Проект «Как на масленой неделе…» с детьми подготовительной к школе группы.
проект (подготовительная группа) на тему

Ощепкова Олеся Сергеевна

Содержание проекта

  1. Название темы проекта
  2. Авторы проекта
  3. Краткая аннотация проекта
  4. Актуальность проекта
  5. Цель проекта
  6. Задачи проекта
  7. Гипотеза проекта
  8. Результат проекта
  9. Стратегия реализации проекта
  10. Список используемой литературы
  11. Приложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_maslenitsa.docx86.43 КБ
Файл titulnyy_maslenitsa.docx71.07 КБ
Файл prilozhenie.docx224.15 КБ

Предварительный просмотр:

          Содержание проекта

  1. Название темы проекта
  2. Авторы проекта
  3. Краткая аннотация проекта
  4. Актуальность проекта
  5. Цель проекта
  6. Задачи проекта
  7. Гипотеза проекта
  8. Результат проекта
  9. Стратегия реализации проекта
  10. Список используемой литературы
  11. Приложение

Проект «Как на масленой неделе…»

с детьми подготовительной к школе группы.

Агафонова О.С., воспитатель,

Федорова Л.Ф., воспитатель,

Розова Т.В., муз. руководитель,

МБДОУ детский сад № 7

 «Сказочная полянка»

общеразвивающего вида

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий, игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (11 февраля -11 марта 2016г.).

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели,  музыкальный руководитель, родители и другие члены семьи. 

Этапы проекта:

1. Подготовительный

2. Основной

3. Итоговый

Актуальность: Развитие культуры современного подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения. Радио- и телевизионные программы, интернет, направленные только на развлекательность,  способствуют неправильному восприятию мира и нежеланию ребенка приобщаться к истинной культуре и народным традициям. Фольклорные праздники, обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека.

На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. Классики педагогики (Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Г.С. Виноградов и др.) указывали на необходимость приобщения детей к народной культуре, народному фольклору.

Через фольклор и фольклорные праздники ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. В народных праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств воспитанников, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

Оптимальным для приобщения детей к истокам русской народной культуры является проведение сезонных праздников. Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника, устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица».

Масленица – это праздник весны с шутками, плясками, маслеными блинами, катанием с горки, на лошадях. Масленица – это веселье, хороводы, ярмарка и море радости для взрослых и детей. Непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Цель проекта: создание условий, для расширения знаний детей о традициях празднования Масленицы.

Задачи:

  • Знакомить детей с русскими народными традициями празднования Масленицы;
  • Расширять представления о Масленице как об одном из русских народных праздников;
  • Активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками;
  • Развивать умения сотрудничать, желания участвовать в массовых мероприятиях.
  • Обеспечивать благоприятный, эмоционально насыщенный микроклимат в группе.
  • Активизировать творческий потенциал родителей и привлекать их к активному сотрудничеству с ДОУ.

Как родился проект?

В ходе беседы о русских народных праздниках дети задали вопрос: «А почему у праздника такое «съедобное» название — Масленица, как его празднуют?». При объяснении детям происхождение названия праздника появилось и много других вопросов, касающихся этой темы. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, было принято решение расширить представления детей об этом празднике как об одной из составляющих общей культуры русского народа. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма.

Принцип трёх вопросов (ответы детей):

Что мы знаем о Масленице? 

- Масленица это весенний праздник (Г. Алиса)

- На масленицу устраивают игры и едят блины (Я. Степа)

- На масленицу ходят в гости друг к другу (М. Дима)

- На масленицу люди наряжаются, поют песни, веселятся и катаются на горках (Я. Степа)

- На масленицу сжигают чучело «Масленица» и прыгают через костер (Б. Полина).

Что мы хотим узнать? 

- Какого числа празднуется масленица? (Г. Алиса)

- Как люди наряжались на масленицу? (П. Матвей)

- Как празднуют праздник? (К. Лиза)

- Из чего и как делают чучело «Масленица»?  (Г. Алиса)

- Сколько блинов едят на праздник? (Д. Саша)

-Как стряпают блины? (Г. Алиса)

Что нужно сделать, для того чтобы узнать?

- Задавать вопросы взрослым (Д. Саша)                

- Расспрашивать взрослых (К. Кирилл)

- Читать книжки (А. Илья).

 Гипотеза проекта:

Внедрение проекта «Как на масленой неделе…» в воспитательный процесс обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми. 

