Организация мониторинга семьи и ДОУ по ФГОС
статья по теме

Курдюкова Наталья Павловна

Материал для воспитателей по взаимодействию семьи и дошкольного образовательного учреждения по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_monitoringa.docx38.16 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  мониторинга взаимодействия  семьи и

дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения

Федерального государственного образовательного стандарта.

           С введением Федерального государственного стандарта повышенное внимание в дошкольных учреждениях уделяется работе с родителями. В нашем детском саду предпринята попытка  раскрыть особенности организации  мониторинга  взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения Федерального государственного стандарта.

      Отметим, что именно педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы и данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие. Во время организации проведения мониторинга все внимание воспитателя направленно на характеристики педагогического процесса, на то с какими особенностями он протекает.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначено, что  главный результат должен быть нацелен на  социализацию ребенка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха. Конечно, каждый педагог знает, что достичь таких результатов можно только при непосредственном   участии семьи.

Работа с родителями в ДОУ построена на основе взаимодействия педагогического коллектива и родителей, так как это не только обмен информацией в процессе деятельности или общения, это еще и важный аспект установления связей и отношений, определяющих эффективность совместной деятельности, повышающий интерес, развитие и совершенствование. Именно в процессе такого  взаимодействия родители будут выступать не пассивными наблюдателями , а активными участниками воспитательного процесса.

Родители воспитанников нашего дошкольного учреждения являются самыми важными и близкими партнерами, и эта проблема, вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольном учреждении решается в трех направлениях:

− Работа с коллективом дошкольного учреждения по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

 − Повышение педагогической культуры родителей.

− Вовлечение родителей в деятельность дошкольного учреждения, совместная работа по обмену опытом.

       В нашем детском саду сложились достаточно устойчивые формы работы семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды, сайт дошкольного учреждения.

     Конечно взаимодействие детского сада с семьями сегодня - одна из самых важных задач, связанных с развитием всей системы дошкольного образования, но главным в работе дошкольного учреждения  являются: сохранение и укрепление физического и психического развития, обеспечение условий для личностного роста. Таким образом, эффективное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устранятся от воспитательно-образовательного процесса.

На основе вышесказанного, выделим основные  принципы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

  • Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2.Индивидуальный подход.

  • Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3.Сотрудничество, а не наставничество.

  • Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4.Готовимся серьезно.

  • Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5.Динамичность.

  • Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

     В практике работы используем новые формы взаимодействия с семьей. Таким образом, в процессе работы с семьей в дошкольном учреждении решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

        Помимо традиционных форм работы дошкольного учреждения и семьи  начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:

- "Круглый стол" по любой теме;

- тематические выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

- семейные спортивные встречи;

- почта доверия, телефон доверия;

- семейные проекты "Наша родословная";

- открытые занятия для просмотра родителей;

- интеллектуальные ринги детей и родителей;

- контрольные для родителей;

- интервью с родителями и детьми на определенные темы;

- родительская гостиная;

- конкурс семейных талантов;

- аукцион секретов воспитания и др.

     Большое внимание в работе с семьей уделяем оформлению методических пособийвсе материалы, предлагаемые для ознакомления родителям,  эстетично оформлены;содержание регулярно обновляется;оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);содержание предлагаемого материала действительно интересно большинству родителей.

           Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников, поэтому необходимо проанализировать социальный состава родителей, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

        Конечно, в работе с семьями воспитанников можно выделить и некоторые недостатки, на примере собственного педагогического опыта выделим следующие:

  • конфликты между родителями из-за детей;
  • родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
  • жалобы воспитателей на пассивность родителей;
  • невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.

В практике нашего дошкольного учреждения используется еще один эффективный  опыт взаимодействия с родителями – это награждение воспитанников, принимавших участие   в мероприятиях всероссийского, окружного и городского уровней,  дипломами и подаркамив торжественной обстановке, что несомненно служит укреплению доброжелательных  отношений между семьёй и дошкольным учреждением.  

    Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники дошкольных учреждений доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

МДОУ Детский сад №59 общеразвивающего вида

Организация  мониторинга взаимодействия  семьи и

дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения ФГОС.

Воспитатель Курдюкова Н.П.

г.о.Электросталь

2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение организационных форм взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО

Основные направления и формы взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО....

Статья на тему "Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО"

Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО «… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада.Здесь важен не п...

Статья "Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи, как условие реализации ФГОС ДО"

Статья о взаимодействии дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников...

Организация мониторинга взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (на примере МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»).

С введением Федерального государственного стандарта повышенное внимание в дошкольных учреждениях уделяется работе с родителями. Нами, на основе педагогического опыта дошкольного учреждения № 37 «Дружн...

Логико-математическое развитие дошкольников в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.

В «Законе об образовании Российской федерации» (статья 44) отмечается, что образовательные организации должны оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей несовершеннолетних,...

Мониторинг семьи в дошкольной образовательной организации

quot;Мониторинг семьи в дошкольной образовательной организации"Методические рекомендации для педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций...