Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"
консультация на тему

Евтеева Людмила Викторовна
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. Мы рассматриваем детский сад как открытую образовательную систему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей ДОУ

на тему: "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"

 

Автор:

Евтеева Л.В.

Воспитатель I КК

г. Борисоглебск, 2016

«Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира»

Е.И. Тихеева

Уважаемые коллеги! Услышанное вами высказывание принадлежит Елене Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому Профессору Российского государственного педагогического Университета имени А. И. Герцена

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе.   Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. Мы рассматриваем детский сад как открытую образовательную систему.  Необходимым условием социализации является сотрудничество ДОУ  с Административными структурами, средствами массовой информации, учреждениями культуры, медицины, спорта. Такое социальное партнёрство помогает достичь единого образовательного пространства. Именно поэтому приоритетным направлением деятельности   дошкольного учреждения   является социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Сегодня мы обращаемся к личности ребёнка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на её формирование, через организацию и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности ДОУ, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Основная цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи социально  коммуникативного развития:

1.  Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

3. Становление самостоятельности

4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

5. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.

6. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

7.  Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Реализация общеобразовательной программы, содержание которой позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными федеральными государственными требованиями.

При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности и поэтому в общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»:

- Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

- Приятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».

        - Признание – это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он. Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, а так же в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности.

   Согласно новым федеральным государственным требованиям основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность. Основным средством совместной деятельности выступает общение, поэтому в ДОУ создана единая коммуникативная среда. Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни.  Примерами проектов могут служить  проекты социально-ориентированной направленности:

“Юный краевед”;

“Здоровый малыш”;

“Я успешен” (проект повышения социального интеллекта);

“Наша дружная семья”;

“Герб семьи”;

“Я – россиянин”.

Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет возможность ребёнку для саморазвития. Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги могут    руководствоваться  принципами В.А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка

1.Открытости (свободный доступ к игровым пособиям);

        2.Гибкого зонирования; трансформируемости  (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) ;

3.Стабильности-динамичности;

4.Полифункциональности; (возможность разнообразного использования) ;

5.Гендерный подход.

6.Предметная развивающая среда подбирается с учётом принципа интеграции образовательных областей.          

Обеспечение психологического комфорта ребёнка 

в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья; В дошкольном детстве, на наш  взгляд, это условие является важной составляющей качественного образования в целом

(спокойная эмоциональная обстановка в семье; распорядок дня; Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды; стиль поведения воспитателя; традиции)

Ещё одним важным условием является высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме, разработку методических рекомендаций для педагогов ДОУ, в которых раскрывалась бы суть проблемы социально-личностного развития ребёнка, методы и пути её оптимизации.   Методические формы разнообразны: дискуссии, деловые и ролевые игры, педагогические советы, “Круглые столы”, методические выставки, научно – практические конференции, методические недели, семинары – практикумы. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения. Для начинающих педагогов действует “Школа молодого воспитателя.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:– семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
– детский сад (в первую очередь воспитатели);
– общество (сверстники, друзья).

По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.

 Деятельность детского сада в целом и каждого сотрудника в отдельности должна быть направлена на реализацию социального заказа родителей, интересов детей. Основным инструментом по его изучению является мониторинг, который организуется в  ДОУ в различных формах – анкетирование, беседа, интервьюирование непосредственно при общении и по телефону.  

В настоящее время, есть семьи, которые по причинам разного характера не оформляют детей в ДОУ, вследствие чего воспитываются в домашних условиях, а родители, выступающие в роли педагогов, порой не обладают достаточным запасом специальных педагогических и психологических знаний. У родителей отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к серьёзным проблемам в формировании личности ребёнка, нарушениям социальной адаптации. Для разрешения данной проблемы необходимо провести мониторинг по данному вопросу   администрацией ДОУ и создать на базе дошкольного учреждения консультативный пункт для родителей детей, не посещающих детский сад.   

Основные задачи консультативного пункта:

Оказание всесторонней помощи родителям детей 5-6 лет, не посещающих дошкольное учреждение в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

Оказание консультативной помощи по различным вопросам воспитания и образования ребёнка;

Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста;

Обеспечение взаимодействия между образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей

Заседания консультативного пункта могут  проводиться в различных формах:

Круглый стол.

Консультации-парадоксы.

Практикумы.

Педагогические гостиные.

Консультативный пункт выступает как самостоятельное структурное подразделение образовательного учреждения. Его организация предполагает тесное взаимодействие различных специалистов: воспитателя, музыкального работника, педагога-психолога,   медицинского работника.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русских Людмила Николаевна «Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия»

«Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия» Русских Л.Н....

Консультация для воспитателей ДОУ "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида  «Нет такой стороны воспитания, на которуюобстано...

Реферат «Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия.»

Реферат по дисциплине “ Педагогика и психология. Воспитательная работа.” на тему«Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального б...

Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста

Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возрастаКонференция: Развитие детей дошкольного возрастаАвтор: Килина Марина ГеннадьевнаОрганизация: МДОУ д/с «Родничок»Насел...

Создание условий для успешной социализации ребенка в ДОУ (текст к презентации)

Создание условий для успешной социализации ребенка в ДОУ...

Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия.

Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло...

Консультация для воспитателей на тему:«Идем в школу с радостью» -создание условий для успешной социализации ребенка к обучению в школе»

laquo;Идем в школу с радостью» -создание условий дляуспешной социализации ребенка к обучению в школе»...