Результат проекта

Дети:

- знают историю возникновения и традиции празднования масленичной недели;

- знают русские народные инструменты;

- знают, что является символом Масленицы;

- Знают масленичные песни «Блины», «Гори ясно»;

- умеют играть в подвижные игры «Яша», «Плетень», Кострома», «Дед Морз».

В группе оформлено:

- альбом «История и традиции празднования Масленицы;

- выставка художественных произведений о Масленице;

- мини-музей «Русский народный инструмент»;

- мини-выставка «Игрушки-самоделки»;

- мини-выставка рисунков «Эх, Масленица»;

Родители примут участие:

- в мастер-классе - кукла – оберег «Маслёнка»;

- в сборе материала художественной литературы;

- в проведении праздничного гуляния на участке детского сада «».

Стратегия реализации проекта

1 этап подготовительный

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Оформление предметной среды

Деятельность педагога

Деятельность муз. руководителя

11.02.16-16.02.16

Создание проблемной ситуации: дети получают приглашение от матрешек на празднование Масленицы.  Метод «3х вопросов».

Рассматривание иллюстраций о праздновании масленицы.

Знакомство родителей с новым проектом  «Как на масленой неделе», привлечь к участию.

Оформление группы к празднику «Масленица»

Ознакомление с литературой по теме проекта. Подбор материала по теме проекта.

Подбор музыкального репертуара.

Разработка сценария.

2 этап основной

17.02.16 -18.02.16

НОД с использованием ИКТ «История возникновения Масленицы»

Просмотр сказки «Масленица».

Организация

работы с родителями по сбору художественной литературы по теме «Масленица».

Пополнение нравственно-патриотического уголка  альбом - «История и традиции празднования Масленицы».

Оформление документации проекта.

Изготовление альбома «История и традиции празднования Масленицы».

19.02.16

Беседа с детьми на тему: История первого дня - понедельник «Встреча» 

Заучивание стихотворения «Вас на Масленицу ждем!»

Знакомство с закличками.

Консультация «Как на масленой неделе»

Использование ИКТ - технологий

Оформление консультация для родителей.

Показ иллюстраций истории первого дня масленицы

Разучивание с детьми стихотворения «Вас на Масленицу ждем!»

Разучивание закличек «Весна-весна красная»; «А мы Масленицу дожидались»

22.02.16

Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины».

Разучивание песни «Блины».

Разучивание танца «Весна красна»

Лепка из соленого теста «Баранки»

Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины».

Пополнение музыкального уголка диском с песнями по теме проекта

Изготовление теста для лепки «Баранки»

Подбор аудио записей по теме проекта

23.02.16

Беседа: История второго дня - вторник «Заигрыш»

Разучивание игр «Яша», «Плетень».

Использование ИКТ - технологий

Показ иллюстраций истории второго дня масленицы Создание игротеки подвижных игр по теме проекта

Изготовление атрибутов к играм «Яша», «Плетень».

29.02.16

Беседа: История третьего дня - среда «Лакомка»

Знакомство детей с пословицами о масленице.

Разучивание русской народной песни «Гори ясно».

Папки-передвижки «Поздравляем с Масленицей».

Использование ИКТ - технологий

Показ иллюстраций истории третьего дня масленицы

01.03.16

Беседа: История четвертого дня - четверг «Разгуляй»

Д.и «Кузовок»

Использование ИКТ - технологий

Показ иллюстраций истории четвертого дня масленицы с Подбор материала к Д.и. «Кузовок»

03.03.16

Беседа о русских народных инструментах и их рассматривание.

Просмотр презентации «Русский народный инструмент»

Привлечь к сбору русских народных музыкальных инструментов

Мини-музей: «Русский народный музыкальный  инструмент»

Оформление мини-музея «Русский народный инструмент»

Подготовить презентацию «Русский народный муз. инструмент»

04.03.16.

Беседа: История  пятого дня - пятница «Тещины вечерки»

П.и. «Кострома», «Дед Мороз».

Рисование «Роспись ложки»

Использование ИКТ - технологий

Показ иллюстраций истории пятого дня масленицы Подбор изобразительного материала «Роспись ложки»

Изготовление атрибутов к играм «Кострома», «Дед Мороз»

Подбор изобразительного материала «Роспись ложки»

07.03.16.

Мастер-класс изготовление игровой куклы «Коняшки»

Привлечь  к поиску материала для изготовления игровой куклы «Коняшки»

Выставка в музыкальном зале «Расписная  ложка»

Мини - выставка «Коняшки»

Подготовить материал для изготовления игровой куклы «Коняшки»

Оформление выставки в муз. зале «Расписная  ложка»

08.03.16.

