давно. Разрешить трудности формирования пространственного мышления замедляет то, что у педагогов и специалистов нет общего мнения о том, как на практике осуществлять развитие мышления дошкольников, какие методы, приемы и средства для этого применять, согласно каким показателям рассуждать о результативности достижения целей.

Одним из видов игр, специально созданных с целью интеллектуального развития детей, считаются игры-головоломки, такие как «Танграм», «Магический квадрат», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Игра Пифагора», «Колумбово яйцо», «Сто- махион» («Игра Архимеда»), «Сфинкс», «Пентамино» («Пять квадратов»), «Гексатрион», «Абрис», «Чудесный круг», «Листик», «Т-образная головоломка». Они имеют тысячелетнюю историю, т. к. стремление к геометрическим загадкам характерно людям разных эпох и народностей. По этой причине они занимают исключительное место в развитии пространственного мышления.

Все без исключения данные игры представляют части разрезанной определенным способом фигуры: квадрата, круга или овала, прямоугольника и других конфигураций для выкладывания плоскостных изображений предметов, людей, животных, птиц, рыб, различных типов транспорта.

По мнению Н. С. Подходовой, подобные игры помогают совершенствовать творческие способности, логическое и пространственное мышление, становятся необходимыми в организации праздников и конкурсов. В данные игры можно играть одному, двоим, группой

Сущность головоломок не просто в выкладывании изначальной фигуры, констатирует М. В. Драко, а в проектировании фигур по заданным схемам и силуэтам, а также придумывании собственных фигур. Как бы то ни было, важно придерживаться установленных правил. Для характерного конструирования силуэтов из игр-головоломок, определенное значение имеет включение всех элементов в фигуру. Размещать элементы следует так, чтобы они прилегали друг к другу, а не накладывались друг на друга. Оттого-то чем больше деталей у головоломки, тем труднее их правильно расположить [1, с. 12].

Благополучное освоение игр-головоломок детьми дошкольного возраста обуславливается уровнем сенсорного развития детей. Выкладывая, дошкольники усваивают названия геометрических фигур, их признаки, исследуют фигуры визуальным и осязательно-двигательным путем, легко переставляют их, чтобы получить новую фигуру. У дошкольников вырабатывается умение анализировать элементарные изображения, экстрагировать в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически трансформировать фигуры путем разделения и составлять их из элементов. Подобные игры активизируют образное, пространственное мышление, улучшают память и воображение, благоприятствуют совершенствованию интегративных функций с помощью координации в системах «глаз - рука» (зрительно-моторная интеграция) и «ухо - глаз - рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция).

На первых порах игра-головоломка может быть частью занятия в течение 5-7 минут. Позднее можно вводить элемент соревнования и предлагать головоломки для самостоятельной деятельности детей. Это позволяет проводить математические досуги, викторины, где дети играют до 20-40 минут.

Остановимся более подробно на способах развития пространственного мышления через игру «Танграм».

«Танграм» или «Тангос» - это игра, разработанная еще в Античном Китае. Перед нами очертания фигур - составляющие игр. Чего проще? Взял и собрал, что захотел. При всем при этом, сделать это нелегко. Отдельно взятый контур как будто несет в себе какую-то тайну, которую непременно надо раскрыть. А сущность данной игры заключается в том. что в ходе организации объединения разрозненных деталей в целое, поиска среди разнообразных комбинаций одной единственной, которая дасг именно нужное изображение, сравнения полученного результата с образцом, анализа и преобразования изображения продуктивно развивается интеллектуальная сфера дошкольников.

Задания, последовательно усложняясь, учат дошкольника основам выкладывания изображения, развивают способность видеть часть и целое, совершенствуют операции анализа и синтеза, способствуют развитию логического, творческого и конструктивного мышления, пространственных представлений.

По утверждению Е. В. Заики, игра «Танграм» - одна из незамысловатых математических игр. Игра элементарна в изготовлении. Квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются «танами». В конечном счете, получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм. Каждому ребенку предлагается конверт с семью танами и лист картона, на котором они выкладывают картинку с образца. Применяя все 7 танов, вплотную прилагая их друг к другу, дошкольники составляют немало изображений по образцам и по собственному замыслу.

