Главные вкладки

    Развитие пространственного мышления старших дошкольников посредством игр-головоломок типа "Танграмм"
    статья по теме

    статья в сборнике "Конструирование, моделирование, ручной труд"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Статья для сборника50 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
    СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ГОЛОВОЛОМОК

    ТИПА «ТАНГРАММ»

    Игра считается ценным средством развития психических функций ребенка, его интеллектуальных возможностей. Основная функция игр - формирование ребенка дошкольного возраста, корректирование того, что в нем заложено и выражено, вывод его на созидательное, поисковое действие.

    Пространственное мышление - это умственная деятельность, которая обеспечивает формирование пространственных образов и манипулирование ими по мере решения практических и теоретических задач. Согласно суждению Е. В. Заики, именно в манипулировании происходит их объединение, изменение, модификация в нужном направлении. Образы проявляются и первичным материалом, и причиной функционирующей единицы, и итогом мыслительного направления [2, с.28].

    Вопрос становления пространственного мышления детей дошкольного возраста не является новой, о её актуальности и говорится и пишется уже довольно давно. Разрешить трудности формирования пространственного мышления замедляет то, что у педагогов и специалистов нет общего мнения о том, как на практике осуществлять развитие мышления дошкольников, какие методы, приемы и средства для этого применять, согласно каким показателям рассуждать о результативности достижения целей.

    Одним из видов игр, специально созданных с целью интеллектуального развития детей, считаются игры-головоломки, такие как «Танграм», «Магический квадрат», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Игра Пифагора», «Колумбово яйцо», «Сто- махион» («Игра Архимеда»), «Сфинкс», «Пентамино» («Пять квадратов»), «Гексатрион», «Абрис», «Чудесный круг», «Листик», «Т-образная головоломка». Они имеют тысячелетнюю историю, т. к. стремление к геометрическим загадкам характерно людям разных эпох и народностей. По этой причине они занимают исключительное место в развитии пространственного мышления.

    Все без исключения данные игры представляют части разрезанной определенным способом фигуры: квадрата, круга или овала, прямоугольника и других конфигураций для выкладывания плоскостных изображений предметов, людей, животных, птиц, рыб, различных типов транспорта.

    По мнению Н. С. Подходовой, подобные игры помогают совершенствовать творческие способности, логическое и пространственное мышление, становятся необходимыми в организации праздников и конкурсов. В данные игры можно играть одному, двоим, группой

    Сущность головоломок не просто в выкладывании изначальной фигуры, констатирует М. В. Драко, а в проектировании фигур по заданным схемам и силуэтам, а также придумывании собственных фигур. Как бы то ни было, важно придерживаться установленных правил. Для характерного конструирования силуэтов из игр-головоломок, определенное значение имеет включение всех элементов в фигуру. Размещать элементы следует так, чтобы они прилегали друг к другу, а не накладывались друг на друга. Оттого-то чем больше деталей у головоломки, тем труднее их правильно расположить [1, с. 12].

    Благополучное освоение игр-головоломок детьми дошкольного возраста обуславливается уровнем сенсорного развития детей. Выкладывая, дошкольники усваивают названия геометрических фигур, их признаки, исследуют фигуры визуальным и осязательно-двигательным путем, легко переставляют их, чтобы получить новую фигуру. У дошкольников вырабатывается умение анализировать элементарные изображения, экстрагировать в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически трансформировать фигуры путем разделения и составлять их из элементов. Подобные игры активизируют образное, пространственное мышление, улучшают память и воображение, благоприятствуют совершенствованию интегративных функций с помощью координации в системах «глаз - рука» (зрительно-моторная интеграция) и «ухо - глаз - рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция).

    На первых порах игра-головоломка может быть частью занятия в течение 5-7 минут. Позднее можно вводить элемент соревнования и предлагать головоломки для самостоятельной деятельности детей. Это позволяет проводить математические досуги, викторины, где дети играют до 20-40 минут.

    Остановимся более подробно на способах развития пространственного мышления через игру «Танграм».

    «Танграм» или «Тангос» - это игра, разработанная еще в Античном Китае. Перед нами очертания фигур - составляющие игр. Чего проще? Взял и собрал, что захотел. При всем при этом, сделать это нелегко. Отдельно взятый контур как будто несет в себе какую-то тайну, которую непременно надо раскрыть. А сущность данной игры заключается в том. что в ходе организации объединения разрозненных деталей в целое, поиска среди разнообразных комбинаций одной единственной, которая дасг именно нужное изображение, сравнения полученного результата с образцом, анализа и преобразования изображения продуктивно развивается интеллектуальная сфера дошкольников.

    Задания, последовательно усложняясь, учат дошкольника основам выкладывания изображения, развивают способность видеть часть и целое, совершенствуют операции анализа и синтеза, способствуют развитию логического, творческого и конструктивного мышления, пространственных представлений.

    По утверждению Е. В. Заики, игра «Танграм» - одна из незамысловатых математических игр. Игра элементарна в изготовлении. Квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются «танами». В конечном счете, получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм. Каждому ребенку предлагается конверт с семью танами и лист картона, на котором они выкладывают картинку с образца. Применяя все 7 танов, вплотную прилагая их друг к другу, дошкольники составляют немало изображений по образцам и по собственному замыслу.

    Эта игра развивает выдержку, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность в работе, желание прийти на помощь товарищу. Развивает логическое мышление, умение ориентироваться в пространстве, развивает внимание, память, мелкую моторику пальцев рук [2, с.28].

    Во время игры в «Танграм» у детей закрепляются навыки количественного счета. Всего 5 треугольников, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника, 1 средний по величине треугольник. Дети практически овладевают порядковым счетом.

    Ведя счет танов сверху вниз, слева направо, дошкольники привыкают к ориентировке на листе бумаги. Раскладывая различные картинки, они сопоставляют по величине треугольники, находят место для маленьких, больших и средних треугольников в картинках игры «Танграм». Регулярно закрепляется знание геометрических фигур в игре (треугольника, квадрата и четырехугольника). Выкладывая маленькие картонные фигурки-таны, переставляя их, старшие дошкольники тренируют мелкие мышцы рук и пальцев.

    Процесс ознакомления с игрой, отмечает М. В. Драко, включает несколько этапов:

    На первом этапе освоения игры «Танграм» детям предлагаются различные задания: рас- складывать фигуры по образцу, устному заданию, замыслу, что становится подготовительным этапом ко второму этапу освоения игры - составлению фигур по расчлененным образцам.

    Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь. Необходимо начинать работу на данном этапе именно с этого образца. Вначале, проанализировав вместе с ребенком, из каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся, нужно уточнить, можно ли их сделать из других деталей. Затем детям предлагается присоединить разные элементы головоломки с целью поиска правильного результата.

    Содержание работы на втором этапе развертывания игр: обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей. Здесь можно перейти к фигурам затруднительным - выкладыванию фигурки человека бегущего и сидящего.

    Третьим этапом следуют упражнения в конструировании фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу, который изготовляется в виде таблицы на листе бумаги такой же по размеру фигуры-силуэта, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях анализ и проверку собранного изображения с образцом.

    Четвертый этап освоения игры - это конструирование фигур по образцам контурного рисунка, нерасчлененных. Это посильно детям 6-7 лет при условии обучения. За играми на выкладывание фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу [ 1, с.20].

    Эту игру можно успешно использовать не только в организованной детской деятельности по формированию элементарных математических представлений. К выстроенным образцам можно «привязать» стихи, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. Играя в «Танграм», дети заучивают этот материал, закрепляя и автоматизируя звуки в чистоговорках и скороговорках. У детей обогащается речь, тренируется память.

    После выкладывания картинки животного можно предложить детям следующие речевые игры и задания: «Назови ласково» (предмет или его части - лисичка, медвежонок, головка, ушко, хвостик); «Сосчитай до 5» (1 лисенок, 2 лисенка, 5 лисят); «Назови слова-действия» Что может делать лиса? (Бежит, сидит, петляет, хитрит); «Назови слова-признаки» (Какой котенок? - добрый, ласковый, доверчивый); «Назови, чей, чья, чье?» (Работа с притяжательными прилагательными: лисий хвост, медвежье ухо).

    Играя с головоломками, конструируя из данного материала, дети закрепляют разнообразный речевой материал, а также автоматизируют поставленные звуки. Головоломки для детей представляют собой совершенно разные по смыслу и развивающие отдельные виды умственной деятельности: пространственное, абстрактное и творческое мышление, логику.

    Таким образом, данная игра совершенствует умственные и речевые способности детей.

    Список использованной литературы

    1.  Драко, М. В. Китайский татрам. Магический круг. Вьетнамская игра: Игры- головоломки / М. В. Драко. - Минск :Попурри, 2013. - 52 с.
    2. Заика, Е. В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти дошкольников /Е. В. Заика, Н. П. Назарова // Вопросы психологии. - 2012. -№4. С.28.
    3. Подходова, Н. С. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях: Пособие для развития пространственного мышления. - СПб. :Питер, 2014. - 96 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством ЭОР"

    Презентация "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством ЭОР"...

    Описание опыта работы по теме "Развитие элементов логического мышления старших дошкольников посредством современных инновационных технологий"

    Описание опыта работы по теме "Развитие элементов логического мышления старших дошкольниклв посредством современных инновационных технологий"...

    «Развитие логического мышления старших дошкольников посредствам развивающих игр»

    Презентацияметодической  разработки раздела образовательной программы.Образовательная область «Познание»,формирование элементарных математических представлений.на тему: «Развитие логического мышл...

    Презентация с интерактивными задачами "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством решения задач"

    Материал  - из опыта работы. В презентации собран и представлен теоретический материал и три интерактивные задачи для детей старшего дошкольного возраста на анализ и синтез объектов, их признаков...

    План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша

    В материале определены цели и  собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....

    Консультация для педагогов "Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр".

    Консультация для педагогов "Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр"....

    Развитие логического мышления старших дошкольников посредством математических игр, как одно из необходимых условий успешной подготовки к школе.

    В статье раскрываются пути и способы развития логического мышления старших дошкольников посредством математических игр с примерами для использования их и родителями и педагогами....