Занятие по ПДД в старшей группе на основе русской народной сказки "По щучьему велению"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Исаева Файзат Алитбековна

Занятие для воспитанников старшей группы по изучению и повторению правил дорожного движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_pdd_po_shchuchemu_veleniyu.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ПДД.

В старшей группе

«Емеля учит правила дорожного движения»

Программные задачи:
Образовательные:
• закреплять знания детей о светофоре, о его сигналах;
• систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;
Развивающие:
• развивать наблюдательность, зрительную память, умение отвечать полным ответом;
• привлечь детей к коллективной работе: изготовление макета улицы из цветной бумаги, коробок и пластилина;
Воспитательные:
• формировать интерес к работе с цветной бумагой;
• развивать мелкую моторику, воспитывать желание к выполнению ПДД.

  • воспитывать у детей ответственность за свою безопасность, объяснить, что соблюдение ПДД означает не только сохранять свою жизнь, но и жизнь других людей.


Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по правилам дорожного движения «Дорожные знаки», «Правила дорожные знать каждому положено».
Оборудование:
макет улицы;
цветная бумага, клей, коробки;

дорожные знаки, пластилин.

Ход занятия:

Дети входят в зал. Входят гости.

Восп – Дети, давайте, поздороваемся.

Мы говорим вам – «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья крепкого.

Мы говорим вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Мы говорим вам  - «Радости,

Удач, успехов и везения!»

Чтоб пожелать всем в этом зале

Прекраснейшего настроения.

Уважаемые гости, говорят, что чудес на свете не бывает. Поверьте, они существуют и даже находятся рядом с нами. Одно из прекрасных чудес света – это наши дети. Они словно цветы, появляясь тут и там, украшают нашу жизнь и наполняют ее особым смыслом.  Познакомьтесь с ребятами старшей группы Радуга. Сегодня наше занятие посвящено правилам дорожного движения.

В этот момент в зал вбегает Емеля.

- Ох, батюшки!!! Ой ой ой!!! Помогите, люди добрые!

Восп – Ребята, посмотрите. Кто это к нам пожаловал?

Дети – Емеля!

Воспит – Да, это же Емеля из сказки «По щучьему велению»! Здравствуй.

Как же ты попал к нам? Что с тобой случилось?

Емеля – Гой еси, добрые молодцы! (с поклоном) Да вот, Беда со мной приключилась. Лежал я на своей теплой печи, скучал…  И захотелось мне побывать в краях незнакомых, чудных, невиданных. По щучьему велению, оказался я вмиг на широкой черной тропинке. А вокруг!!! Железные звери ревут, на меня бегут, глазами желтыми пугают. Бросил я свою печку и пустился бежать со всех ног, куда глаза глядят. Вижу – стоит предо мной красивый терем расписной. Решил я в нем людей о помощи попросить.

Воспитатель – Не беспокойся Емеля, мы обязательно тебе поможем. Дети, как вы думаете, на какой черной тропинке оказался наш гость? И какие ревущие железные звери его так напугали?

Дети – это дорога и машины!

Вос – Верно, ребята. Емеля, ты попал не просто в красивый терем. Это наш детский сад. И сейчас мы с ребятами и гостями как раз будем говорить о дорожном движении. Будь и ты нашим дорогим гостем, мы расскажем тебе много интересного о наших дорогах, машинах и не только.

(Емеля садится, кивает, соглашается)

Мотивационный компонент (заставка на экране: сюжетная картинка дорог Древней Руси)

Давным-давно, когда не было автомобилей и правил дорожного движения, а люди передвигались пешком или на лошадях, отправляясь в дальний путь, они всегда брали с собой оружие и щит - мало ли кого встретишь на пути. И если на узкой тропинке встречались два богатыря, каждый из них отступал в правую сторону, чтобы пропустить другого и закрыть себя от незнакомца щитом в левой руке. Так появилось первое правило - двигаться по правой стороне. Шли годы, на дорогах появилось много машин, люди придумали правила для тех, кто не только ездит, но и ходит.

Ем – Друзья, так ведь на вашей «Доррррогее» еще и росписи были, белые и черные. Это что же художник изобразить то хотел?

 Восп – Ребята, подскажите Емеле, как называется вот такой рисунок на дороге?

