Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников во второй младшей группе
статья (младшая группа) по теме

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников во второй младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_sots._intellekta.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ детский сад 43 «Гнёздышко»

2018-2019 уч. г.

Развитие социального интеллекта

и инициативы дошкольников.

(Младший дошкольный возраст)

Выполнила:

Воспитатель

Савинова А.А.

        

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально - коммуникативное развитие» отмечена важность социального и  эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

        

        Наверняка многие взрослые знают, что основы личности закладываются в раннем детстве. Дошкольный возраст — период формирования социального развития и поведения, важный этап социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?

        Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения.

        Социальное воспитание — основа социального развития. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей. Это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.

        Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

        Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно -

ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам.

        Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития, охватывающие деятельность в детском дошкольном учреждении.

Играя и общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае — группы детского сада.

        Социальное развитие в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Воспитатель должен сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У него таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются при выполнении поручений. Словом, социальное развитие ребенка — это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений — учебе в школе.

        

        Cоциальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей, умение налаживать гармоничные отношения с окружающими. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

        Понятие «социальный интеллект» было введено в психологическую науку американским психологом Э.Торндайком в 20 – х г. ХХ в. С его точки зрения – это глубина понимания и дальновидность в межличностных отношениях. Ряд исследователей рассматривают его как возможность успешной социальной адаптации.

        Рассказывая о социальном интеллекте необходимо обратить серьёзное внимание на такую важную его особенность, как коммуникативно — речевые способности детей, позволяющие им с достаточной индивидуальной выразительностью, полнотой и точностью проявлять свое отношение к партнерам по игре.

        Специальные исследования свидетельствуют о существенном влиянии коммуникативной составляющей детской субкультуры дошкольника на положение его в группе сверстников. В числе лидеров, предпочитаемых часто оказываются как раз те дети, у которых высокий уровень коммуникативности, развития речи. Затруднительные задачи, возникающие в сфере взаимодействия из-за конфликтов, столкновения желаний, они разрешают с помощью культурно - психологических средств – мирилок, считалок.

Обладание коммуникативными средствами детской субкультуры помогает таким дошкольникам и противостоять негативным воздействиям со стороны сверстников, защитить своё Я. Они расправляются со своими обидчиками его оружием – отговорками.

        Социальный интеллект в дошкольном детстве имеет сложную структуру. При этом не всегда признаки проявляются с одинаковой интенсивностью у конкретного ребенка. Знания же об этой столь значимой для каждого человека способности помогут ему в его развитии и саморазвитии.

        Используя наблюдения, социально одаренных детей можно выделить сразу. Они не только сами легко адаптируются к социальной среде, но и помогают сверстникам. Вокруг них дети, занятые игрой, конструированием, рассматриванием, изучением чего – то нового. Эти социально активные дети без особого труда завоевывают роль главного в группе, входят в его ядро.

        К качествам и умениям социального интеллекта относятся: умение предложить игру, умение выслушать сверстника, стремление учесть при распределении ролей и игрушек интересы других участников игры, умение вежливо ответит на просьбу товарища, умение

вежливо отклонить чью либо просьбу, предложение, умение обращаться посредством взятой на себя роли, стремление и умение порадоваться чужому успеху.

        Во время наблюдений и совместных игр со взрослым анализируется численный и половой состав игры, выявляются связи, тенденции консолидации сверстников. Таким образом можно сделать вывод о том, что существует ранняя половая дифференциация в дошкольных группах и нам, необходимо осуществлять дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек.

        Однако, в результате наблюдений можно отметить, что не всем детям требуется высокий уровень общения со сверстниками, в группах есть дети, у которых отсутствуют контакты с детьми своей группы. В этом случае роль педагога неоспорима, этому ребенку в первую очередь нужно помочь адаптироваться, найти способы общения, общие мотивы и интересы для общения в группе. Сфера межличностных отношений в группе не так уж проста, как может показаться, и нередко завуалирована. Однако, очень важно проникнуть в неё, если мы хотим знать социально одаренных детей и помочь раскрыться детям не имеющим коммуникативных способностей, создать благоприятную психологическую среду

для каждого ребенка.

