Сюжетно-ролевая игра «Автосервис» (для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Бакшаева Татьяна Юрьевна

Организовать развивающую среду для активной самостоятельной творческой игры детей на тему автомобильной мастерской .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_rolevaya_igra_avtoservis_2018.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра «Автосервис» (для детей старшего дошкольного возраста)

Подготовила : воспитатель Бакшаева Т.Ю

Цель: Продолжать обогащать содержание сюжетных игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей в ходе совместной деятельности с дошкольниками; формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Автосервис».

Задачи:
Организовать развивающую среду для активной самостоятельной творческой игры детей на тему автомобильной мастерской .

  • Пробудить игровое творчество детей, желание вносить в игру новое.
  • Упражнять детей в придумывании новых сюжетов, ролевых диалогов, элементов игровой обстановки.
  • Учить использовать в игре разнообразные постройки и предметы, связанные с автомобильной мастерской.
  • Учить детей самостоятельно договариваться друг с другом об общем игровом замысле.
  • Стимулировать дошкольников к созданию и использованию в игре игрушек самоделок (самодельные талоны на бензин, бутафорские продукты для кафе, водительские удостоверения, макеты диагностических приборов и др.)
  • Поощрять умение детей общаться по поводу игры (называть свою роль, определять словесно изображаемые события).

Образовательные области развития:

Познавательное развитие:

  • обогащать и расширять знания детей о труде взрослых, а именно, работников автосервиса, слаженности, аккуратности в их работе;
  • знакомить с названиями инструментов, необходимых для работы в автосервисе;
  • закреплять представления об основных частях автомобиля;
  • учить комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры;

Речевое развитие:

  • развивать умение делового и игрового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;
  • развивать диалогическую речь, умение развивать диалог в различных игровых ситуациях;
  • расширять представления о правилах речевого этикета, развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
  • развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей (автосервис, автослесарь, гаечный ключ, двигатель, мотор, шиномонтаж, автомойка и т.д.).

Художественно-эстетическое развитие:

  • формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях, к разным объектам быта, социальным явлениям;
  • развивать эстетическое восприятие, вкус;
  • продолжать развивать творческие способности детей.

Социально-коммуникативное развитие:

  • продолжать учить согласовывать тему до начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры;
  • продолжать развивать самостоятельность в действиях;
  • развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника; развивать умение согласовывать свой замысел с замыслом партнера;
  • создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.

Физическое развитие:

  • содействовать гармоничному физическому развитию детей;
  • продолжать развивать двигательную активность;
  • развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость, ориентировку в пространстве;
  • развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание тематических альбомов «Автомастерская».
  2. Экскурсия в автомастерскую (просьба к родителям)(наблюдения: за работой мастера; за машинами).
  3. Беседа о работе автомастерской.
  4. Игры-имитации «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» (на тему автомастерской).
  5. Изготовление атрибутов к игре.
  6. Конструктивные игры «Построй автомобиль», «Угадай, какой автомобиль я построил» и др.
  7. Режиссерские игры с машинками и игрушками «Автомастерская» (отработка диалогового взаимодействия).
  8. Игровые задания в уголке ИЗО «Почини (дорисуй) сломанный автомобиль», «Мастерская по покраске автомобилей», «Придумай необычную раскраску автомобиля».
  9. Лепка «Автомобили, автомобили буквально все заполонили!» (Схемы с пошаговой инструкцией для самостоятельной лепки).
  10. Игры на внимание «Какой части автомобиля не хватает в рисунке?».
  11. Школа вежливых наук «На заправочной станции», «В придорожном кафе», «Автомобильный слесарь и водитель» и др.
  12. Подвижная игра «Таксисты» (с обручами).
  13. Рассматривание сюжетных картин по темам «Шофёры», «Автомастерская», «Ремонт автомобилей», «Какие разные машины».
  14. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Все работы хороши» (профессии: механик, сварщик, автослесарь, диагностик, шиномонтажник и т.д.).
  15. Беседа с детьми: «Для чего нужен автосервис», «Что такое гараж», «Какие профессии вы знаете?».
  16. Встреча с папой-шофёром, его рассказ о труде работников гаража.
  17. Рассказ ребёнка «Как я с папой ездил в автомастерскую».
  18. Чтение художественной литературы: «Гараж», «Ремонт машин».

