Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом пространстве ДОУ. Центр экологии и экспериментирования.
методическая разработка на тему
Данный материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОО по организации РППС группы (центр экологии, экспериментирования) с учетом рекомендаций ФИРО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_ekologiya.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: на педагогическом совете протокол №2 от 28.11.2017 г. | УТВЕРЖДЕНО: приказом МБДОУ детский сад № 11 г. Павлово от 30.11.2017 г. №299-о |
Методические рекомендации по организации
развивающей предметно-пространственной среды
в групповом пространстве ДОУ.
Центр экологии и экспериментирования.
Старший воспитатель
Казакова Олеся
Александровна
г. Павлово
2017 г.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Одним из компонентов РППС, необходимой для реализации задач образовательной области «Познавательное развитие» является Центр экологии и экспериментирования. Задачей которого является знакомство с миром природы и формирование экологического сознания, формирование представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а так же навыков культуры поведения в природе.
Перечень компонентов функционального модуля «Игровая».
Центр экологии и экспериментирования.
№ п/п | Наименование | Количество на модуль по возрастным группам | ||||
2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | ||
1 | Детский атлас (крупного формата) | 1 | 1 | |||
2 | Звери и птицы объемные и плоскостные (из разного материала, мелкого размера) - комплект | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Календарь погоды настенный | 1 | 1 | 1 | ||
4 | Коллекция минералов | 1 | 1 | |||
5 | Коллекция растений (гербарий) | 1 | 1 | 1 | ||
6 | Коллекция семян и плодов | 1 | 1 | |||
7 | Набор для экспериментирования с песком | 1 | 1 | 1 | ||
8 | Набор муляжей овощей и фруктов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9 | Набор принадлежностей для наблюдения за насекомыми и мелкими объектами (телескопический стаканчик с крышкой, увеличительная шкатулка, лабораторные емкости и инструменты) | 1 | 1 | 1 | ||
10 | Набор репродукций картин о природе | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11 | Набор фигурок животных Африки с реалистичным изображением и пропорциями | 1 | 1 | 1 | ||
12 | Набор фигурок животных леса с реалистичным изображением и пропорциями | |||||
13 | Планшет «Дни недели» | 1 | ||||
14 | Серии из 4-6 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения) | 1 | 1 | |||
15 | Серии картинок для установления последовательности событий (прорастание семян и пр.) | 1 | 1 | |||
16 | Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей, сезонные явления) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
17 | Стол для экспериментирования с песком и водой | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
18 | Фигурки домашних животных с реалистичным изображением и пропорциями - комплект | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
19 | Физическая карта мира (полушарий) | 1 | 1 | |||
20 | Фартуки для ухода за растениями клеёнчатые | 1 | 1 | 1 | 1 | |
21 | Инвентарь для ухода за растениями (рыхлилки, тряпочки, леечки, клеенка, тазики) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Растения в центре экологии и экспериментирования
В центре экологии размещаются растения 4-5 видов по 2-3 экземпляра каждого вида на выбор педагога.
Растения должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, неприхотливыми, что бы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста. Следует отбирать в первую очередь растения той климатической полосы, в которой находится дошкольное учреждение. Центры экологии старших и подготовительных к школе групп пополняются растениями из других климатических зон.
Для младшей и средней групп подбирают растения наиболее типичные по строению, в старшей и подготовительной к школе группах, кроме этого, должны быть растения, у которых типичные признаки выражены менее ярко.
