Самообразование
материал (старшая группа) на тему

самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniedokument_microsoft_office_word.docx68.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Применение наблюдений старшего дошкольного возраста при  ознакомлении с природой.

Прежде чем давать знания, надо научить думать,

Воспринимать, наблюдать.

В.Сухомлинский.

Наблюдение – специально организованное воспитателем, целенаправленное более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть формирование представлений об окружающем мире, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Для успешного достижения представленной цели педагог продумывает и использует специальные приёмы, организующие активное восприятие детей: задаёт вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными явлениями природы.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой  приучает детей приглядываться, подмечать её особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, к решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Это неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, небольшими подгруппами, так и со всей группой воспитанников. Это зависит  от его цели и содержания, а также от задач, стоящих перед воспитателем. Так, во время занятия можно смотреть за животными и растениями, трудом взрослых. Работа  с детьми в этом случае организуется по подгруппам или фронтально.

Прежде всего, воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитанию детей. Затем выбирает объект (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть интересным и в то же время доступным для восприятия.

Воспитателю следует подготовить все необходимые для этого процесса предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щёточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдения может происходить  с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т.д).

Необходимо продумать  и организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним – покормить, поиграть. Следует  предусмотреть и хорошее освещение объекта.

Проводя наблюдения, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа. На первом необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям даётся время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить своё любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему своё отношение.

На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приёмы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образ жизни животного, состояния растения и т.д., устанавливает необходимые связи. Затем задаёт детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать  предмет, сравнить один с другим.

Широко используются трудовые действия, игровые приёмы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

На третьем этапе подводится итог, обобщаются полученные представления. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

Наблюдения в старшем возрасте должны занимать  15  - 25 минут, проводить их надо ежедневно, но каждый раз надо предлагать разные объекты для рассматривания. Наблюдения бывают кратковременные и длительные. Кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явлениях(дети учатся  различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности), а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д. Длительные наблюдения организуются для накопления представлений о росте и развитии растение и животных, сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают состояние объекта с тем, что было раньше.

Цель и задача наблюдения должны быть поставлены чётко и конкретно. Во всех случаях задача должна  иметь познавательный характер, заставлять ребёнка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг представлений об объектах природы, которые формируются у детей постепенно в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления

Наблюдения должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация  умственной деятельности достигается разнообразными приёмами: постановка доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнения одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребёнка).

Представления, полученные детьми, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать определённую последовательность:

 - устанавливать факты;

 - формировать связи между частями объекта;

 - накапливать представления у детей;

 - проводить сопоставления;

 - делать выводы и устанавливать связи между проводимым сейчас наблюдением и организованным ранее.

В процессе познавательно – исследовательской деятельности у детей формируются такие социально – нормативные возрастные характеристики, как:  

 - Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др.;

 -  проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

 Цикл наблюдений. 2017 – 2018гг

Месяц/

Период

Тема наблюдений

Цели

Игры

Сентябрь

Первая неделя.

Цикл

наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка.

 Комплектование группы,  диагностика.

Наблюдение № 1 «Что цветёт на участке детского сада»

Определение уровня экологической воспитанности детей.

Расширение  представлений детей о внешнем виде, названии цветущих растений участка, активизировать наблюдательность (5 – 6 цветущих растений).

Пальчиковая игра «Наши алые цветы».

Наблюдение №2

«Какие они цветущие растения».

Расширять представления детей о частях растений и их функциях, продолжать учить детей сравнивать растения по разным признакам.

Н –п игры «Чудесные цветы»

Наблюдение №3

«Кто помогал расти цветам»

Закреплять представления детей о благоприятных условиях  для роста растений.

 Рисование «Что такое лето?»

Учить детей отражать свои впечатления о лете.

Целевая прогулка к овощному магазину.

Расширение представления об овощах и фруктах.

Д  - игра «Вершки и корешки»

Вторая неделя.

Наблюдение № 4 «Что было сначала, что потом?».

Продолжается определение уровня экологической воспитанности дошкольников.

Уточнить представления о том, какие изменения происходят с растениями во время их роста.

Д – игра «Природа и человек»

Наблюдение №5

«Соберём семена садовых цветов»

Обращать внимание детей на появление у растений семян на месте цветков.

Наблюдение №6 «Украсим группу, детский сад красивыми цветами»

Учить украшать помещение цветами.

 Рассматривание картин «Грибы»

Закрепить знания детей о грибах: съедобных и не -  съедобных.

Д – игра «Соберём грибы»

Домашнее задание на выходные «Как я собирал грибы с родителями»

Продолжать закреплять знания детей о грибах, подготовить небольшой рассказ по этой теме. Развивать речь, мышление, память, словарный запас.

Д –игра «Что в корзину мы берём?»

Развлечение «Грибная полянка»

Продолжать знакомить с грибами.