Беседа: История  шестого дня – суббота «Золовкины посиделки»

Участие родителей в мастер-классе кукла - оберег «Маслёнка».

Использование ИКТ - технологий

Показ иллюстраций истории шестого дня масленицы.

Подготовить материал для изготовления куклы-оберега «Масленка»

09.03.16.

Беседа: История седьмого дня - воскресенье «Прощеное воскресенье»

Использование ИКТ - технологий

Мини-выставка «Игрушки-самоделки»

Показ иллюстраций истории седьмого дня масленицы Оформление мини – выставки «Игрушки-самоделки»

10.03.16.

Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на соответствующие иллюстрации. Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» и т.д.)

Рисование «Эх, Масленица».

Привлечь родителей к совместному с детьми посещению городской масленицы на площади города

Мини - выставка

«Эх, масленица».

Подбор иллюстраций, картин.

Подготовить материал для изобразительной деятельности.

Оформление мини-выставки «Эх, масленица».

3 этап итоговый

11.03.15

Встреча с Матрешками, праздничное гуляния на участке детского сада «Приглашаем на блины».

Привлечь к совместному участию фольклорного праздника «Приглашаем на блины».

Оформление презентации

Февраль 2016.

Использование ИКТ - технологий.

Показ презентации на пед.совете педагогическому коллективу

Консультация для воспитателей «Использование устного народного творчества в празднике Масленица»

Май

2016

Показ презентации на итоговом родительском собрании.

Использование ИКТ - технологий.

Список литературы

  1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
  3. Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва Мозаика-синтез 2010.
  4. Гербова В.В, Ильчук Н.П. и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия». Москва, 2005г.
  5. Кузнецова, О. Идет Масленица с зимой прощаться: Этнопедагогика Нар. творчество. – 2008. - №1.
  6. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1988.
  7. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
  8. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов. - М.:ЗАО Изд-во Центрполиграф,  2001.
  9. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  10. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

Интернет – источники:

  1. http://ped-kopilka.ru/
  2. http://nsportal.ru/detskiy-sad



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ЗАРИНСКА

Проект «Как на масленой неделе…»

с детьми подготовительной к школе группы.

                                                 Воспитатели:

                                                   Агафонова О.С.

                                                   Федорова Л.Ф.

Муз. Руководитель:

Розова Т.В.

2016



Предварительный просмотр:

История возникновения Масленицы

Масленица относится к переходящим, праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты ещё можно употреблять - вот и пекут блины масленые. Первоначально Масленицу называли Мясопустом, позже Сырной неделей.

Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом её был Мороз. Однажды в суровые морозы человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами. Он позвал её помочь людям, развеселить их, согреть и накормить. Масленица пришла. Но она оказалась не хрупкой девушкой, какой её увидели сначала, а здоровой бабой, с румяными щеками, коварным взглядом, громко хохочущей.

Обычай празднования Масленицы ведёт своё начало с древнейших времён - греческих и римских праздников, которые в Западной Европе превратились в карнавалы. Кроме того, обычаи Масленицы идут от обрядов славян-язычников. Празднование её приурочивалось ко дню весеннего равноденствия. Ритуалы, которые проводились в то время, были направлены на изгнание зимы и встречу весны. Поэтому сегодня Масленица стала для людей праздником проводов зимы.

При Петре I масленичные потехи проводились в Москве у Красных ворот. В 1722 г., по случаю Ништадтского мира, царь дал в Первопрестольной невиданный маскарад и санное катание. Шествие открывал Арлекин, восседавший в санях, запряжённых шестью лошадьми, украшенными бубенчиками и побрякушками. Следом на санях ехали ряженые, а в конце процессии на санках, запряжённых четырьмя свиньями, сидел шут. Затем появлялась громада - 88-пушечный корабль, построенный по образцу корабля, спущенного на воду в 1721 г. На корабле, который везли 16 лошадей, ехал сам царь в одежде флотского капитана.

Традиции празднования Масленицы

В первые три дня Масленой недели шла подготовка к основному празднованию: привозили дрова для костров, строили горы, украшали избы.

Главные празднества проходили с четверга по воскресенье. В помещения заходили только для того, чтобы угоститься блинами и горячим чаем. В некоторых деревнях молодёжь ходила по дворам с балалайками, рожками, бубнами, распевая колядки. В городах люди участвовали в праздничных гуляньях: нарядно одевались, шли на театральные представления, заходили в балаганы посмотреть на скоморохов, на потехи с медведем.