Материалы и оборудование:

  • Наборы слесарных инструментов;
  • Модульный центр «Автосервис, Мойка машин, Автомагазин»;
  • Макеты приборов диагностики неисправности автомобилей;
  • Губки и флаконы для мойки автомобилей;
  • Макет автозаправочной установки с гибким шлангом;
  • Игрушки-автомобили или другие виды транспорта, деньги,  водительские удостоверения,  фартуки и нарукавники, кепки;
  • Атрибуты для Автокафе (кассовый аппарат, меню, кофеварка, плита, кукольная посуда, бутафорские продукты и т.п.);
  • Атрибуты для магазина автозапчастей (кассовый аппарат, чеки, инструменты и автозапчасти и т.п.);
  • Тематические альбомы по теме «Транспорт», журналы об автомобилях,
  • Схемы с образцами постройки автомобилей из стульев, крупного строителя и др., макеты автомобилей;

Роли в игре:

  • Администратор – воспитатель
  • Клиент – 5 детей;
  • Диагностик – 1 ребёнок;
  • Автослесарь – 2 ребёнока;
  • Продавец автозапчастей – 1 ребёнок;
  • Шиномонтажник – 1 ребёнок;
  • Автомойщик – 2 ребёнка;
  • Заправщик на бензоколонке – 1 ребёнок;
  • Кассир – 1 ребёнок;
  • Официант – 2 ребёнка;
  • Повар – 1 ребёнок;
  • Посетители автокафе – 4 ребёнка;

Роли

Ролевые действия

Администратор

Подбирает на работу кадры, организует работу сотрудников, беседует с клиентами

Клиенты (водители и пассажиры)

Приезжают на автомобиле, делают заказ, благодарят за работу

Диагностик

Принимает заказы, проводит техосмотр, сообщает о результатах автослесарю

Автослесарь

На основе диагностики автомобиля, ремонтирует автомобили

Сварщик

Изготавливает детали для автомобилей, поставляет детали в автомагазин

Продавец автозапчастей

Продает необходимые запчасти для ремонта автомобилей и инструмент

Шино-монтажник

Меняет шины на автомобилях

Автомойщик

Моет машины

Заправщик на бензоколонке

Принимает заказ, заправляет машины бензином

Кассир

Принимает плату за товар или услугу, даёт сдачу, выдаёт чек

Официант

Принимает заказ, передают повару, принимают готовые блюда, разносят посетителям

Повар

Принимает заказ от официантов, готовят заказанные блюда, отдают официантам

Посетители автокафе

Делают заказ, оплачивают услугу, употребляют заказанную пищу, благодарят официантов

Основной сюжет:

Оборудуется Автосервис:

  • слесари надевают фартуки, нарукавники, готовят инструменты и приборы;
  • работники автозаправочной станции надевают яркие кепки-бейсболки и устанавливают бензоколонку с гибким шлангом;
  • мойщики машин готовят яркие губки, флаконы с моющими средствами;
  • пассажиры занимают места вместе с водителями;
  • водители на собственных автомобилях ждут открытия Автосервиса.

Оборудуется магазин автозапчастей:

  • кассир раскладывает товар, готовит чеки и кассовый аппарат.

Оборудуется Автокафе:

  • официанты Автокафе надевают униформу (фартуки и кепки) ставят стулья и столик, готовят папки-меню и бутафорские продукты;
  • повар готовит своё рабочее место, готовится принимать заказы.

Ход игры:

Водитель: (обращаясь к пассажирам) Мне необходимо заехать в автомастерскую, мой автомобиль неисправен, плохо работает мотор.

(Подъезжает к мастерской, сигналит)

К нему подходит слесарь.

Администратор: Здравствуйте, что случилось?

Водитель: Мой автомобиль неисправен, плохо работает мотор.

Администратор: Мы обязательно его вам починим. Вы и ваши пассажиры пока могут пройти в Автокафе, поесть мороженого.

Администратор передаёт работу диагностику, водитель отдает ключи диагностику, пассажиры выходят и идут в кафе.

Диагностик с помощью инструментов и приборов определяет неисправность машины. Сообщает автомеханику и тот чинит её.

Водитель: Ну, что починили?

Автослесарь: Да, мы отремонтировали мотор, но вам нужно заправить бензин, у вас его мало.

Водитель благодарит за работу, расплачивается деньгами, едет на заправочную станцию.

НА ЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ:

Водитель (обращаясь к работнику заправочной станции): Добрый день! Мне нужно заправить автомобиль бензином.

Заправщик: Здравствуйте, мы очень рады, что вы приехали именно к нам, у нас самый лучший бензин!

(Заправляет автомобиль)

Водитель: Спасибо! (Расплачивается)

Заправщик: Я бы посоветовал Вам вымыть машину, она у Вас слишком грязная, даже номера не видно.

Водитель: Спасибо, я обязательно её помою (Направляется на мойку)

НА АВТОМОЙКЕ:

Автомойщик: Здравствуйте, я вижу, Вы решили вымыть свой автомобиль?

Водитель: Да.

Автомойщик: У нас есть разные шампуни для машин, какой вы хотите? (С запахом банана, мяты, апельсина или яблока?)

Водитель: Я люблю с запахом апельсина.

Мойщик моет автомобиль.

Автомойщик: А внутри автомобиля не желаете вымыть?

Водитель: Да, конечно.

Автомойщик: Мы сейчас вымоем, а Вы пока сходите, выпейте кофе в нашем кафе.

Водитель: Спасибо, уже иду.

Мойщик заканчивает мыть автомобиль и приводит его к кафе. Водитель благодарит его, расплачивается, приглашает пассажиров продолжить поездку.

В КАФЕ:

Пассажиры проходят в кафе, садятся за стол. Официант приносит им Меню.

Официант: Добрый день, что будете заказывать? Вы уже готовы сделать заказ?

Пассажиры: Здравствуйте, мы хотим мороженого. (Рассматривают Меню, делают заказ).

(Официант приносит заказ)

Официант: Приятного аппетита. В нашем кафе есть фирменный десерт «Фруктовый микс», рекомендую попробовать.

А куда вы едете, если не секрет?

Пассажиры: Мы едем в гости в другой город.

Официант: это далеко, может быть, пообедаете у нас? Еще в нашем кафе пекут изумительные пирожные, мы можем вам упаковать их с собой для угощения ваших знакомых в другом городе.

Пассажиры: Да, наверное, нам стоит пообедать, и мы с удовольствием попробуем пирожные.

Варианты игровых ситуаций:

  • автомобилю необходимо поменять колесо, фары и т.д.;
  • семья едет на море, по дороге необходимо проверить исправность автомобиля, заправить его и помыть;
  • водитель на своем автомобиле попал под огромный град, приехал починить машину;
  • водителю нужны автозапчасти;
  • в автосервис приехал мотоциклист;
  • в автосервис пришел робот-трансформер;
  • передвижной автосервис;
  • на автозаправочной станции имеются волшебные виды топлива (автомобиль начинает прыгать, летать, петь, всех смешить и т.п.).

Руководство игрой (активизация игровых умений, создание проблемных ситуаций):

  1. Машина грязная, срочно посетите автомойку.
  2. Машина не заводится – что делать?
  3. В автомастерской много машин нужно обслужить, не хватает рабочих.
  4. У вас разбита фара здесь рядом есть магазин «Автозапчасти».
  5. Лопнуло колесо, а запасного нет, как быть?
  6. В салоне автомобиля пахнет бензином, что делать? и др.
  7. Пока автомобиль ремонтируется, посетите Автокафе.

Окончание игры:

Администратор обращается к посетителям, просит оставить свое мнение о работе Автосервиса в «Книге отзывов».

После того как клиенты оставили свои отзывы, администратор сообщает о закрытии Автосервиса, напоминает детям, чтобы привели свои рабочие места в порядок.

Список использованной литературы:

  1. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009.
  2. Дошкольная педагогика/под ред. В.И. Логиновой, П.М. Саморуковой. М: Просвещение. 1988.
  3. Калиниченко А.В., Миклаева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. М:Айрс-Пресс, 2004.
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.«Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000.
  5. Недоспасова В.А. Растем, играя: средний и старший дошкольный возраст. М., 2002.
  6. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/Бойченко Н.А., Григоренко П.Н. Киев, 1982.
  7. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/
    Н.В, Краснокуекова. Ростов на Дону. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проект сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей старшего дошкольного возраста»

1.Расширять  знания детей о труде врача, медицинской сестры, о способах оказания первой медицинской помощи. Формировать умение заботиться о собственном здоровье.2.Учить детей передавать в игре пр...

Роль сюжетно-ролевой игры в социализации детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевые игры - это особый вид игровой деятельности дошкольников. Они становятся ведущим видом деятельности, в которой развивается личность ребенка; происходит развитие всех психических процесс...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Конспект сюжетно- ролевой игры « Банк» для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: «Игра»

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие  способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значе...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...