Беседа о дежурстве в уголке природы

Уточнить представления детей о растениях в уголке природы. Подводить  к пониманию необходимости постоянно заботиться о растениях, способствовать воспитанию ответственности за порученное дело.

 Третья неделя.

Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём.

Формировать умения замечать сезонные изменения, определять характер погоды.

Занятие «Как

заполнять  календарь природы?».

Познакомить детей со страницами календаря на сентябрь, условными обозначениями; учить рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскрашивать квадратики, обозначающие дни недели; развивать интерес к наблюдениям за природой.

Наблюдение №7

«Где ещё растут садовые цветы?»

Показать, что садовые цветы растут там, где растут там, где их посадил человек и создал необходимые условия для их жизни.

Наблюдение №8

«Нужно ли собирать семена дикорастущих растений»

Показать, что семена дикорастущих растений сами опадают, разносятся разными способами, кто ими питается.

Домашнее задание: «Какие ягоды я собирал с родителями в выходные»

Продолжать закреплять знания детей о ягодах, подготовить небольшой рассказ по этой теме. Развивать речь, мышление, память, словарный запас.

П \игра( м\ п) «Раз, два, три -  ягоду назови»

Беседа «Лесные и садовые ягоды»

Закрепить знания детей о лесных и садовых ягодах. Их форме, цвете, вкусе.

д\игра «определи по вкусу»

Четвёртая неделя

Наблюдение за деревьями на участке детского сада в разные сезоны  времени года.

 Чтение стихов о деревьях.

Знакомство с природоведческой литературой, прослеживание сезонных изменений в состоянии деревьев.

Сбор листьев с деревьев и кустарников для засушивания.

Составление картин из листьев.

Д / игра «Закрась по контуру»

Чтение книги В.Бианки «Мышонок Пик»

Знакомство с природоведческими сказками В.Бианки.

Занятие « Наш дом – природа»

Познакомить детей с тем, что нас окружает природа. Расширять представления  о её объектах, учить находить сходства и различия между домом человека и домом природой. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой.

Наблюдение №1 «Знакомьтесь, дети, я – хомяк»

Вызвать у детей эмоциональное отношение к зверьку, желание наблюдать.

Занятие «Овощи и фрукты на нашем столе».

Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространённых в местности, закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей, учить готовить салат.

Октябрь.

Первая неделя

Элементарный опыт  №1 (песок, глина)

«Сыплется, не сыплется».

Познакомить детей со свойствами песка и глины по сыпучести.

Элементарный опыт №2

«Из чего состоят песок и глина».

Показать детям, что песок состоит из  очень мелких зёрнышек – песчинок, а глина из слипшихся частичек.

Экспериментальный опыт №3

«Двигается ли песок и глина?»

Показать детям, что под воздействием ветра, воздуха песчинки легко сдуваются, а кусочек глины сдуваются труднее или совсем не двигается.

Наблюдение №2 «Устроим для хомяка хороший дом».

Установить, какие условия нужны хомяку для того, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел; учить детей помогать взрослым.

Наблюдение №3 «Хорошо ли хомяку в новых условиях».

Учить ребят замечать, как животное ведёт себя в новой обстановке, какие совершает действия, правильно понимать поведение зверька, определять его самочувствие, делать выводы о том, уютно ли ему, чего не хватает, что можно улучшить.

Наблюдение №4

«Что и как ест хомяк?»

Познакомить детей с набором кормов для хомяка, выяснить, как он ест, какую еду предпочитает.

Экскурсия в библиотеку.

Ознакомление с учреждением, развитие представлений о творчестве В.Бианки и ценности книг.

Вторая неделя.

Наблюдение  №5

«Как хомяк делает запасы?»

Показать детям, что у хомяка есть защёчные мешки, в которых он может переносить еду в своё гнездо – запасать её.

Наблюдение №6 «Хомяк – чистоплотный зверёк»

Учить детей замечать , как  хомяк ухаживает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно пользуется туалетом, какие при этом совершает действия.

Наблюдение № 7 «Как хомяк отдыхает»

Выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течение дня; понаблюдать за тем, в какой позе он спит, в каком месте.

Экспериментальный опыт №4

«Что твёрже?»

Закрепить представления детей, что песок  - рыхлый, а глина – твёрдая.

Опыт №5

«Проходит ли вода через глину и песок?»

Показать детям, что  вода легко проходит сквозь песок и остаётся сверху глины.

Опыт №6

«В какую поверхность легче посадить палочку?»

Доказать, что палочку легче посадить во влажную поверхность.

Опыт №7

«Из чего легче лепить – из глины или песка?»

Уточнить представления детей о том, что из глины лепить легче.

Занятие «Растения в нашем уголке природы»

Уточнять представления детей о 4 – 5 видах растений, о необходимости для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями.

