Главные вкладки

    Викторина по русским народным сказкам "В гостях у сказки"
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Мухомедзянова Гульнара Асгатовна

    Цель:
    Совершенствовать имеющиеся знания у детей по теме «Русские народные сказки».
     

    Задачи:
    - формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая, воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость; - развивать нравственные и моральные качества у детей, опираясь на положительные черты героев сказок;
    - продолжить обогащение словарного запаса детей новыми словами;
    - воспитывать чувство ответственности, умение принимать решения; терпение и выдержку в ходе мероприятия.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл viktorina_po_skazkam.docx31.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «В гостях у сказки…»

    Цель:
    Совершенствовать имеющиеся знания у детей по теме «Русские народные сказки».

    Задачи:
    - формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая, воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость; - развивать нравственные и моральные качества у детей, опираясь на положительные черты героев сказок;
    - продолжить обогащение словарного запаса детей новыми словами;
    - воспитывать чувство ответственности, умение принимать решения; терпение и выдержку в ходе мероприятия.

    Оборудование: мультимедийная установка для просмотра презентации,
    иллюстрации к русским народным сказкам, выставка книг (сказок),
    рисунки детей.

    Предварительная работа:  чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью, «Лягушка-царевна», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три медведя», «Кот, петух и лиса». Рассматривание иллюстраций.

    Ход викторины.

    Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке.

    Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей) (слайд 1)

    И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.

    Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

    Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

    А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

    Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из

    поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки

    мамы или бабушки, а скоро вы пойдёте в школу и сами научитесь их читать.

    Читая сказки, вы проникните в чудесный, загадочный, таинственный мир.

    В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

    И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Я помогу вам, вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями и даже стать героями одной из сказок. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными. (2 слайд)

    Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время викторины вы будете помогать, и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)

     

    – А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам между двумя командами.

    – Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши правильные ответы будет даваться фишка .

    – Итак, начнем!

    1.Тур «Разминка».  (слайд 3)

    Каждой команде предстоит ответить на вопросы о героях русских народных сказок.

    1) -Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

        -Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)

    2)-Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)

       -Кому помогали печка, яблонька и речка? (Машеньке)

    3)- Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку,     внучка за бабку, бабка за дедку… ("Репка")

       - Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала, не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась. (Маша и медведь)

    4)- Кто развалил теремок? (медведь)

       - Из чего напился Иванушка из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"? (из копытца)

    5)- Кто первым повстречался с колобком? (заяц)

       - Что отпустил в прорубь герой из сказки "Лиса и волк" (хвост)

    6)- Какими словами обычно начинаются русские народные сказки (Жили - были)

      - О каком сказочном  герое говорят: "Маслена головушка, шелкова бородушка". (Петух)

    7)- Какое животное носит в сказке имя - Михайло Потапыч (медведь)

       - Из чего заяц строил себе избушку в сказке "Заюшкина избушка? " (из дерева)

    2 Тур “Хорошо ли ты знаешь сказки”

    Я буду вам показывать иллюстрации (на слайде 4), а вы назовите мне сказку.

    1) а) «Маша и медведь»

        б) «Колобок»

    2) в) «Волк и семеро козлят»

        г) «Заюшкина избушка»

    3)д) «Курочка ряба»

        е) «Кот, петух и лиса»

     3 Тур “Телеграмма”

    – Ребята, я сегодня шла в сад и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему. (Слайд 5 ) На слайде герой из разных сказок. Я буду читать отрывок, а вы догадайтесь из какой это сказки.

    1)- “Спасите, нас съел серый волк” (козлята)

       -“ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)

    2)- “Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)

       - “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)

    3)- “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)

       - “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)

    4)- “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)

       - “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)

      - Эстафета «Полёт Бабы-Яги» (Слайд 6)

    – Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете используется в качестве метлы – веник. Участник садится на веник, обегает вокруг стула и передает веник другому участнику. (Для зрителей и болельщиков)

     4 Тур «Загадки по сказкам». 

    Участникам игры необходимо назвать, каким персонажам принадлежат слова из сказок.

    1)Свой дом зимою, в холода

    Она слепила изо льда.

    Но дом стоял прекрасно

    в стужу,

    Весной же превратился

    в лужу.

    Дом лубяной построил зайка.

    Теперь, читатель, вспоминай-ка,

    Кого прогнал Петух в леса?

    Кто зайца обманул?... («Заюшкина избушка»)

     2) Дед и баба вместе жили,

    Дочку из снежка слепили,

    Но костра горячий жар

    Превратил девчушку в пар.

    Дед и бабушка в печали.

    Как дочурку величали? («Снегурочка»)

    3) Что за сказка: кошка, внучка,

    Мышка и собака Жучка

    Деду с бабой помогали,

    Корнеплоды собирали? («Репка»)

    4)Уходя, просила мать

    Никому не открывать,

    Но открыли дети дверь!

    Обманул зубастый зверь-

    Песню мамину пропел.

    Кто же всех козляток съел? («Волк и семеро козлят»)

    5)На тарелочке лежал,

    Поостыл и убежал.

    Встретил он зверей в лесу,

    На беду свою- лису.

    Ей попался на зубок

    Круглый, вкусный …..(«Колобок»)

    6)Возле леса, на опушке

    Трое их живёт в избушке.

    Там три стула и три кружки.

    Три кроватки, три подушки.

    Угадайте, без подсказки,

    Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

    7) Сидит в корзине девочка

    У мишки за спиной.

    Он сам, того не ведая,

    Несёт её домой.

    Ну отгадал загадку?

    Тогда скорей скажи

    Названье этой сказки («Маша и медведь»)

    8)Удивляется народ:

    Едет печка, дым идёт,

    А Емеля на печи

    Ест большие калачи!

    Чай сам наливается

    По его хотенью.

    А сказка называется («По-щучьему велению») 

    Эстафета «Пройди через болото».

    Дети по качкам преодолевают болото. Кочки – обручи. (Для зрителей и болельщиков).

    1. Тур “Ушки на макушке”

    На слайде вы видите изображения предметов. Участники должны назвать сказку, по предложенному набору предметов. (по очереди)

    1 набор:
    Миска, кровать и дом в лесу – «Три медведя»
    2 набор:
    Лёд, петух, избушка – «Заюшкина избушка»
    3 набор:
    Избушка на курьих ножках, печка, река – «Гуси-лебеди»
    4 набор:
    Дом, лягушка, волк – «Теремок»
    5 набор: 
    Рыба, прорубь, тесто – «Лисичка – сестричка и серый волк»
    6 набор:
    Печь, дрова, ведра – «По щучьему велению,…»


    6 Тур «Собери сказку…»

     Командам необходимо собрать картинку. Команды получают по одному набору разрезных картинок к сюжету русских народных сказок. Необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название («Курочка Ряба» и «Колобок»)

     

    Для зрителей:

    Надо будет угадать загадки о сказках, сказочных героях или сказочных предметах.


    1. На сметане мешен, 
        На окошке стужен, 
        Круглый бок, румяный бок. 
        Покатился… Колобок

    2. Бабусю знает целый свет,
        Ей от роду лишь триста лет.
        Там, на неведомых дорожках,
        Дом её на курьих ножках.  Баба Яга

    3.
     Сидит в корзине девочка
        У мишки за спиной,
        Он, сам того не ведая,
      Несет ее домой.
      Ну, отгадал загадку?
      Тогда скорей ответь!
      Название этой сказки….Маша и медведь

    4. Ждали маму с молоком,
        А пустили волка в дом...
        Кем же были эти
        Маленькие дети?    Волк и семеро козлят

    5. Летела стрела и попала в болото,
        И в этом болоте поднял её кто-то.
        Кто, распростившись с зелёною кожей,
        Сделался мигом красивой, пригожей?     Царевна лягушка

    6. Всех важней она в загадке,
        Хоть и в погребе жила:
        Репку вытащить из грядки
        Деду с бабкой помогла.     Мышка

    7. Как-то мышка невеличка
        На пол сбросила яичко.
        Плачет баба, плачет дед.
        Что за сказка, дай ответ!    Курочка Ряба

    8. В этом доме без забот
        Жили звери, только вот,
        Медведь к ним пришел потом,
        Поломал звериный дом.     Теремок

    9. В сказке лисонька плутовка
        Обманула зайку ловко,
        Из избушки выгнав прочь.
        Плакал зайка день и ночь.
        Но в беде ему помог
        Один смелый петушок.     Заюшкина избушка

     Подведение итогов викторины. Награждение участников.

    Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!

    Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей) А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)

    А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей) Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

    Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята. Я вас всех люблю. До свидания. И до новых встреч.

    Воспитатель.

    В мире много сказок грустных и смешных,

    И прожить на свете нам нельзя без них.

    Пусть герои сказок дарят нам тепло

    Пусть добро навеки побеждает зло!


    1. -"Скоро сказка сказывается, да не скоро..." Что дальше? (Дело делается)
        - От кого не ушёл Колобок? (От лисы) 
    2. -Попив водицы из копытца, братец Иванушка превратился в... 

    (Козлёночка)
       - Кто из этих зверей в сказках носит фамилию Топтыгин, отчество   Потапыч, а кличку - Косолапый? (Медведь.....) 
    3.- Сколько козлят слопал волк в сказке "Волк и семеро козлят"? ( Шесть) 
       - Отчего растаяла Снегурочка? (Прыгнула через костёр )
    4.-  В какое время года происходили события в сказке «По щучьему веленью»? (Зимой)
       - Куда упала стрела младшего сына из сказки «Царевна-лягушка»? 
    (В болото)
    5.-  В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, сначала встретила  на пути... (Печку)
       - «Битый небитого везет...». Из какой сказки эти слова? («Лисичка-сестричка и серый волк» )
    6.-  Кто прогнал лису в сказке «Заюшкина избушка»? (Петух) 
       -  Кто сломал теремок? (Медведь)




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Викторина по русским народным сказкам "В гостях у бабушки-Яги"

    Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста. Здесь присутствуют дидактические игры, задания на внимание, русские народные игры малой и большой подвижности.  Закр...

    Конспект НОД Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средних групп «У сказки чистая душа»

    Конспект НОД  Литературная викторина по русским народным сказкам  для детей средних групп «У сказки чистая душа» Цель: уточнение представлений о русских народных и авторских сказка...

    Викторина по русским народным сказкам "В гостях у сказки"

    Данный материал предлагается как итоговое занятие по чтению русских народных сказок в средней группе детского сада....

    Литературная викторина по русским народным сказкам: «В гостях у сказки»

    24 ноября  в корпусе «Рыжик» учитель-логопед  Исхакова  Гюзель  Жафяровна  провела  с детьми подготовительной группы  «Почемучки» литературную викторину  «В гос...

    Литературная викторина по русским народным сказкам "Сказка-сказка,приходи!"

    Целью данной викторины было: показать развитие речи детей,активизировать устную речь,совершенствовать элементы актёрского мастерства,прививать любовь к устному народному творчеству....

    Викторина по русским народным сказкам «В гостях у сказки»

    Закрепление знаний детей о русских народных сказках....