Главные вкладки

    Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ
    консультация на тему

    Шевелёва Татьяна Николаевна

    Консультация для воспитателей ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzaimodeystvie_muzrukovoditelya_i_vospitatelya_v_dou.docx23.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ".

    Подготовил:

    музыкальный руководитель МБДОУ ДС №1
    высшей квалификационной категории

    Шевелёва Татьяна Николаевна


    Цель: создание условий для успешного музыкального развития воспитанников ДОУ. 

    Задачи:
    - повысить профессиональную компетенцию педагогов по вопросу музыкального развития детей дошкольного возраста;
    - познакомить воспитателей с их функционалом при разных видах детской музыкальной деятельности во время проведения музыкальных занятий;
    - оказать методическое сопровождение (рекомендации для воспитателей и "Ведущих" на детских праздниках и развлечениях);
    - обеспечить взаимодействие педагога-воспитателя и музыкального руководителя.

    Актуальность проблемы:
              Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия? 

              Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
              Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
              Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
              Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

              Часто воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать, полагая, что за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

    Что входит в ОБЯЗАННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ в сфере музыкального воспитания в ДОУ:


    1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
    2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
    3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
    4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
    5. Разучивать движения с отстающими детьми.
    6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
    7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
    8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
    9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
    10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
    11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
    12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
    13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
    14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
    15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
    16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
    17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
    18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
    19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
    20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

              Для оценки компетенции воспитателя в отношении его роли в музыкальном воспитании детей можно провести анкетирование.

    Анкета для педагога-воспитателя

    1. Знаю все программные требования по музыкальному воспитанию.
    2. Знаю музыкальный репертуар своей группы
    3. Могу показывать образцы точного выполнения движений / оказываю помощь.
    4. Провожу регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
    5. Разучиваю движения с отстающими детьми.
    6. Углубляю музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
    7. Развиваю музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
    8. Владею элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, бубне, треугольнике, барабане, деревянных ложках и др.).
    9. Развиваю самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
    10. Создаю проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
    11. Привлекаю детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
    12. Использую имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
    13. Включаю музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
    14. Принимаю непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
    15. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
    16. Готовлю тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
    17.Оказываю помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
    18. Проявляю артистичность, изобретательность, эмоциональную адекватность

    Музыка как часть образовательной среды в детском саду

              Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

              Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ. Музыкальные занятия – это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

              Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

              Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

              Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

              На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни детского сада роль среды для музыкального развития отводится воспитателю. Учитывая возраст детей, он определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.

              Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

              Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх.

              В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению», т.е. необходимо создать среду, побуждающую ребенка к действию.

              Музыка может входить как составная часть и в разные занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить хоровод. Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы при помощи музыкального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музыкальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления.

              Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. («Сказка о царе Салтане», «Теремок», «Гуси-лебеди»). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.

              Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы. (О временах года, наступающем празднике, о Родине и т.д.)

              В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи.

              Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятельностью тоже легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой - дает материал для ее проведения. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание хорошо знакомой песни или программного инструментального произведения. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусств.
              Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Рекомендуется чаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников

    В работе с малышами очень важна слаженная работа музыкального руководителя с воспитателями каждой группы. Представлен мой опыт организации взаимодействия между педагогами....

    статья для воспитателей "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя"

    Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя...

    Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем и физкультурным руководителем

    Гармоничное развитие ребенка в детском саду – это залог его  успешных отношений с родителями в семье, со сверстниками в школе, крепкая  психологическая база для получения новых знаний ...

    Консультация для воспитателей «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии»

    Повышение профессионального уровня педагогов и обмен опытом; развитие музыкальности детей....

    Консультация для воспитателей на тему : « Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников».

    Консультация для воспитателей на тему :  « Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»....