Третья неделя

Совместная работа в комнате природы.

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.

Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём

Определение погоды и сезонного состояния живой природы в октябре, развитие наблюдательности.

Чтение рассказов В.Бианки.

Уточнение и расширение представлений об осенних явлениях природы. Знакомство с природоведческими сказками В.Бианки.

Познавательная минутка «Почему осенью падают листья с деревьев и кустарников»

Учить детей слушать  и воспринимать услышанное, с опорой на иллюстрации. Дать представление о взаимосвязи между живой и неживой природой.

«Из чего легче лепить из глины или песка?»

Уточнить представления о том, что из глины лепить легче.

Четвёртая неделя.

Наблюдение № 8 «Какой хомяк и чем отличается от мышонка?»

Уточнить с детьми внешние особенности зверька.

Наблюдение №9 «Как передвигается хомяк?»

Занятие «Корова и коза – домашние животные»

Уточнить способы перемещения зверька в пространстве.

Формировать у детей обобщённое представление о том, что корова и коза – домашние животные  и человек заботиться о них.

Занятие «Для чего животным хвосты?»

Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания, о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой, знакомить с книгами познавательного характера, инсценировать их, делать выводы, строить умозаключения.

Беседа «Правила поведения в лесу»

Воспитывать бережное отношение к природе и любить природу, закреплять знания о правилах поведения в лесу.

Ноябрь.

Первая неделя.

Совместная работа в комнате природы.

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.

Начало зимней подкормки птиц, обустройство и изготовление кормушек.

Воспитание сочувствия  к птицам, бережного отношения к природе.

Занятие « Жизнь хомяка в природе». Продолжение Наблюдений за хомяком.

Познакомить детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни, который он ведёт в естественных природных условиях, дать представления о приспособленности строения тела и поведение хомяка к самостоятельной жизни в природе.

Наблюдение №10 «Когда хомяка трудно заметить».

Уточнить представления детей о приспособленности хомяка к жизни в природе, о его маскировочной окраске; развивать наблюдательность, умение правильно отражать в речи причинно – следственные зависимости.

Наблюдение №11 «Боится ли хомяк нападения?».

Учить детей наблюдать за поведением зверька в новой ситуации, когда моделируется нападение хищной птицы.

Вторая неделя.

Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке.

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.

Чтение – рассматривание книги Г.Снегирёва «Как птицы и звери к зиме готовятся».

Закрепить имеющиеся представления у детей о подготовке птиц и зверей к зиме. Формировать устойчивый интерес к рассматриванию птиц. Расширять представления о единстве растительного и животного мира.

Рассматривание кактусов.

Уточнять известные детям способы ухода за комнатными растениями. Воспитывать интерес детей к уходу за растениями.

Третья неделя.

Продолжение совместной  работы в комнате природы, подкормка птиц на участке.

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.

Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём.

Определение погоды и сезонного состояния живой природы в ноябре, развитие наблюдательности.

Д\ игра «Соберёмся на прогулку»

Занятие «Лошадь и овца – домашние животные».

Формировать представление о том, что лошадь и овца – домашние животные.

Рассказ – беседа о диких животных.

Закрепить представления детей о внешнем виде и повадках диких животных. Продолжать учить детей отгадывать загадки.

Рассказ о верблюде и осле.

Познакомить детей с особенностями внешнего вида и повадками верблюда, оленя, осла, их повадками. Подводить детей к пониманию того, что существует связь между особенностями внешнего вида и условиями жизни.

Четвёртая неделя

Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке.

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.

Занятие «Уходит золотая осень».

Уточнение представлений об осени, развитие восприятия красоты природы.

Д\ игра « Зоологическое домино»

  Беседа «Как приготовились  

к зиме домашние животные»

Подвести итоги наблюдения за домашними животными, показать, что все животные готовятся к наступающим холодам.

Развлечение «Осенний праздник»

Закрепить представление детей об осенних приметах.

Декабрь

Первая неделя.

Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке.

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.

Наблюдение № 1

«Как узнать ель?»

Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев.

Наблюдение №2

«Какие у ёлки иголки»

Провести наблюдение , чтобы дети увидели, что все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые колются, тёмно – зелёного цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться.

 Занятие

«Как помочь больному».

Формировать представление о здоровье, как одной из основных ценностей, воспитывать отношение к больному сверстнику или взрослому, как страдающему человеку, нуждающемуся  в заботе и внимании со стороны близких.

Чтение сказки  С.Михалкова «Ёлочка».

Развитие эмоционального  отклика и бережного отношения к ёлке.

Экскурсия  по экологической тропе на участке детского сада.

Закрепить представления детей о зимних изменениях на участке детского сада: солнце за облаками, звуки приглушены, запахи заморожены. Снег с каждым днём всё глубже и глубже. Птицы всё сильнее жмутся к людям, что – нибудь да перепадёт. В глубоком сне находятся деревья. Учить детей узнавать знакомые деревья в безлистном состоянии.

Вторая неделя.

Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке, цикл наблюдений за елью.

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.

Наблюдение № 3

«Сравниваем ель с искусственной ёлкой».

Уточнить с детьми, чем отличается натуральная ель от искусственной ёлки.

Наблюдение №4 «Сколько лет нашей ели?».

 Определить детям, как можно определить возраст ели.

Наблюдение №5  «Кто может обидеть ель, и как мы можем ей помочь?».

Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели.

Занятие «Станем юными защитниками природы»

Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по – доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели.

Третья неделя.

Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке.

Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём.

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.

Определение погоды и сезонного состояния живой природы в декабре, развитие наблюдательности. Воспитание бережного отношения к ёлке.

Наблюдение №6

«Наша ёлочка красивая».

Учить детей видеть красоту дерева в разное время года.

Занятие «Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу».

Формировать представление о приспособленности лесных зверей к жизни в зимнее время.

Чтение рассказа В.Бианки «Приспособился».

Расширение представлений о поведении медведя.

Четвёртая неделя.

Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке.

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.

Наблюдение №1  «Какой снег?»

Уточнить с детьми свойства снега.

Наблюдение №2 «Снежинки очень красивы».

Рассмотреть с детьми снежинки, обратить внимание на их строение и красоту.

Наблюдение №3 «Какие функции выполняет снег».

Познакомить с тем, что снег укрывает землю, траву, корни деревьев, кустарников. Им тепло под снегом.

Занятие «Сравнение ели и сосны».

Развивать умение детей различать ель и сосну ( у ели ветки растут по всему стволу от верхушки до земли, опущены вниз; у сосны расположены наверху ствола, растут вверх;  у сосны кора светлее, у ели темнее. Ветки ели и сосны покрыты хвоёй; у сосны хвоя длиннее, у ели короче; у сосны хвоя растёт по две вместе, у ели по одной. Шишки ели продолговатые, сосновые шишки короткие, округлой формы, в них  есть семена).

Январь.

Первая неделя.

Наблюдение №4 «Получаем талую воду».

Показать и рассказать детям, что снег, принесённый в  помещение, постепенно тает, из него образуется талая вода, она содержит мусор, грязь, поэтому снег брать в рот не следует, но талой водой хорошо поливать комнатные растения.

Наблюдение №5 «Замораживаем воду»

Показать детям, что жидкая вода на морозе меняет своё состояние – превращается в твёрдый лёд ( а не в снег); из подкрашенной воды можно сделать красивые цветные льдинки,  чтобы украсить  ими участок, ёлку.

Рисование «Наш участок зимой».

Учить детей отражать свои впечатления о зиме.

Разучивание стихов о зиме.

Развивать память.

Акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка», праздник Новогодней ёлки, украшенной игрушками изо льда.

 На участке детского сада.

Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к живой ели, изготавливать игрушки изо льда.

Чтение рассказов  В.Бианки «Синичкин календарь» - Январь и др.

Продолжать учить слушать чтение познавательной литературы, представлять её содержание в образах.

Вторая неделя.

Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке.

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.

Наблюдение №1 «Какие птицы прилетают на кормушку»

Учить детей различать птиц по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.

Д – игра «Что за птица?»

Наблюдение №2

«Ищем птичьи следы»

Установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных, машин, санок, лыж; птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали.

Наблюдение №3

 «Как птицы передвигаются по земле?»

Учить  детей замечать особенности передвижения птиц по земле.

Игра «Летает – не летает».

Наблюдение №6

«Когда бывает пар?»

Познакомить детей с паром, объяснить, как он образуется (в теплом месте пар можно заметить, если кипит вода, - лёгкими полупрозрачными клубами он поднимается вверх. Это очень горячий, опасный пар, он может обжечь тело).

Наблюдение №7

«Пар – это вода»

Познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду.

Комплексное занятие «Что за зверь!»

Знакомить детей с познавательной литературой, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание совершать простейшие опыты.

Третья неделя.

Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке, ведение календаря.

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.

П/г «Синички»

Наблюдение №4 «Как птицы летают?»

Обратить внимание детей на то, что птицы в полёте выглядят иначе, чем на земле.

Наблюдение №5

«Когда  птицы бывают заметны?».

Обратить внимание детей на маскировочную окраску птиц.

Сбор веток, изготовления гербария.

Создание пособия «Деревья и кустарники детского сада» - зимний период.

Продолжение чтения книги В.Бианки «Синичкин календарь».

Воспитание интереса к природе и произведениям В.Бианки.

Чтение рассказа С.Воронина «Моя берёза».

Знакомство с природоведческой литературой, прослеживание сезонных изменений в состоянии дерева.

Четвёртая неделя.

Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке, ведение календаря.