Одним из главных развлечений было катание молодёжи и детей с ледяных гор. Горки старались украсить - флажками, фонариками. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки (расплющенные корзины, заледеневшие снизу), деревянные корыта - корёжки, перевёрнутые скамейки.

Одним из действ Масленой недели было взятие снежного городка. Парни строили снежный городок-ледяную крепость с воротами, сажали туда стражу, а потом пешие и конные шли в атаку, лезли на стены, врывались в ворота. Осаждённые оборонялись снежками, мётлами и нагайками.

В Масленицу обычаи давали возможность парням и молодым мужчинам показать свою удаль в кулачном бою. Биться друг с другом могли две деревни, жители противоположных концов большого села, монастырские крестьяне с помещичьими. К бою готовились серьёзно: парились в банях, ели хлеб и мясо - в нарушение предпостного запрета, - потому как верили, что они придавали силу и смелость. Обращались и к колдунам, просили дать специальный заговор на победу. Считалось, победа будет за тем, кто убьёт чёрную змею и положит в сапог её язык.

Пословицы и поговорки о Масленице

О народном празднике Масленица, о ее традициях можно также узнать из пословиц и поговорок.

Не житье-бытье, а Масленица. 

Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить

Масленица семь дней гуляет.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Масленица объедуха, деньгами приберуха.

Как на масленой неделе в потолок блины летели.

В прощеный день, как на Пасху, все целуются.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье.

Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица.

Блины – солнцу родственники.

Блины и поцелуй счета не любят.

На Масленой повеселись, да блинком угостись. 

После масленицы великий пост, а за страстною пасха.

Ненастье в воскресенье перед масленой — к урожаю грибов.

Без блинов - не Масленица.

Название дней масленичной недели. Масленичная неделя

Рассмотрим дни масленицы и дадим их названия и характеристику. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Первый день Масленицы: понедельник - «встреча»

Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

Широкая, погости недельку,

Недельку!

Вот такие песни распевали девушки, парни, брали соломенное чучело - Масленицу - и ходили с ним по деревне. Степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами.

Дети устраивали снежные горки, катались до упаду, а еще ходили по домам ватагою и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!».

Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпье. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят все это на место высокое, хворосту натаскают и костер зажигают. Такой костер называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут и поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Второй день Масленицы: вторник - «заигрыши»

С утра приглашались девицы-молодицы покататься на санках на горах, поесть блины, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки.

Самое любимое дело на Масленицу - кататься на корежках-досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки, салазки. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу катушку из толстых бревен и жердей. У такой катушки «бег» («разбег») был до трехсот метров, чтобы дух при катании захватывало.

Катались дети и взрослые на обычных санках, на чунках (саночки со стульчиком), на козликах или коньках, или трублях (санки с перильцем и рулем - конек на дощечке, чтобы управлять можно было). Малыши катались на ледянках (ладейках) - это небольшая дощечка, впереди заостренная и выдолбленная вроде корытца. Еще дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми экипажами, компаниями.

В народе говаривали: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.

Третий день Масленицы - «лакомка»

В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.

Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».

На «лакомки» тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

Четвертый день Масленицы - «широкий четверг» - «разгул, перелом»

На этот день приходилась середина масленой гульбы: позади - три дня, впереди - три дня. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Если уж кто отказывался - сталкивали в снег и засыпали их по самую шею...

Выходили в этот день и на «кулачки» - на кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Сходились на реке, бились «сам на сам» или «стенка на стенку».

Пятый день Масленицы – «тещины вечерки» - «гостевой день»

Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».

На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей.

Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. Тот парень, которому девушка была люба, торопился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила.

Шестой день Масленицы – «золовкины посиделки»

Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом.

Ввечеру сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали.

Так исстари весело, карнавально, с выдумкой, с обильным угощением и всепрощением провожал народ зиму, встречал весну, словно желал отгуляться и отвеселиться на весь Великий пост.

Седьмой день Масленицы – «прощеное воскресенье» - проводы, «целовник»

С утра до обеда кумовья ходят, ездят друг к другу одаривать подарками. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». За вины свои, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.

После обеда - собирались в церковь к вечерни, которая открывала Великий Пост.

Что такое Великой Пост?

Великий Пост является самым древним, главным, строгим и длительным среди постов, установленных православной церковью, Он длится в течение 7 недель от Прощёного воскресенья до самой Пасхи. Еще в Ветхом Завете Господь повелел людям каждый год давать десятину (т. е. десятую часть из всего, что они приобретали), чтобы иметь благословение во всех делах своих.

