Дифференциация в детском саду
консультация (подготовительная группа) на тему

       Вопросы изучения уровневой дифференциации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_v_sadu.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Вопросы изучения уровневой дифференциации всегда были в центре внимания ученых. Сегодня эта проблема не потеряла своей актуальности.

 

Уровневая дифференциация – организация обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях: на обязательном (базовом, стандарт образования) и повышенном.

Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя (внутригрупповая).

      Внутренняя дифференциация – различное обучение детей в достаточно большой группе воспитанников, подобранной по случайным признакам, без выделения стабильных групп. Может осуществляться в форме учёта индивидуальных особенностей воспитанников, системы уровневой дифференциации.

Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе, созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.

 Внутренняя дифференциация предполагает следующие виды:

  • дифференциация по способностям (формы: задания различного уровня сложности, дозирование помощи педагога);
  • уровневая дифференциация;
  • дифференциация по интересам,
  • проектируемой профессии (для старшеклассников).

 Внутренняя дифференциация по индивидуально-физиологическим особенностям воспитанников существует обычно в форме индивидуального подхода к ним, когда учитываются их психофизиологические особенности (преобладающий тип памяти, особенности мыслительных операций, темперамент и т.д.)

     Организация внутригрупповой дифференциации включает несколько этапов:

1)    Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.

2)    Проведение диагностики на основе выбранных критериев.      3)    Распределение воспитанников на группы в соответствии с диагностикой.

4)    Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.

5)    Реализация дифференцированного подхода на различных этапах занятия.

6)    Диагностический контроль над результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

Внешняя дифференциация – это дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп воспитанников по программам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала. Внешняя дифференциация - это разделение воспитанников по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются.

Группы создаются с учётом:

интересов, склонностей;

способностей;

достигнутых результатов;

Отметим, что внешняя дифференциация не отрицает, а наоборот, предполагает одновременное существование и внутренней в организации учебного процесса.

Вывод: Дифференцированный подход обеспечивает личностно – ориентированную дифференцированную среду для развития, воспитания и сохранения здоровья воспитанников. Доведение воспитанников до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.

Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений.

1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности дошкольников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов.
К продуктивным  заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями дошкольники приобретают опыт творческой деятельности.

2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ

3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Такой способ дифференциации предполагает, что дошкольники со средним и высоким уровнем обучаемости выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы дошкольников. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое  не является обязательным для всех дошкольников.

4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

     При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп воспитанников. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством воспитателя, а другие самостоятельно.

     Работа организуется следующим образом. Дошкольники знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это сильные воспитанники) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью педагога анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (средние) начали работу самостоятельно. Те воспитанники, которые испытывают затруднения в работе (обычно это слабые),  выполняют все задания под руководством воспитателя. Этап проверки проводится фронтально.

      При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля проводится учет выполнения работы воспитанников (фиксация ошибок, затруднений), определяется динамика развития.

В соответствии с этим изменяются состав групп и характер дифференцированных заданий.

     Поэтому распределение по группам не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для дошкольников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от занятия  к занятию достигают всё более высокого уровня овладения знаниями, продвигаются вперед.

     Кроме того нужно использовать групповую работу и работу в парах, для того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, свободно в группе, мог оценить свои возможности, преодолев страх, отвечая педагогу, а самое главное – научился свободно мыслить, предлагая свое мнение, пусть и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища.

      Работа ведётся систематически и целенаправленно. При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.

       В своей педагогической деятельности я применяю дифференцированный подход и ставлю перед собой следующие задачи:

  • преодоления единообразия;
  • перенос акцента с коллектива воспитанников на личность каждого из них с ее индивидуальными возможностями и интересами;
  • создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на тему: "Дифференциация звуков и букв п-б"

Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти ...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.Задачи:- закреплят...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...