        Коммуникативно –речевая работа с детьми младшего дошкольного возраста должна строиться в основном на совместной деятельности воспитателя и ребенка. Учитывая это при планировании работы по развитию основ социального интеллекта, важно продумать направленность эмоционального воздействия на детей, предусмотреть насыщение детской жизни эмоциями радости, стимулировании интереса к человеку, формировании гуманистической направленности поведения, моральных, нравственных основ личности.

        В значительной степени решение этих задач вызывает трудности, обусловлено спецификой механизмов морального поведения. Моральный поступок определяется свободой выбора, это значит, что ребенок выбирает между альтернативой положительного и отрицательного: поиграл и дал другому, или поиграл и спрятал в карман, понес домой. Но в младшем дошкольном детстве ребенку трудно оценит свой проступок, хотя понятия, что нельзя брать чужое, уже сформировано, но велик соблазн, и здесь велика роль взрослого правильно оценить поступок, дать нужное суждение. В этих случаях роль искусства неоспорима, оно дает ребенку такие переживания, которые не сравнимы с просто сообщаемыми нормами и знаниями. Осознающий это педагог имеет ряд преимуществ. Учитывая эту особую предрасположенность детей к художественным образам, тягу к эмоционально окрашенному, важное место по формированию способностей в социальной сфере следует отводить художественным произведениям. Находя нравственно обучающие признаки, даже в русских народных сказках («Курочка — Ряба», «Колобок», «Репка» и др.)

        

        Для создания детских игровых сообществ в группе я использую такие игры:

  • «Копилка добрых дел»

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.

  • Коллективная игра «Ласковые имена»

Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Анечка, Ванечка, Юленька и т.п. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

  • Коллективная игра «Комплименты»

Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

  • Коллективная игра «Встаньте те, кто…»

Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто ...»

- любит бегать,

- радуется хорошей погоде,

- имеет младшую сестру,

- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения игры детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

  • Коллективная игра «Ветер дует на...»

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

        Также для развития социального интеллекта детей я использую карточки — эмоции, используя их для коллективных и индивидуальных занятий.

  • «Угадай!».

Закройте лицо руками, а когда откроете, на нем должна быть изображена какая-то эмоция. Предложите ребенку угадать, что вы изобразили. Потом поменяйтесь с ребенком ролями.

  • «Как я говорю?»

Попробуйте произнести одну и ту же обычную фразу, например: «Доброе утро!», с разными интонациями (радостно, грустно, зло, удивленно, испуганно и т.д.) Пусть ребенок попробует угадать эмоцию. Придумайте другую фразу и поменяйтесь ролями

  • «Как ты себя чувствуешь?»

Упражнение выполняется по кругу.

Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, даёт ему карточку — эмоцию и  объясняет свой выбор.

Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

  • «Мое настроение»

Детям предлагается рассказать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

        В заключение важно подчеркнуть: младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально - волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли.

Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству, развитие социального интеллекта можно стимулировать в процессе целенаправленного и интенсивного развивающего взаимодействия ребенка и взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в зимний лес» для второй младшей группы

Занятие по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в зимний лес» для второй младшей группы...

НОД по социально-коммуникативному развитию "Не надо ссориться, друзья!" во второй младшей группе

Цель: социализация детей в условиях детского коллектива. Задачи:-формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения, навыки общения друг с другом.-развивать у детей чувств...

Презентация по социально-коммуникативному развитию "Зимние виды спорта" для детей второй младшей группы

Цель: познакомить с зимними видами спорта; пробудить интерес к физической культуре и зимнему виду спорта Задачи:Уточнить знания детей о зимних видах спортаСпособствовать обогащению и уточнению сл...

Конспект Игровой Образовательной Ситуации по социально-коммуникативному развитию "Мы за Солнышком идём" во второй младшей группе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №77» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ       «Мы за солн...

Проект по социально-коммуникативному развитию "Учимся ухаживать за собой" во второй младшей группе

В целом реализация цели проекта направлена на актуализацию задач воспитания культурно – гигиенических навыков и положительного отношения к здоровому образу жизни детей через взаимодействие педаг...