(картинка зебры)

 Дети – дорожная разметка и пешеходный переход

Восп – Второе название пешеходного перехода – «зебра». А вы знаете, историю появления зебры на дороге?

Дети – нет

Восп – Очень давно пешеходные переходы отмечались металлическими кружками на асфальте. Но такая разметка была удобна только для пешеходов, а водитель замечал ее только в самый последний момент. Позже в стране под названием  Великобритания у дороги, в местах где люди ее переходили, установили полосатые столбы с оранжевыми фонарями наверху. (картинки)

А немного позднее появилась и зебра.

На экскурсии мы наблюдали за пешеходами, которые переходят улицу по пешеходной дорожке без светофора. Одни пешеходы смотрели вправо, влево, а потом переходили улицу. Некоторые пешеходы перебегали улицу в неположенном месте или по пешеходному переходу, но не смотрели по сторонам.

Ребята, а кто знает  как же правильно переходить пешеходный переход, когда нет светофора?

Дети: Необходимо переходить улицу по пешеходному переходу, чтобы не было аварий. Перебегая в неположенном месте дорогу, можно попасть под машину.

Воспитатель: Чтобы перейти дорогу, надо посмотреть сначала налево, а дойдя до середины, направо.

Емеля – а еще на дороге я повстречал одноногое трехглазое чудо-чудное. Мигало и светило оно красным, желтым, а потом и зеленым цветом. Что же это такое, ребята?

Дети – Светофор!

Воспитатель – Верно. Послушайте стихотворение замечательного писателя Сергея Михалкова о светофоре.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет – предупреждение –

Жди сигнала для движения

Ребята, а вы знаете как появился первый светофор?

Дети: Нет!

Послушайте мою историю:

Когда-то давно, когда не было машин, люди передвигались на лошадях.

Для того чтобы не заблудиться, на дорогах устанавливали указатели, которые помогали людям ориентироваться, куда надо ехать. Росли города, многочисленным повозкам и лошадям становилось все сложнее передвигаться по улицам, не мешая друг другу. Люди поняли, что важно не только ориентироваться на дороге, но и регулировать движение. Появились первые регулировщики. (Показ иллюстрации.) Кто такой регулировщик?

Ребята- Это человек, который стоит на дороге и показывает, кому куда ехать.

- Шло время, движение транспорта становилось все более интенсивным, и регулировщики уже не справлялись с регулировкой движения с помощью жезлов. Тогда человек придумал семафор и светофор. (Показ иллюстрации.)

Вы знаете, что это за устройства? Сколько сигналов показывает светофор и что обозначает каждый из них?

Дети называют цвета сигналов светофора, определяют, что необходимо делать при каждом сигнале. Воспитатель показывает макет светофора.

На местах, где много машин за порядком следит автоинспектор. Если светофор не работает, то он регулирует дорожное движение. У него в руке черно-белая   палочка – жезл (Слайд).

Но не только «зеброй» можно пользоваться для перехода улицы. Существуют разные виды переходов: подземный или надземный. Такие переходы вы можете увидеть в больших городах. (Слайд)

Воспитатель-Емеля ты помнишь, как сказал, что тебя напугал рев и шум наших машин

Емеля:Да!

(Включаю звуки различных сирен) Эти звуки называются СЕРЕНА, её используют машины специального назначения, для того чтобы показать , что они очень спешат и им нужно уступить дорогу.

Дети отвечают на вопросы воспитателя:

«Скорая» (показ игрушечной машины) Куда торопится эта машина?

«Пожарная» Куда торопится эта машина?

«Полиция» Куда спешит эта машина?

Дидактическая игра «Виды транспорта»

Цель: Развивать умение классифицировать транспорт : пассажирский, грузовой, специальный.

Ход игры.

На столе лежат карточки с видами транспорта, картинкой вниз. Каждый ребенок выбирает себе карточку с изображением транспортного средства. Рассматривает свою картинку и думает, к какому виду транспорта относится то, что там изображено. По сигналу воспитателя, выходят те дети у которых картинка с изображением пассажирского вида транспорта. Называют их. Затем выходят дети у кого грузовой вид транспорта и специальный вид транспорта.

В: Ребята, в больших городах чтобы, водители не мешали друг другу во время езды, на дорогах установлены дорожные знаки. Ребята, какие бывают дорожные знаки?

 Д: Информационные, предписывающие, запрещающие, предупреждающие.