Возрастная группа | Наименование растений | Целевые ориентиры |
Вторая группа раннего возраста | - Бальзамин - Фикус - Хлорофитум -Кливия - Бегония | - наблюдают за работой воспитателя во время ухода за растениями |
Младшая гр. | - Примула, - Герань, - Бегония, - Бальзамин, - Кливия, - Аспидистра, - Фикус, - Традесканция, - Рейнекия, - Драцена | - поливают растения под руководством воспитателя, - правильно держат лейку, - протирают широкие плотные листья влажной тряпкой, - находят одинаковые растения в группе |
Средняя гр. (с середины учебного года вводится дежурство) | - Примула, - Герань, - Бегония, - Бальзамин, - Кливия, - Аспидистра, - Фикус, - Традесканция, - Рейнекия, - Драцена - Хлорофитум | - знают названия 4-5 растений, - называют части растения (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), - способны описывать растения, - способны различать форму листьев (овальные, круглые и т.д.), - знают еще одну растительную группу – куст (на примере герани, бальзамина), - способны анализировать признаки сходства и различия растений по форме, величине, окраске листьев и цветов, - замечают изменения в развитии растений, - способны различать, какое растение нуждается в поливе (земля светлая, сухая на ощупь), какое нет (земля темная, на ощупь сырая) |
Старшая гр. | - Разновидности Герани, - Разновидности Бегонии - Колеус - Плющ | - знают названия 6-7 растений, находящихся в группе, - имеют представления о частях растения (стебель, ветки, листья, цветы, бутон, корень), - способны подробно описывать растения, отмечая расположения листьев, их форму, цвет и поверхность, - способны самостоятельно ухаживать за растениями (опрыскивать, рыхлить землю, обрезать сухие листья). |
Подготовительная к школе группа | - Бегония Рэкс, - Узамбарская фиалка, - Алоэ, - Туя, - Хлорофитум, - Камнеломка, - Бриофиллюм, - Традесканции, - Сеткрезии, - Кринум, - Сансевьера | - способны самостоятельно определять необходимость полива, рыхления, опрыскивания растений, - знают названия многих растений, находящихся в группе, - способны описывать внешний вид растений, отмечая их существенные особенности, - называют наземные и подземные части растения, - имеют представления о некоторых лекарственных растениях, - имеют представление о происхождении некоторых растений (н-р, фикуса, амариллиса и др.) и их жизни на родине, - имеют представление о роли света, влаги и тепла в жизни растений, - имеют представления об особенностях ухода за отдельными растениями (поливка в поддон луковичных растений, вред или польза опрыскивания и др.), - имеют представления об особенностях размножения (черенками, детками, семенами), - проявляют любовь и заботу к растениям |
Особенности организации экспериментальной деятельности
Возрастная группа | Оборудование | Особенности возрастного периода | Целевые ориентиры |
Вторая группа раннего возраста | - Предметы для экспериментов: специальное оборудование для игр-экспериментирований с песком, водой, глиной, красками: клеенки, пластиковые коврики, комплекты защитной одежды (халатики, нарукавники, фартучки) - Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки | Манипулирование предметами со временем становится более сложным и управляемым. Ребенок начинает выполнять действия по просьбе взрослого. Ребенок должен прийти к пониманию слова «нельзя» через собственный опыт. Внимание детей неустойчиво, поэтому взрослый принимает самое непосредственное участие в экспериментировании, которое в этом возрасте почти неотличимо от развлечения. | - манипулирует предметами, - наблюдает за деятельностью взрослого |
Младшая группа | - Предметы для экспериментов: специальное оборудование для игр-экспериментирований с песком, водой, глиной, красками: клеенки, пластиковые коврики, комплекты защитной одежды (халатики, нарукавники, фартучки) | Опыты и эксперименты отличаются более простой структурой в силу возрастных особенностей детей. Перед началом экспериментирования детей необходимо разделить на подгруппы, длительность познавательно-исследовательской деятельности – не более 15 минут. В ходе эксперимента педагог должен сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: рассматривание, ощупывание, определение запаха, веса, размера, цвета и пр., привлекать детей к сравнению схожих и различных предметов и материалов, научить детей формулировать и сопоставлять факты и выводы эксперимента, использовать опыт, полученный в практической деятельности, в других видах деятельности. | - проявляют инициативу, - способны действовать самостоятельно с некоторыми материалами и веществами, - формируются начальные предпосылки к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе экспериментирования |
- Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки | |||
