Приобщение детей к русской игровой культуре
консультация (старшая группа) на тему

Остроухова Елена Борисовна

Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках, красках, в играх. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_russkoy_igrovoy_kulture.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

     

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок»

Приобщение детей к русской игровой культуре

                                            Подготовил:

                                            воспитатель

                                            Остроухова

                                            Елена Борисовна

Приобщение детей к русской игровой культуре

Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках, красках, в играх. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Работу по патриотическому воспитанию я вношу во все виды деятельности: познавательную, художественно — эстетическую, речевую и игровую. Для того чтобы знания, полученные в процессе проведения непосредственно — образовательной деятельности, были прочными, необходимо их постоянное закрепление в повседневной жизни. И для этого, как ничто другое, подходит игра, так как известно, что именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников, и любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания: сюжетно — ролевые, дидактические, настольно — печатные, пальчиковые, хороводные, подвижные.

Весёлые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос есть только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные, устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Обязательным было присутствие игр в быту городских и сельских семей. Они помогали преодолевать монотонность будней, объединяли разные поколения и поддерживали тёплую атмосферу домашнего очага.

К сожалению, в наши дни способность к игре у многих из нас глубоко погребена под грузом повседневных забот. Что же происходит? Почему стали забываться весёлые подвижные народные игры? Очевидно, это одно из проявлений нездорового общества. Ведь, по мнению многих психологов, здоровым может быть назван только тот человек, кто с равным удовольствием умеет не только работать, но также любит и играть.

Наблюдая за играми современных детей, показывают, что процессы, происходящие в мире взрослых, не обошли стороной и детское общество. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей часто однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов. В этой ситуации обращение к народным играм может стать одной из реальных возможностей помощи нам, взрослым, в работе с детьми. Они ценны в педагогическом отношении тем, что оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли. Развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, формируют у детей устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Посредством народных игр создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Интерес у моих воспитанников к народным играм формируется постепенно, поэтому целесообразно использовать самые разные формы и приёмы их обучения.

Так в практике работы по обучению детей русским народным играм я, прежде всего, выделила три основных группы игр, которые достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике, организации. Первая группа народных игр имеет сюжет, правила их тесно связаны с развитием сюжета. Это такие игры, как «Гуси - лебеди», «Стадо», «Коршун».

Ко второй группе отнесла народные игры, где сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направленно на движения и правила. В основном это игры с предметами: мячом, битой, верёвкой. Пример: игра «Мешочек».

В третьей группе игр сюжет и действие играющих обусловлены текстом. Это игры: «Пирожок», «Лошадки», «Кувшинчик».

В ходе проведения русской народной игры основную работу направляю на привлечение детей к её содержанию, слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам и обучаю этому детей. Регулирую дозировку физической и эмоциональной нагрузки, приучаю детей оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения цели и при этом испытывать радость. Одним словом, моя задача заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

В процессе обучения я заметила, что детей привлекает к народным играм обилие юмора, шуток, соревновательного задора. Детям нравится выполнять точные и образные движения, которые часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, занимательными и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

В некоторых играх перед их началом применяются забавные дразнилки. Например, в игре «Баба - Яга», дети, поддразнивая ведущего, нараспев говорят: «Баба - Яга, костяная нога!

С печки упала, ножку сломала.

А пошла на улицу,

Раздавила курицу,

Побежала в баньку,

Раздавила зайку»!

Эти забавные певалки, считалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются детьми и с удовольствием проговариваются.

Народный игровой фольклор устно передаётся из поколения в поколение и никогда не стареет. Именно поэтому так важно, чтобы как можно чаще во дворе или в группе детского сада звучали слова: «Дети, давайте поиграем!» А может начнётся не игра, а что - то более важное для всей будущей жизни каждого участника? Наверное, самым убедительным ответом на этот вопрос будут сияющие глаза, смех и просьба ребёнка: «А давайте поиграем ещё!»

Использованная литература:

  1. Кенеман А.В., Осокина Т.И. «Народные игры», Москва, «Просвещение», 1983 г.
  2. Литвинова М.Ф. «русские народные подвижные игры», Москва, «Просвещение», 1986 г.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание», 1998 г., №№ 1-3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством знакомства с русскими народными календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»

Развитие  у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздн...

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...

Приобщение детей к русской народной культуре посредством народного календаря и русских народных сказок.

Приобщение детей к русской народной культуре посредством народного календаря  и русских народных сказок....

ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»

Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...

Проект "Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками"

Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечес...