Сценарий познавательно-непосредственной деятельности, " Мать - казачка" в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Вот уже более двух веков наше православное казачество 4 декабря отмечает “День матери - казачки”, который приурочен к великому православному празднику введения во храм Пресвятой Богородицы. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Её любовь к детям безгранична, бескорыстна. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_mat_kazachka.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий познавательно-непосредственной деятельности,

«Мать-казачка» в подготовительной группе.

  Цель:   

-приобщение детей к культурным ценностям  казачества, сохранение исторической памяти, укрепление и развитие преемственности поколений;

-активизация деятельности по изучению истории и культуры кубанского казачества;

-воспитание любви к родному краю, гордости за его духовное и культурное наследие.

воспитывать чувства любви, уважения и чуткости к матери

 

Воспитатель:  Вот уже более двух веков наше православное казачество 4 декабря отмечает “День матери - казачки”, который приурочен к великому православному празднику введения во храм Пресвятой Богородицы. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Её любовь к детям безгранична, бескорыстна. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу.

Давайте поиграем в игру «Мамочка любимая».

 

Кто приходит к нам с утра, говорит – «Вставать пора!»

Кто на завтрак варит кашу, наливает чаю в чашку.

Мамочка любимая.

Кто плетет косички дочке, моет пол, растит цветочки.

Кто ребячий любит смех, кто на свете лучше всех.

Мамочка любимая.

Кто нас нежно обнимает, баю – баю напевает,

Кто заботиться о нас, каждый день и каждый час.

Мамочка любимая.

Исполняется песня « Мамино сердечко».

Воспитатель:  «Мама» – это первое слово, которое произносит маленький казачок. Пока ребенок маленький, мама кормит его, и поит, и укачивает в люльке. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь. С матери начинается род казачий, и матерью он продолжается. Мать – это самое святое понятие на нашей земле.

Воспитатель:  А знаете ли вы ребята-казачата, что в разные времена мамин день начинался по разному. В наше время мама бежит на работу, ведёт вас в детский сад, успевает создать уют в семье. На помощь маме пришла различная техника. Но давным –давно, когда ваши бабушки и прабабушки были маленькими, ничего этого не было, жизнь текла совсем по другому.

 (Слайд 2 памятник)

Воспитатель:  Даже памятник есть Матери-казачке и я сейчас вам расскажу об этом.

Рассказ с презентацией (Слайд 3)
История гласит, что 21 ноября 1774 года в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую.                    

( Слайд 4) Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети.  

( Слайд 5) Но казачки не испугались врагов-турок. Они решили защищать свою станицу. Женщины взяли в руки всё1 что могли: вилы, топоры, кинжалы, обливали турок кипятком.                                    

  ( Слайд 6) И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки».

( Слайд 7) Мужчины-то постоянно были в походах, на кордонах. А дома оставались старики, дети  и казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они вырастили пышные сады, в которых утопали станицы.

(Слайд 8) Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить. 

Давайте расскажем, как проходил мамин день много-много лет тому назад.

1 ребенок. На заре, на зорюшке, только рассветет,

Матушка - казаченька по воду пойдет.

На плечах у матушки тяжко коромысло.

Матушка - казаченька, дай воды напиться.

2 ребенок. Ой. Быстра ты реченька, реченька-Кубань.

Вышла к речке матушка в утреннюю рань.

Не боится матушка ледяной воды.

Постирает в реченьке белы рушники.

3 ребенок. Борщ на стол поставила,

Крынку с молоком.

Хлеб накрыла матушка

Чистым рушником.

Воспитатель: Вот как тяжело было матерям-казачкам. ( Слайд 9)         

        Большое значение имела в казачьей семье женщина - мать, которая умела посвящать себя семейной жизни, своим детям, прививая им чувство собственного достоинства, любовь к родной земле, родному краю, к своему народу, воспитывая уважение к человеку. На долю казачке выпадало самое главное – готовить свое дитя к своему казачьему предназначению.  

(Слайд 10) В чём - же заключалась «Казачья доля»? В старинной казачьей песне «Любо, братцы, любо» есть такие слова: «Им досталась воля, да казачья доля». «Казачья доля» - это многовековая, наследственная, спартанская обязанность – от отца к сыну, от деда к внуку – быть всегда в полной готовности выполнить свое казачье предназначение – первыми выступить в бой, не думая о последствиях.                                                                                                                                               Казак десятками лет находился бессменно на службе, и казачка-мать воспитывала сама  будущих героев.

Как же мать – казачка переживает за  своих детей, зная о нелёгкой, непростой казачьей судьбе. И это ли не её настоящий материнский подвиг!

Инсценировка  стихотворения М.Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня».

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью…
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду –
Ты махнешь рукой…
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю

(Слайд 11)                                                                                                                                                                     Пыль клубится по дороге,
Слышны выстрелы порой.
Из набега удалого
Едут казаки домой…

Вот они уж близ станицы
Едут, свищут и поют.
Жены, старцы и девицы
Все навстречу им идут.

 ( Слайд 12) Испытаний, расставаний и встреч женщине – казачке хватало.

На протяжении почти всей многовековой истории тяжело складывалась жизнь казачки, но сумела она взрастить новое, крепкое поколение сынов своих!     

                                                                                                                                                               «Казачка, казачка» - желанное слово, 
В нем музыка, радость, волненье и свет. 
Пусть ДОЛЯ казачки бывает суровой, 
Но СЛАВА не меркнет в мелькании лет.

 ( физкультминутка)

Воспитатель:  А я хочу погутарить с вами. Хочу испытать вас, как вы знаете казачий говор:

Ядрёный — крупный,

Апосля - после, в конце.

Аккуратить – содержать в чистоте и порядке;

Баз – скотный двор;

Здорово дневали – здравствуйте.

Добре – хорошо.

Кочет – петух

Курень – круглый дом, на высоком фундаменте

 

 Воспитатель: Мы уже сказали, что семья была основа казачества. И сейчас побываем в гостях в одной такой семье!

Сценка «В гостях у Казака»

Действующие лица:

Казак, Казачка, дочка, мальчик.

Все сидят за столом. Казак чинит обувь. Казачка за прялкой. Дочка вышивает.

Мальчик: Куда это я попал? В сказку что - ли?

Казак: Ты кто такой? Ты откуда взялся, дитятко?

Мальчик: Я – Вова.

Казак: Что за вид? Где твои шаровары и рубаха?

Мальчик: Вот это шорты, футболка у меня.

Казак: Это трусы у тебя! И дырка на носке!

Мальчик: Ничего страшного! У нас все так ходят.

Казак: Доня, возьми штопалку, помоги гостю. Заштопай носок!

Мальчик: Покажите, как это штопать?

(Дочка показывает)

Казачка: Ой, гости на пороге, к столу бы пригласить, чайку попить, да водицы нет.

Мальчик: У вас что, воды в кране нет?

Казачка: У нас колодец во дворе, там мы воду и берем. Доня, принеси водицы! (Казачка дает коромысло Дочке)

Мальчик: Что с этим делать?

Дочка показывает: вот так у нас воду носят.

Мальчик примеряет к себе коромысло: как у вас все сложно!

Дочка берет коромысло у Мальчика: по воду мальчики у нас не ходят, только девочки и женщины. Я сама принесу.

Казак: Не пущу в таком виде за стол!

Казачка: У меня в сундуке найдется для него одежда.

Вот шаровары. Вот рубаха. Примеряй!

Мальчик: Да я сейчас быстро!

Мальчик одевает казачью одежду.

Казак: Вот теперь видно, что ты настоящий казак!

Казачка: Приглашаю к столу!

Мальчик: Какая у вас интересная посуда!

Дочка: Это чугунок. В нем мы варим кашу.

Казачка: Это кувшин. В нем мы храним молоко, квас.

Дочка: Это ступка. В ней мы измельчаем зерно.

Мальчик: А это я знаю: Это самовар. В нем самый вкусный чай!

Все: угощайтесь, гости дорогие!

Воспитатель: Казаки – народ, имеющий свою культуру, историю и память. А больше всего казаки любили свободу и волю.

Воспитатель: Давайте мы знания свои закрепим. (вопросы по полученной информации).

Дети читают стихотворения:

1.Эх, нелегка казачья доля-                                      

Хозяйство надо содержать-                                            

Припасов на зиму сготовить                                                                                                                                              Всех накормить и обстирать                                                                                          

2. Пока любимый муж в походе,  

 Бывать в походах много дней                                                                                            

А доля матери-казачки

Всегда была еще трудней!

3.Плетень поправить – коль придется,  

А то и крышу подлатать,

Да и к ведению хозяйства

Подросших дочек приобщать…

4: Заветы старины в семье казачьей  
Хранились свято испокон веков.
Обычай хлебосольства куреней богатых
Прославил Край родных отцов.

 5: Заботливо хозяйка домом управляла,  

Растила по старинке всех детей.
Работы все в полях справляла,
Кормила, холила коней.

6: Казачек все любили, уважали,  
Как спутниц храбрых в жизни и в бою
Им почести повсюду воздавали
Так было на Кубани, Тереке, Дону!

7: До наших дней дошли сказанья    
О славных прародительницах наших,
Отважно дом свой от набегов
Врагов коварных защищавших.

8: Прелестный образ казачки молодой  
Воспет не раз поэтами в стихах.
С ее чарующей восточной красотой
Оставил след в восторженных сердцах!

Разные дети живут на планете,
Но мам своих любят все дети на свете.
Бывает, что мы и не слушаем мам,
А мамы нас учат хорошим делам.

Берегите своих мам, помните, что мама самый близкий человек в вашей жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Наш Белый город»

Перед педагогами часто стоит вопрос: как интересно рассказать о родном городе детям: какие красивые места в нем есть, какой транспорт в нем ходит, кто в нем живет и трудится? Закрепить знания де...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему:"Путешествие в страну Словандию"

Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Цель:способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей....

Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: "Путешествие по Самаре".

Цель: формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей о истории города Самара, обогащать и углублять знания детей о достопримечательностях родного края....

Сценарий совместной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Небыличная страна»

Сценарий совместной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Небыличная страна»...

Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы « Путешествие на Чукотку»

Конспект по познавательно-речевому развитию в средней группе "Путешествие на Чукотку"...

Сценарий организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Весна»

Углубить представления детей о сезонных изменениях в природе; продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи; обогащать и активизировать словарный запас по теме...