Учитывая это, а также в память о сорокодневном посте Иисуса Христа в пустыне, святыми Апостолами для пользы людей было установлено приблизительно десятую часть года (около 36 дней, не считая воскресных), т. е. время Великого Поста (Святую Четыредесятницу) посвящать Богу, чтобы потом иметь благословение в делах.

Это время молитвы и покаяния, когда каждый должен, отрешившись от житейских благ, развлечений и увеселений, посвятить время очищению и возвышению души: осознать и испросить у Господа прощения своих грехов (постом и исповедью), чтобы затем, согласно заповеди Спасителя, достойно причаститься Святых Христовых Тайн. Во время поста запрещается: устроительство и участие в играх; пение, танцы, слушание музыки, смех и вообще бурная радость, просмотр телевизионных программ (кроме информационных), вступление в брак. Нельзя врать, сквернословить, осуждать кого-либо. Первая и последняя неделя поста являются особо строгими.

Игры и конкурсы в рамках проекта «Как на Масленой неделе…»

Игра «Почта»

Игра начинается с переклички водящего с игрокам.

Водящий: Динь, динь, динь.

Игроки: Кто там?

Водящий: Почта.

Игроки: Откуда.

Водящий: Из города.

Игроки: А что в городе делают?

Водящий: В городе танцуют (поют, прыгают…)

Играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает свой фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты оказались у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные история, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

«Ледяная карусель»

Этот аттракцион пользуется большим успехом у детей.

Столб, в верхний конец которого вгоняется металлический стержень (например, лом), вкапывают в землю или вмораживают в лед. Его высота - 70-80 см. Затем на металлический стержень насаживают старое (или специально сделанное) колесо. К колесу прикручивают проволокой или прибивают гвоздями длинные шесты, а к ним подвязывают санки. Дорожку, по которой будут катить сани, очищают от снега и заливают водой. Для большей устойчивости санки можно сделать широкими (60-90 см) или скрепить вместе двое саней. Вокруг столба снег посыпают золой или песком, чтобы не было скользко ребятам, которые будут раскручивать карусель.

Заклички

1. Эй, веселей! Собирайся народ!

Нынче масленица в гости идёт!

К нам скорее вы спешите

И друзей с собой зовите!

2. Добрый день! Всем добрым людям!

Пусть весёлым праздник будет!

Всех друзей и всех гостей

Приглашает Сенгилей!

3. Вы в других местах бывали?

Столько вы блинов видали?

Гречневые, медовые!

В каждой кучке новые!

4. Покупай, не жалей!

Наши всё равно вкусней!

И со скидкой для своих!

На десятку - два любых!

Со сгущёнкой хороги!

Мы печём их от души!

Детский сад старается!

Хочет всем понравиться!

5. Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару — разбирайте!

Похвалить не забывайте. 

6. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко

Солнышко, Солнышко, покажись немножко

Тут твой любимчик – симпатичный блинчик!

7.Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.

Стихотворение

Вас на Масленицу ждем!

Встретим масленым блином,

Сыром, медом, калачом

Да с капустой пирогом.

Всех нас пост Великий ждет,

Наедайся впрок, народ!

Всю неделюшку гуляй,

Все запасы подъедай.

А придет Прощеный день,

Нам покланяться не лень,

Приходите в воскресенье -

Будем мы просить прощенья,

Чтоб с души грехи все снять,

С чистым сердцем пост встречать.

Скрепим дружбу поцелуем,

Хоть и так мы не воюем:

Ведь на Масленицу нужно

Укреплять любовью дружбу.

Приходите в гости к нам, Будем рады мы гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

Петербургские львы.Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект очередной игры, во время которой дошкольники знакомятся не только со скульптурами львов в Санкт-Петербурге, но и с именами скульпторов. Данная игра кроме задач воспитания решает задачи развит...

Планирование работы на неделю с детьми подготовительной к школе группы "Пришла зима".

Планирование работы на неделю с детьми подготовительной к школе группы "Пришла зима"....

Планирование работы на неделю с детьми подготовительной к школе группы "Пришла зима"

Планирование работы на неделю с детьми подготовительной к школе группы "Пришла зима"....

«Вечерний круг» (обсуждение наиболее важных, значимых моментов прошедшей недели) с детьми подготовительной к школе группы (компенсирующей направленности)

laquo;Вечерний круг» - новый элемент программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. Проводится в форме рефлексии — обсуждения ...