 В: Правильно, а как выглядят предупреждающие знаки?

Д: Предупреждающие знаки имеют треугольную форму.

В: Правильно. Предупреждающие знаки предупреждают участников дорожного движения об опасностях. Давайте посмотрим на эти дорожные знаки.

В: О чем нам говорят информационные знаки?

Д: Информационные знаки информируют нас о заправке, телефоне.

В: Правильно. Информационные знаки информируют участников дорожного движения о разных услугах; указывают направление и расстояние. Посмотрите на эти знаки.

В: Еще есть предписывающие знаки, которые предписывают участникам дорожного движения определенные действия, например направление поворотов. Давайте посмотрим на эти дорожные знаки.

В: А еще есть запрещающие дорожные знаки – они запрещают участникам дорожного движения определенные действия, такие как разворот или запрещают движение определенного транспортных средств, например запрет движения грузовых автомобилей или тракторов. Посмотрите, как выглядят эти дорожные знаки.

В: А теперь давайте разгадаем загадки, которые я для вас подготовила.

1)Ты скажи-ка мне приятель

Как зовется указатель

У дороги, что стоит,

 Скорость снизить мне велит? (дорожный знак)

2)круглый знак, а в нем окошко

Не спешите сгоряча

 А подумайте немножко

Что здесь, свалка кирпича! (Въезд запрещен)

3)Это что за чудо-юдо

Два горба, как у верблюда?

Треугольный это знак Называется он как? (Неровная дорога)

4)Я знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил,

На стоянку у ограды – Отдыхать ей тоже надо (Место стоянки)

 5)В белом треугольнике

С окаемкой красной

Человечкам – школьникам

Очень безопасно.

Этот знак дорожный знают все на свете:

 Будьте осторожны,

На дороге… (Дети)

В: молодцы. А теперь давайте поиграем с вами в дидактическую игру «Какой знак?» (Воспитатель раздает карточки с изображениями дорожных знаков). Я вам называю дорожный знак, а вы ищете его на карточках, которые я вам раздала и тот, кто правильно найдет знак, рассказывает нам, что означает этот дорожный знак.

А сейчас ребята, давайте повторим с вами то, что вы уже знаете о правилах дорожного движения. Встаньте по кругу. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.

1. Кто идёт по тротуару? (пешеход)

2. Где люди ждут транспорт? (на остановке)

3. Как называется человек, управляющий транспортным средством? (водитель)

4. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (специальной разметкой – «зебра».)

5. Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)

6. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (т.к. транспортные средства не смогут сразу остановиться)

7. Чем отличаются светофор транспортный от пешеходного? (Транспортный светофор имеет три сигнала – красный, желтый, зеленый, а пешеходный два – красный и зеленый.)

8. Кто должен первый выйти из автобуса – взрослый или ты? (из любого транспортного средства первым всегда выходит взрослый, затем ребенок)

9. Как надо правильно обходить автобус, спереди или сзади? (надо подождать пока он отъедет.)

10. Можно играть детям около дороги? (нет)

Молодцы, все вспомнили, ничего не забыли.

- Я знаю, что вы любите играть, и сейчас я хочу поиграть с вами в игру. Проводится игра «Поднимите руку, те кто…».

- Поднимите руку те, кто любит играть в машинки?

- Поднимите руку те, кто приходит в детский сад пешком?

- Поднимите руку те, кто приезжает в детский сад на автобусе?

- Поднимите руку те, кого привозят в детский сад на машине?

- Поднимите руку те, кого сегодня привела мама?

- Поднимите руку те, кого сегодня привел папа?

- Поднимите руку те, кто приходит в детский сад один, без взрослых?

- Сейчас вы все находитесь в группе, это значит, что все вы приходите в детский сад вместе с взрослыми, с мамой или папой, с бабушкой или дедушкой. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, мы с вами знаем, что улица – это место, где надо быть очень внимательными, чтобы не случилось беды.

- Когда мы выходим из дома, то сразу попадаем на улицу. По улице мы можем добраться в любое необходимое нам место. Выходя на улицу, мы сразу становимся участниками дорожного движения.

Емеля, а знаешь ли ты, что нашем детском саду много ребят, есть и совсем маленькие, которые еще не знают, где должны идти пешеходы, не знают, что означают сигналы светофора, и в каком месте можно переходить дорогу. Как ты думаешь, кто поможет детям из младшей группы узнать правила дорожного движения?

