Главные вкладки

    Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-пространственной среды для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников».
    консультация на тему

    Штырева Ульяна Сергеевна

    Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-пространственной среды для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_3.docx17.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-пространственной среды для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников».

    Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возрас а в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе.

    Развитие социального интеллекта у дошкольников направлено на воспитание ребенка, уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, с положительным отношением к себе и другим, обладающим чувством собственного достоинства, активно взаимодействующим со сверстниками и взрослыми. Социализация это тот процесс, во время которого ребенок осваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

    Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учиться жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе

    Для создания в группе атмосферы, способствующей развитию социального интеллекта и инициативы ребенка необходимо правильно построить предметно-пространственную среду, отвечающую всем ее принципам: 1. насыщенности среды;

    2. трансформируемости;

    3. полифункциональности;

    4. вариативности;

    5. доступности;

    6. безопасности.

    Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении развития социального интеллекта детей дошкольного возраста должно определятся содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категории детей.

    В нашей группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста представлены следующие Центры активности:

    • Центр безопасности

    • Центр сюжетно-ролевых игр

    • Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек).

    Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастной группой отражены в разработанных воспитателями центров в группе.

    Проведенный анализ целей и задач формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе дал возможность составить паспорт Центра безопасности.

    Например, по ПДД в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС находятся:

    • Светофорик-хозяин

    • Макет перекрестка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения

    • Набор дорожных знаков

    • Набор различных транспортных средств

    • Дидактические игры (схемы жестов регулировщика, дидактическая игра: «О чем говорит жезл?»)

    • Атрибуты инспектора ГИБДД: фуражка, жезл.

    Также в центре безопасности имеются дидактические игры, тематические подборки в трех направлениях:

    • Профилактика дорожно-транспортных происшествий и изучение ПДД

    • Формирование умения беречь свое здоровье

    • Профилактика пожарной безопасности

    В центре имеются дидактические пособия: «В стране Здраволандии», «Здоровейка», «Природные явления», целью которых является формирование у детей умения беречь свое здоровье, а также пособия по формированию у детей знаний безопасности на воде, в природе и в быту.

    Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте в «Центре социально-коммуникативного» развития, созданного для трудового воспитания детей.

    • Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты

    • Организация труда с небольшими группами детей

    • Организация разовых трудовых поручений и работы с дежурными

    • Организация ручного труда (используя дидактические пособия закладывается базовая основа трудовых умений детей)м

    Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной техники, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли разработаны тематические альбомы, подборка презентаций для детей, дидактические игры.

    Развитие социального интеллекта дошкольников осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра.

    Проанализировав классификацию игр, характеристику и предпосылки сюжетно-ролевой игры нами был создан «Центр сюжетно-ролевых игр», в котором размещены наборы предметов и аксессуаров для их проведения. В этом центре дети старшего дошкольного возраста имеют возможность организовать самостоятельно сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях:

    • Семья («Мамы дома нет, мы готовим всем обед»)

    • Образование («Детский сад»)

    • Здоровье («Поликлиника», «Доктор Айболит»)

    • Торговля («Супермаркет»)

    • Строительство («Строим дом», «Мой город»)

    • Развлечения, общественные места (Поход в театр, День рождения в кафе, маршрутное такси)

    • Путешественники («Остров сокровищ»)

    • Транспорт («На дорогах города»)

    • Военная тематика («Моряки»)

    • Спорт («Ловкие, сильные, смелые»)

    В Центре сюжетно-ролевых игр создано дактическое пособие «Город мастеров», которое помогает детям определиться с выбором игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров. Перед игрой дети самостоятельно выбирают роли, готовят выбранные аксессуары и планируют совместный сюжет игры. Таким образом, у детей формируется процесс адаптации в обществе.

    В детском возрасте огромное влияние на развитие социального интеллекта оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество).

    Сотрудничество – общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать способствует развитию социального интеллекта и инициативы дошкольников.

    Таким образом, грамотное построение предметно-пространственной среды, партнерств ДОУ и семьи дает возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в педагогических проектах и способствует развитию социального интеллекта дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно – пространственной развивающей среды» из опыта работы ДОУ

    Статья из опыта работы МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 "Ромашка" Алексеевкого муниципального района РТ на тему: "Речевое развитие дошкольников посредством создания  предметно ...

    Рекомендации для родителей «Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в семье»

    Данная памятка содержит практические рекомендации,как в условиях семьи простыми и доступными способами развивать социальный интеллект и инициативу дошкольников....

    Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников во второй младшей группе

    Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников во второй младшей группе....

    Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.

    Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....

    Методическая разработка: «Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей»

    Предметно – пространственная развивающая среда должна быть организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная,...

    Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"

    Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"...