Средняя группа | - Набор для экспериментирования с песком - Емкости для измерения, пересыпания, исследования - Клеенки для работы за столом - Подносы - Фартуки и нарукавники из клеенки для подгруппы детей - Магниты - Маленькие зеркала - Формочки - Трубочки разного диаметра - Пипетки - Увеличительные стекла - Коллекции природных материалов (камень, дерево, бумага) для исследования - Поролоновые губки разного размера, формы - Наборы для экспериментирования с водой, песком - Игрушки маленького размера из разных материалов для экспериментирования - Набор пробирок большого размера - Набор из двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта | Деятельность по экспериментированию может быть организована в группе и на прогулке, длительность проведения – 15-20 минут. Педагог должен стимулировать детей действовать самостоятельно, при постоянном контроле со стороны взрослого, как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для направления его в нужную сторону, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений, заключительного вывода. Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу | - проявляют инициативу, желание самостоятельно находить решения в проблемной ситуации, - способны подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности изучаемого объекта, - имеют начальные представления о взаимосвязи изучаемого объекта с другими объектами и средой обитания, - имеют предпосылки к самостоятельному поиску проблемы, - проявляют самостоятельность, - имеют навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий |
Старшая группа | - Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения - Стол с клеенкой - Подносы - Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы - Формочки для изготовления цветных льдинок - «Мыльные пузыри», различные трубочки для пускания мыльных пузырей - Маленькие зеркала - Магниты - Электрические фонарики - Бумага, фольга - Пипетки, краски разной густоты и насыщенности - Увеличительное стекло - Стекла разного цвета - Поролоновые губки разного размера, цвета, формы - Набор для экспериментирования с водой и песком: емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и пересыпания, плавающие и тонущие игрушки и предметы - Леечки, ведерки с отверстиями, брызгалки - Чашка Петри - Защитная одежда для детей (халаты, фартуки, нарукавники) - Набор пробирок большого размера - Набор из двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта | Деятельность по экспериментированию проводится в течение 20-25 мин. Все более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Происходит развитие познавательной активности ребенка, которая выражается в поисковой, исследовательской деятельности, направленной на обогащение уже имеющихся знаний и выявления новых свойств и качеств знакомых ранее веществ и материалов | - способны к самостоятельному поиску информации, - способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания, - имеют представление об изменении объектов, переход вещества из одного состояния в другое, - имеют представление, что состояние живой и неживой природы зависит от отношения к ним человека |
Подготовительная к школе группа | - Специальное оборудование для игр-экспериментирований с водой, песком, глиной, красками: клеенки, пластиковые коврики, комплекты защитной одежды (халатики, нарукавники, фартучки) - Магниты разной формы - Линзы с различной контрастностью увеличения - Волчки с цветными насадками - Зеркала - Чашка Петри - Набор пробирок большого размера - Набор из двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта | Деятельность по экспериментированию проводится в течение 25-30 мин. Педагог практикует такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, продумывают методику его осуществления, самостоятельно его выполняют и сами формулируют выводы, описывают полученный результат. Роль педагога предполагает наблюдение за ходом эксперимента и контроль соблюдения техники безопасности | - проявляют инициативу, любознательность - способны к выдвижению гипотез и проверке их истинности, самостоятельно формулировать выводы, - подробно описывают увиденное, - способны самостоятельно осуществить опыт и сформулировать выводы |
Кроме перечисленного выше оборудования, центр экологии и экспериментирования может пополняться другим оборудованием, используемым в образовательных целях, направленных на решение задач образовательной программы и программы развития МБДОУ и соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
Организация дежурства детей
в центре экологии и экспериментирования
2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 |
- | - | + (со второй половины учебного года) | + | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста...
Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при ра...
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
Предметно-пространственная среда в группе детского сада должна быть развивающей, т.е. должна создать возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми...
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.
На страницах разработки можно ознакомиться с теоретическим обоснованием проблемы создания развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области "Физическое развитие"....