Емеля- Незнаю…

- Ребята, а вы смогли бы рассказать малышам о правилах безопасности на дороге? Вы хотели бы помочь им выучить эти важные правила? (ответы детей).

- Конечно, чтобы малышам было легче учить правила дорожного движения, надо показать им улицу, но ведь они пока еще маленькие и за территорию детского сада им выходить нельзя? Как мы можем показать младшим детям улицу не выходя за территорию детского сада? (ответы детей)

- Хорошо придумали, мы и фотографии улицы им можем показать, и рисунки нарисовать, и аппликацию сделать, и про светофор рассказать.

А я хочу предложить вам сделать макет одного участка улицы и подарить его малышам.

- Перед тем как начать работу, давайте поговорим о том, как устроена улица. Я начну, а вы мне помогайте.

Улицы устроены так, чтобы всем людям было удобно.

- на улице стоят дома;

- вдоль улицы расположены тротуары и дороги;

- по дороге двигаются автомобили, ими управляют шоферы.

- на улицах обозначены места для переходов.

Посмотрите, перед вами лежат

заготовки, необходимые для работы.

- Давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами.

- Приступайте к выполнению задания.

(Воспитатель вместе с детьми делают макет улицы)

Воспитатель: Ребята перед вами создан макет улицы, у каждого из вас будет своя роль в этой ситуации. Нам нужно проиграть с вами ситуацию на дороге, соблюдая все правила дорожного движения. (каждый ребенок играет определенную роль – гаишник, регулировщик, пешеходы, автомобилисты, светофор, специальные автотранспорт – скорая помощь, пожарные. Проигрывание ситуации на дороге, меняющаяся история и правила движения.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть активными участниками дорожного движения? Что вам запомнилось и какие правила необходимо запомнить?

Емеля, а  тебе  понравилось у нас в гостях? Ты запомнил правила дорожного движения?

Емеля: Ребята, большое спасибо, что вы мне рассказали и показали как нужно вести себя на улице и на дороге. Но я хочу с вами поиграть в игру «Самый внимательный» и еще раз закрепить знаки светофора. Под ритмичную музыку Емеля показывает сигналы светофора, а участники должны выполнять соответствующие цвету движения (красный стоять, желтый прыгать, зеленый бег на месте).

Ведущий: Емеля, тебе понравилось с нами играть? Теперь ты не попадёшь в опасную ситуацию?

Емеля: Я запомнил твёрдо, дети, Верно, поступает тот, Кто лишь при зелёном свете Через улицу идёт!

Ведущий: Молодец, Емеля! Ты все правильно запомнил.

 Ведущий: Выходя на улицу, приготовь заранее вежливость и сдержанность, А главное - внимание.

Емеля: Спасибо ребята и взрослые, я всегда это буду помнить. Но мне пора возвращаться домой. До свидания!

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения. Старайтесь быть предельно внимательными на дороге, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям, берегите свою жизнь.

Рефлексия.

Ребята, что на занятии вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? Что вы нового узнали для себя? Какие сигналы у светофора?  Где и как мы должны переходить улицу?
(краткий опрос по занятию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Путешествие по русской народной сказке "Гуси - лебеди"

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Путешествие по русской народной сказке "Гуси - лебеди"...

Конспект НОД во второй младшей группе на основе русской народной сказки «Колобок». Тема «Животные леса».

Конспект НОД во второй младшей группе на основе русской народной сказки «Колобок». Тема «Животные леса»....

КОНСПЕКТ НОД по физическому развитию в средней группе на основе русских народных игр с использованием здоровьесберегающих технологий

Задачи: Закрепить элементарные представления детей  о русских народных играх.Продолжать развивать двигательную активность детей: ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.Приучать к самос...

КОНСПЕКТ НОД по физическому развитию в средней группе на основе русских народных игр с использованием здоровьесберегающих технологий

Задачи: Закрепить элементарные представления детей  о русских народных играх.Продолжать развивать двигательную активность детей: ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.Приучать к самос...

Физкультурный досуг для детей старшего возраста на основе русских народных игр "Веселимся мы, играем и нисколько не скучаем"

Цель: Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.Задачи:1.Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.2.Продолжать знакомить с русскими н...