Собственный инновационный опыт. Тема "Экологическое воспитание дошкольников"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Полушкина Елена Викторовна

 

 

                                                         Представление собственного инновационного опыта

Полушкиной Елены Викторовны , воспитателя МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского

  муниципального района Республики Мордовия

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников»

 

- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

« Аэродромы, 
пирсы и перроны,
леса без птиц

И земли без воды...
Все меньше - окружающей природы
Все больше - окружающей среды.

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Только всего несколько поэтических строк, дают нам понять суть серьёзнейших изменений ,происходящих в природе Земли. Но экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок , специальных наблюдений развивает их мышление , способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства ,у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности и в этот период закладываются основы личностной культуры, в том числе и экологической. Я решила внести свой посильный вклад в экологическое воспитание дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт поддерживает необходимость привить детям любовь и интерес к природе. Я считаю, что надо начать эту работу уже с младшего дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому наш детский сад уделяет большое внимание экологическому воспитанию.

-Концептуальность

Концептуальность моего опыта определяется следующими основополагающими принципами и приёмами:

  Принцип регионального компонента (изучение природы родного края), который позволяет:

- формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения предметов и явлений окружающей среды;

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

- решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств;

- создавать благоприятные условия для самовыражения, когда каждый ребёнок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

  Принцип научности и доступности понятий:

  на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.

  Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным понятиям и представлениям, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя их. Следует отметить, что детям дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому в работе я ещё использую принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

-Ведущая педагогическая идея

 Моя педагогическая идея –экологическое воспитание детей дошкольного возраста , изучение особенностей природы родного края .

Экологическое воспитание- это и есть познание ребёнком всего живого. Это также отношение к себе, как части природы, понимания ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Основная цель данной педагогической идеи – расширять и обогощать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

-Наличие теоретической базы опыта

 В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.

  Программа Е. Рылеевой «Открой себя». Предполагает личностное развитие ребёнка. Предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры.

  Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Это программа Н.А. Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной и творческой личности ребёнка 5 – 6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, навыков практического участия в природоохранной деятельности своего края.

  Программа С. Николаевой «Юный эколог». Эта программа создана на основе собственной концепции экологического воспитания дошкольников. Она включает как бы две подпрограммы, тем самым, одновременно решая вопрос становления начал экологической культуры у детей и развитие её у взрослых, их воспитывающих (ведь, воспитатель, является носителем экологической культуры).    

  Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия: - Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; З.Ф. Аксёновой «Войди в природу другом», С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»; Е.А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников»; Л.М. Потапова «Детям о природе»; В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» и др. .

- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Я работаю над данной темой с 2011г. Мною разработана система мероприятий, которая включает следующие блоки:

- работа с родителями;

- работа с педагогами;

- работа с детьми.

Работа с родителями.

Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. В работе с родителями использую разные формы работы: анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультативная помощь, совместные досуги. Родители принимали участие в изготовление моделей для занятия по экологическому воспитанию «Земля в наших руках».Это занятие было показано на районном конкурсе,а потом и на республиканском «Воспитатель года – 2017».

Работа с воспитателями.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета; конкурсах.

Мои работы опубликованы в социальной сети работников образования: www.nsportal.ru ; http://www.maam.ru

Работа с детьми.

Задачи:

- доказать детям, что в природе всё взаимосвязано;

- помочь понять им для чего нужны природные связи ;

- помочь детям научиться строить своё поведение в природе;

- развивать эстетические чувства( умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить её);

. - Анализ результатов деятельности

Создана система поэтапного, последовательного от простого к сложному формирования экологической культуры. Разработаны эффективные методы и приемы работы с детьми. Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников.

Я, считаю, что в результате такой деятельности добилась реализации поставленной цели. Они могут:

- различать объекты природы и объекты не относящиеся к природе;

- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными ;

- дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе; - освоили нормы поведения в природном окружении;

- научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе.;

- различать изученные растения и животных;

- подкармливать птиц в простейших кормушках;

 

Моя методическая разработка : Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе «Земля в наших руках», продемонстрирована на республиканском конкурсе профессионального педагогического мастерства «Воспитатель года Республики Мордовия-2017». Награждена Дипломом финалистки республиканского конкурса.

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Экологическое воспитание дошкольников» размещен на сайте детского сада: http://dsterember.schoolrm.ru/


 

- Наглядное приложение: конспект занятия, видео занятия.


 


 


 


 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_opyta.odt26.23 КБ

Предварительный просмотр:

                 Представление собственного инновационного опыта

              Полушкиной Елены Викторовны , воспитателя МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского    

                       муниципального   района Республики Мордовия

Тема: «Экологическое воспитание  дошкольников»

- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

« Аэродромы, 
пирсы и перроны,
леса без птиц
И земли без воды...
Все меньше - окружающей природы
Все больше - окружающей среды.

     Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Только всего несколько поэтических  строк, дают нам понять суть серьёзнейших изменений ,происходящих в природе Земли. Но экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.                                                  

   Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок , специальных  наблюдений развивает их  мышление , способность видеть и чувствовать красочное  многообразие  явлений  природы,  замечать  большие и  маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои  знания, чувства ,у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не  разрушать.

 Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности и в этот период закладываются основы личностной культуры, в том числе и экологической. Я решила внести свой посильный вклад в экологическое  воспитание дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт поддерживает необходимость привить детям любовь и интерес к природе. Я считаю, что надо начать эту работу уже с младшего дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому наш детский сад уделяет большое внимание экологическому воспитанию.

-Концептуальность

 Концептуальность моего опыта определяется следующими основополагающими принципами и приёмами:

  Принцип регионального компонента (изучение природы родного края), который позволяет:

- формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения предметов и явлений окружающей среды;

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

- решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств;

- создавать благоприятные условия для самовыражения, когда каждый ребёнок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

  Принцип научности и доступности понятий:

  на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.

  Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным понятиям и представлениям, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя их. Следует отметить, что детям дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому в работе я ещё использую принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

-Ведущая педагогическая идея

 

 Моя педагогическая идея –экологическое воспитание детей дошкольного возраста , изучение  особенностей природы родного края .

Экологическое воспитание- это и есть познание ребёнком всего живого. Это также отношение к себе, как части природы, понимания ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Основная цель данной педагогической идеи – расширять и обогощать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

-Наличие теоретической базы опыта

 

В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.

  Программа Е. Рылеевой «Открой себя». Предполагает личностное развитие ребёнка. Предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры.

  Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Это программа Н.А. Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной и творческой личности ребёнка 5 – 6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, навыков практического участия в природоохранной деятельности своего края.

  Программа С. Николаевой «Юный эколог». Эта программа создана на основе собственной концепции экологического воспитания дошкольников. Она включает как бы две подпрограммы, тем самым, одновременно решая вопрос становления начал экологической культуры у детей и развитие её у взрослых, их воспитывающих (ведь, воспитатель, является носителем экологической культуры).    

  Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия: - Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; З.Ф. Аксёновой «Войди в природу другом», С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»; Е.А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников»; Л.М. Потапова «Детям о природе»; В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» и др. .

- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Я работаю над данной темой с 2011г. Мною разработана система мероприятий, которая включает следующие блоки:

- работа с родителями;

- работа с педагогами;

- работа с детьми.

Работа с родителями.

Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. В работе с родителями использую разные формы работы: анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультативная помощь, совместные досуги. Родители принимали участие в изготовление  моделей для занятия по экологическому воспитанию «Земля в наших руках».Это занятие было показано на районном конкурсе,а потом и на республиканском «Воспитатель года – 2017».

Работа с воспитателями.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия,  выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета; конкурсах.

Мои работы опубликованы в социальной сети работников образования: www.nsportal.ru   ;   http://www.maam.ru 

Работа с детьми.

 Задачи:

-  доказать детям, что в природе всё взаимосвязано;

- помочь понять им  для чего нужны природные связи ;

- помочь детям научиться строить своё поведение в природе;

- развивать эстетические чувства( умение увидеть и прочувствовать красоту природы,  восхищаться ею, желание сохранить её);

. - Анализ результатов деятельности

Создана система поэтапного, последовательного от простого к сложному формирования экологической культуры. Разработаны эффективные методы и приемы работы с детьми. Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников.

 Я, считаю, что в результате такой деятельности добилась реализации поставленной цели. Они могут:

- различать объекты природы и объекты не относящиеся к природе;

- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными ;

- дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе; - освоили нормы поведения в природном окружении;

- научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе.;

- различать изученные растения и животных;

- подкармливать птиц в простейших кормушках;

  Моя  методическая разработка : Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе «Земля в наших руках», продемонстрирована на  республиканском конкурсе профессионального педагогического мастерства «Воспитатель года Республики Мордовия-2017». Награждена Дипломом финалистки республиканского конкурса.

 Представление собственного инновационного педагогического опыта «Экологическое воспитание дошкольников» размещен на сайте детского сада: http://dsterember.schoolrm.ru/ 

- Наглядное приложение: конспект занятия, видео занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Участие в работе международной программы "Эко-школы/Зеленый флаг" как инновационная модель экологического воспитания дошкольников"

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ. Опыт работы детского сад №31 "Сказка" г.о.Чапаевск Самарской области...

Инновационный педагогический опыт "Экологическое воспитание дошкольников"

В данном опыте поднимается вопрос об экологической проблеме, которая в данный момент является одной из актуальных проблем современнго общества....

Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Я сорвал цветок, и он завял.Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»Гвездослов  «Здоровье нации зависит от того, какой мы оста...

Педагогический опыт "Экономическое воспитание дошкольников"

В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных эк...

Опыт "Правовое воспитание дошкольников"

Обощенный положительный опыт работы "Правовое воспитание дошкольников"...