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними

Наблюдение №6

«Чем попугаи отличаются от воробьёв и ворон?».

Учить детей целенаправленно рассматривать попугаев, выделять характерные особенности их внешнего вида, сравнивать с хорошо знакомыми птицами и находить признаки различия в их строении и поведении.

Наблюдения №7

«Чем попугаи похожи на ворон и воробьёв?».

Учить детей, сравнивая внешний облик и поведение птиц, находить общие признаки: покрыты перьями, имеют клюв, две лапы, два крыла, могут летать по воздуху и передвигаться по земле, деревьям.

Комплексное занятие «Лес – это дом для многих жильцов»

Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга; главные в лесу – деревья, они создают тень, под ними растут теневыносливые кустарники, травы, ягоды и грибы, в лесу, на земле и на деревьях, кустах живёт множество животных – там они находят пищу, могут прятаться, строить гнёзда и убежища.

Февраль.

Первая неделя

Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке, наблюдения за явлениями погоды и  ведение календаря.

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними

Наблюдение №8

«В хороших ли условиях живут попугаи?».

Уточнить с детьми, хорошими ли условиями  для птиц, живущих в неволе, являются просторная клетка, в которой они могут свободно двигаться, возможность летать в помещении, чистый песок на дне клетки, удобная жердочка, свежая вода, разнообразный корм.

Наблюдение № 9

«Чем мы кормим наших птиц и что они особенно любят?».

Уточнить, чем питаются птицы (зерносмесь, мягкие корма ( крошки яиц, творога, каши, хлеба; тёртая морковь), кусочки свежих фруктов, выращенная зелень, свежая вода).

Огород на окне. Наблюдение №1 «Выращиваем лук»

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры , желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.

Занятие «Как люди помогают лесным обитателям».

Формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности - -зимней подкормке животных; воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.

«Панорамы добрых дел».

Воспитание осознанного отношения к хорошим поступкам и  стремление совершать добрые дела.

Вторая неделя.

Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке, наблюдения за явлениями погоды и  ведение календаря.

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними

Наблюдение № 10 «Сколько чего у попугаев?»

Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего облика попугая.

Наблюдение № 11 «Что делают попугаи клювом и лапами?».

 Развивать в детях наблюдательность  - умение замечать, что каждая часть тела нужна птицам для разных действий: клювом попугаи клюют корм, чистят пёрышки; лапами цепляются за жердочку, ходят, лазают и т п.

Наблюдение  №2 «Выращивание лука»

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий – воды, света, тепла; сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании и связывать её с тем, что все луковицы находятся в разных условиях; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы.

Подготовка и проведение праздника, посвящённого творчеству В.Бианки.

Познакомить с творчеством В.Бианки.

Третья неделя.

Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке, наблюдения за явлениями погоды и  ведение календаря

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними

Наблюдение №3

«Выращиваем лук»

Учить детей замечать изменения в росте луковиц (зелени, корней), связывать  их с условиями, в которых находится каждое растение; делать зарисовки с натуры, пользуясь трафаретами; отмечать истекшую неделю в календаре.

Наблюдение № 12 «Как попугаи отдыхают и спят?».

Воспитывать в детях внимательное, бережное отношение к птицам – обитателям уголка природы; понимание, что они иногда отдыхают днём и спят ночью, сидя на жердочке и спрятав голову под крыло, и что им не надо мешать.

Наблюдение №13

« как попугаи смотрят и слушают?».

Уточнять представления детей о строении попугая,  о том, для чего ему нужны глаза и уши.

Продолжение чтение произведения В.Бианки «Синичкин календарь».

Уточнение представлений о зимних явлениях в природе.

Четвёртая неделя.

Продолжение совместной работы в комнате природы, подкормка птиц на участке, наблюдения за явлениями погоды и  ведение календаря.

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними

Наблюдение №4 «Выращиваем лук»

Учить детей замечать изменения в состоянии растущих луковиц, фиксировать различия и связывать их с не одинаковыми условиями жизни, зарисовывать луковицы с натуры.

Наблюдение №14 «Красивы ли наши попугаи?».

Воспитывать умение замечать красоту птиц в любых проявлениях; побуждать отражать свои впечатления в изобразительной деятельности.

Д – игра «Кто где передвигается»

Наблюдение № 15

«Как птицы относятся друг к другу?».

Обратить внимание детей на то, что птицы нежно относятся друг к другу, не ссорятся. Можно повесить домик, положить в клетку материал для гнезда (сухие травинки, тонкие веточки). Вполне возможно, что птицы заинтересуются домиком и в дальнейшем сделают в нём гнездо, отложат яички и выведут птенцов.

Комплексное занятие «Прошла зима холодная»

Уточнение представлений о зиме, развитие восприятия красоты природы.

Март.

Первая неделя.