Эта игра развивает выдержку, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность в работе, желание прийти на помощь товарищу. Развивает логическое мышление, умение ориентироваться в пространстве, развивает внимание, память, мелкую моторику пальцев рук [2, с.28].

Во время игры в «Танграм» у детей закрепляются навыки количественного счета. Всего 5 треугольников, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника, 1 средний по величине треугольник. Дети практически овладевают порядковым счетом.

Ведя счет танов сверху вниз, слева направо, дошкольники привыкают к ориентировке на листе бумаги. Раскладывая различные картинки, они сопоставляют по величине треугольники, находят место для маленьких, больших и средних треугольников в картинках игры «Танграм». Регулярно закрепляется знание геометрических фигур в игре (треугольника, квадрата и четырехугольника). Выкладывая маленькие картонные фигурки-таны, переставляя их, старшие дошкольники тренируют мелкие мышцы рук и пальцев.

Процесс ознакомления с игрой, отмечает М. В. Драко, включает несколько этапов:

На первом этапе освоения игры «Танграм» детям предлагаются различные задания: рас- складывать фигуры по образцу, устному заданию, замыслу, что становится подготовительным этапом ко второму этапу освоения игры - составлению фигур по расчлененным образцам.

Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь. Необходимо начинать работу на данном этапе именно с этого образца. Вначале, проанализировав вместе с ребенком, из каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся, нужно уточнить, можно ли их сделать из других деталей. Затем детям предлагается присоединить разные элементы головоломки с целью поиска правильного результата.

Содержание работы на втором этапе развертывания игр: обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей. Здесь можно перейти к фигурам затруднительным - выкладыванию фигурки человека бегущего и сидящего.

Третьим этапом следуют упражнения в конструировании фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу, который изготовляется в виде таблицы на листе бумаги такой же по размеру фигуры-силуэта, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях анализ и проверку собранного изображения с образцом.

Четвертый этап освоения игры - это конструирование фигур по образцам контурного рисунка, нерасчлененных. Это посильно детям 6-7 лет при условии обучения. За играми на выкладывание фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу [ 1, с.20].

Эту игру можно успешно использовать не только в организованной детской деятельности по формированию элементарных математических представлений. К выстроенным образцам можно «привязать» стихи, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. Играя в «Танграм», дети заучивают этот материал, закрепляя и автоматизируя звуки в чистоговорках и скороговорках. У детей обогащается речь, тренируется память.

После выкладывания картинки животного можно предложить детям следующие речевые игры и задания: «Назови ласково» (предмет или его части - лисичка, медвежонок, головка, ушко, хвостик); «Сосчитай до 5» (1 лисенок, 2 лисенка, 5 лисят); «Назови слова-действия» Что может делать лиса? (Бежит, сидит, петляет, хитрит); «Назови слова-признаки» (Какой котенок? - добрый, ласковый, доверчивый); «Назови, чей, чья, чье?» (Работа с притяжательными прилагательными: лисий хвост, медвежье ухо).

Играя с головоломками, конструируя из данного материала, дети закрепляют разнообразный речевой материал, а также автоматизируют поставленные звуки. Головоломки для детей представляют собой совершенно разные по смыслу и развивающие отдельные виды умственной деятельности: пространственное, абстрактное и творческое мышление, логику.

Таким образом, данная игра совершенствует умственные и речевые способности детей.

Список использованной литературы

  1.  Драко, М. В. Китайский татрам. Магический круг. Вьетнамская игра: Игры- головоломки / М. В. Драко. - Минск :Попурри, 2013. - 52 с.
  2. Заика, Е. В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти дошкольников /Е. В. Заика, Н. П. Назарова // Вопросы психологии. - 2012. -№4. С.28.
  3. Подходова, Н. С. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях: Пособие для развития пространственного мышления. - СПб. :Питер, 2014. - 96 с.