Наблюдение №5 «Выращивание лука»

Развивать в детях  наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

«Панорама добрых дел» - весь месяц.

Воспитание осознанного отношения к хорошим поступкам и  стремление совершать добрые дела.

Занятие «Наши четвероногие друзья»

Формировать у детей представления о том, что собаки – умное домашнее животное, предано хозяину, её можно дрессировать, многому научить, поэтому собак используют на разных службах – для охраны частных домов, учреждений, для охраны стада, в качестве поводырей, для розыска правонарушителей; воспитывать интерес к этим животным, умение правильно обращаться с ними.

Чтение сказки Н.Носова «Бобик в гостях Барбоса» и инсценировка.

Развитие театрально игрового творчества и радостно – эмоционального отношения к содержанию произведения.

Комплексное занятие «Подарок дорогому человеку».

Воспитание  доброго отношения к близким людям, развитие способности творчески воспроизводить впечатления  о природе.

Вторая неделя.

Продолжение совместной работы в комнате природы,  наблюдения за явлениями погоды, рыбками и   ведение календаря

И заканчивается наблюдения за луком.

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними

Наблюдение № 1 «Кто живёт в нашем аквариуме?»

Уточнить с детьми, что аквариум – это маленький водоём, в котором живут рыбы разных видов, растения, улитки; рыбки отличаются друг от друга по окраске.

Наблюдение № 2 «Сравним рыбок по внешнему виду»

Уточнить названия рыб, особенности внешнего строения, характерные различия, отметить красоту водных обитателей.

Д – игра «И я»

Занятие «Как люди заботятся о своём здоровье весной.»

Уточнение представлений о теле человека, его оздоровлении зимой.

Наблюдение №3 «Какие условия нужны рыбкам для жизни?»

Уточнить представления детей об условиях, которые нужны рыбкам для жизни в аквариуме.

Третья неделя

Недельный цикл наблюдений за явлениями природы,  рыбками и работа с календарём.

Определение погоды и сезонного состояния живой природы в марте, развитие наблюдательности.

Обратить внимание на признаки приближения весны: день прибавляется, солнце светит ярко, появляются кучевые облака, закрепить представления об особенностях климата: уже весна, а у нас ещё морозы, особенно по ночам, вьюги, сильные ветры и т.д.

Беседа с детьми о труде дворника.

Дети наблюдают за работой дворника:  Какой снег труднее убирать?  – ( с дорожек, где он спрессовался или рыхлый) , воспитывать умение помогать взрослым.

Наблюдение №4 «Что и как едят рыбки?»

Уточнять  и расширять  представления детей о различных кормах для рыб (сухой, живой, очень маленькие кусочки сырого мяса, рыбы; сухие крошки хлебных изделий);  о том, как рыбы ведут себя во время кормления (заранее подплывает к кормушке, плавают под ней в ожидании корма, хватают ртом крошки с поверхности воды или в её толще).

Продолжение чтения произведения В.Бианки «Синичкин календарь»

Уточнение представлений о зимних явлениях в природе.

Инсценировка произведения Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса»

Развитие театрально – игрового творчества и радостно – эмоционального отношения к содержанию произведения.

Четвёртая неделя

Совместная работа в комнате природы. Продолжение наблюдений за рыбами.

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям животным  ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.

Наблюдение №5 «Как плавают рыбки?»

Уточнить представления детей о том, что рыбки хорошо чувствуют себя в воде, легко, без усилий передвигаются.

Развлечение. День весеннего равноденствия.

Познакомить детей с праздником, когда день и ночь сходятся. День прибывает – когда это бывает?

Занятие «Сравним кошку с собакой»

Уточнение представлений о кошке, как домашнем животном.

Наблюдение №6

«»Как рыбы дышат?

Дать детям представление о том, что рыбы дышат воздухом, который есть в воде.

Наблюдение №7 «Как рыбы отдыхают и спят?»

Дать детям представления о том, что рыбы, как и все живые существа, нуждаются в отдыхе.

Апрель. Первая неделя.

Наблюдения за комнатными растениями.

Наблюдение №1 «Знакомство с колеусом»

Научить узнавать и называть комнатное растение, учить более полно описывать растение, отмечая существенные признаки внешнего вида. Укрепить интерес детей к уходу и наблюдениям за ним.

Наблюдения №2 «Сравнение колеуса с геранью».

Закрепить умение узнавать и называть эти комнатные растения, учить их описывать, отмечать существенные признаки внешнего вида, замечать и называть, чем они похожи, чем схожи. Укрепить интерес к уходу и наблюдениям за ними.

Продолжать вести «Панораму добрых дел»

Воспитывать эмоционально – положительное отношение детей к природе; осознанное отношение к своим поступкам.

Занятие «Воздух и его свойства».

Обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачность, он есть повсюду, подвижность, отсутствие запаха, у воздуха есть вес. Учить устанавливать простейшие связи, делать выводы. Развивать интерес к исследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение к первозданной чистоте природы, привлечь внимание к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха.

Вторая неделя.

Занятие «Весна в жизни лесных зверей»

Уточнять и расширять представление детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, ёж), насекомые, которые зимой спали; все устраивают свои гнёзда, норы, выводят потомство; весна для всех создаёт хорошие условия (много света, тепла пищи).

Чтение произведения В.Бианки «Лесные домишки».

Расширение представлений о весеннем поведении лесных птиц.

Наблюдение №1 «Мать и мачеха – первые цветы на участке».

Побуждать детей радоваться первым  весенним цветам, познакомить с их названием, с особенностями строения: стебель покрыт чешуйками, он без листьев, цветок жёлтый, по форме похож на корзиночку.

Наблюдение №2 «Где можно найти мать и мачеху?»

Развивать у детей наблюдательность – умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сходит снег: учить устанавливать причинно – следственные связи: цветы растут, потому что в этих местах условия жизни лучше, чем в других, - больше тепла, влаги, почва оттаявшая.

Наблюдение №3 «Сколько цветов мать и мачехи на нашем участке?»

Отметить с детьми, что цветов стало больше: они группами растут на всех солнечных местах; связать появление цветов с благоприятными условиями – обилием света, тепла, влаги в этих местах.

Третья неделя.

Продолжается цикл наблюдений за мать и мачехой .

Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними.

Наблюдение №4 «Какие листья у мать и мачехи (почему её так назвали)?».

Определить с детьми форму, размер, окраску, количество появляющихся листьев мать и мачехи; отметить различный характер поверхности верхней и нижней сторон листа растения (нижняя сторона бледно – зелёная, теплая и мягкая на ощупь – «как родная мать», верхняя сторона тёмно – зелёная, гладкая и холодная на ощупь – «как мачеха»); уточнить интересную последовательность развития растения (сначала появляются только цветы, а листья вырастают позже).

Наблюдение №5 «Как растут и как появляются семена у мать и мачехи?».

Вызвать у детей интерес к самостоятельным наблюдениям за знакомым растением, учить замечать его изменения; уточнить их представления о последовательности роста и развития растения (после цветов бывают семена, появившиеся листья растут и увеличиваются в размере).

Вечер досуга «Люблю берёзку русскую»

Обращать внимание на весеннюю красоту берёз – свисающие ветки, белые стволы, нежную зелень распускающейся листвы.

Комплексное занятие «Береги деревянные предметы»

Дать детям представление о том, что дерево является важным строительным материалом ( из стволов деревьев делают доски, фанеру, которые идут на изготовление домов, мебели, предметов быта, сувениров; дерево – лёгкий, тёплый материал, из него получаются удобные и красивые предметы; дерево не тонет в воде, поэтому из него делают лодки, плоты, корабли;  все предметы, изготовленные из дерева, надо беречь); познакомить с «богородской» резной игрушкой.

Четвёртая неделя.

Недельный цикл наблюдений за явлениями  природы и работа с календарём.

Определение погоды и сезонного состояния живой природы в апреле, развитие наблюдательности.

Рисование «Апрель, апрель – на дворе звенит капель»

Воспитывать у детей интерес и любовь к природе, учить замечать её изменения и передавать в рисунке.

Д/ игра «Охотник»

Элементарный опыт  с водой и ветром «Плыви кораблик».

Дать понятие о силе ветра (бывает сильный, слабый), учить устанавливать зависимость силы ветра и движения кораблика по воде (чем сильнее ветер, тем быстрее плывёт кораблик).

Развлечение «День Земли»

Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять представление о нравственной ценности природы.

Май.

Первая неделя.

Диагностика.

Определение уровня экологической воспитанности в конце учебного года.

Наблюдение №1 «Где можно найти божью коровку?»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру, воспитывать интерес к природным явлениям; уточнять представления о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, яркой окраски – красной, жёлтой, оранжевой – с тёмными точками на спине, хорошо заметен, так как спокойно ползает на открытых, хорошо освещаемых местах).

Наблюдение №2 «Рассматриваем божью коровку»

Рассмотреть с детьми жучка, выделить и назвать основные части тела, их особенности (маленькое круглое туловище, покрытое сверху двумя жёсткими надкрыльями; под ними два мягких прозрачных крыла; на маленькой чёрной головке усы, глаза; надкрылья красного (оранжевого, жёлтого) цвета с тёмными крапинками; у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие, тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой поверхности).

Наблюдение №3 «Как божья коровка передвигается?»

Уточнить представления детей о том, что жучок передвигается двумя способами – летает и ползает, имея для этого специальные части тела, крылья и три пары ножек; передвижения происходит в разной среде – и по воздуху, и по твёрдой основе (ветки, ствол дерева и др.) с помощью разных хорошо приспособленных для этого частей тела.

Наблюдение №4 «Чем питается божья коровка?»

Рассказать детям о том, что жучок – хищник поедает очень маленьких букашек – тлей; тля бывает на многих травянистых растениях, она тёмного или зелёноватого, жёлтоватого цвета, ползает по растениям и ест листья и стебли, принося им большой вред; божья коровка, питаясь тлёй, оздоравливает  растения.

Комплексное занятие «Бережно относимся к бумаге».

Познакомить с разными видами бумаги и её назначением; Объяснить , что бумагу делают из древесины, бумага очень важна (она идёт на изготовление книг, газет, альбомов, тетрадей, обоев; толстая бумага (картон) используется для приготовления различных коробок и упаковки предметов), надо бережно обращаться с книгами и чистой бумагой: старые книги можно подклеивать, хорошая бумага нужна для рисования, бумажные игрушки можно делать из старой бумаги.

Вторая неделя.

Продолжение диагностики.

Определение уровня экологической воспитанности в конце учебного года.

Наблюдение №5 «Как божья коровка защищается от врагов?»

Показать детям, что жучок обладает специальной жидкостью, которую выпускает всякий раз, когда его пытаются сжать; яркая окраска предостерегает всех вокруг, как бы говоря: «Меня есть нельзя – я невкусный».

Чтения произведения  М.Пришвина «Этажи леса».

Закрепление представлений о лесе, как сообществе и весенних явлениях в нём.

Наблюдения №1 «Где растут одуванчики и как их можно узнать?»

Уточнить знание детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия.

Наблюдения№2 «Чем одуванчик отличается от мать и мачехи?»

Учить детей находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев.

Третья неделя.

Продолжение диагностики.

Определение уровня экологической воспитанности в конце учебного года.

Недельный цикл наблюдений за явлениями погоды и работа с календарём

Определение погоды  и сезонного состояния живой природы в мае, развивать наблюдательность.

Наблюдение № 3 «Как одуванчики «ложатся спать»?»

Обратить внимание детей на интересное явление – цветы открыты в полдень и закрыты вечером.

Наблюдение №4 «Как выглядят одуванчики во влажную погоду и во время дождя?»

Развивать у детей наблюдательность, умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги.

Четвёртая неделя.

Завершение диагностики.

Определение уровня экологической воспитанности в конце учебного года.

Занятие «Как человек охраняет природу».

Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят её сохранить, поэтому создают заповедники – территории, на которых природа (растения, животные) охраняется, а хозяйственная деятельность запрещена; познакомить с Красной книгой, рассказать, что есть охраняемые растения и животные – их осталось мало, и они могут исчезнуть совсем; показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной.

Создание Красной книги нашей местности.

Воспитание бережного отношения к природе родного края.

Итоговое занятие «Знай и люби свой край».

Данная форма позволяет формировать в естественной обстановке  осознанно  - правильное отношение к природе и её явлениям, способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, развитию эстетических чувств, воспитывать бережное отношение к окружающей среде, укрепляет здоровье воспитанников.

В итоге детям вручаются грамоты «Юный эколог Сосьвы».

Литература:

Акопов И.Э. Важнейшие отечественные лекарственные растения и их применение. – М.: Медицина, 1986.

Весенние цветы. Книга 2. Детям о русской природе. По произведениям Д.Н. Кайгородова. – М.: Стрелец, 2009.

Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе. Книга для детей 5 – 6 лет. М.: Вентана – Граф, 2005.

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.

Гончарова Е.В., МоисееваЛ.В. Технология экологического образования детей поготовительной к школе группы ДОУ. Екатеренбург: Издательство «Центр проблем детства», 2002.

Гончарова Е.В., МоисееваЛ.В. Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ. Екатеренбург: Издательство «Центр проблем детства», 2002.

Джейн Журтьр. Энциклопедия комнатного цветоводства. – М.: Кристина – Новый век, 1999.

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981.

Иванова А.И. Методика организации и экспериментов в детском саду. М., 2007.

Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы). М., 2013.

Кондратьева Н.Н. Парциальная программа экологического образования «Мы». СПб., 2008.

Лучич М.В. Детям о природе. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989.

Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: ИЦ «Академия», 2005.

Николаева С.Н.Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2017.

Николаева С.Н.Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе  детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2017.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.

Соломенников О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

Четыре времени года. Сост. С.Е.Шамаева. – Воронеж, 1990.

Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Гном и Д, 2004.

Шорыгина Т.А.Птицы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2000.

Шорыгина Т.А.Ягоды. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Гном и Д, 2007.

Шустова И.Б. Азбука. Насекомые России. Книга для  чтения детям.– М.:Дрофа, 2007.

Энциклопедия декоративных и экзотических птиц / Авт. – сост. А.П.Умельцев. – М.: Локид – Пресс, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...