Главные вкладки

    Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом пространстве ДОУ. Центр экологии и экспериментирования.
    методическая разработка на тему

    Казакова Олеся Александровна

    Данный материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОО по организации РППС группы (центр экологии, экспериментирования) с учетом рекомендаций ФИРО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskie_rekomendatsii_ekologiya.docx31.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРИНЯТО:

    на педагогическом совете

    протокол №2  от 28.11.2017 г.

    УТВЕРЖДЕНО:

    приказом МБДОУ

    детский сад № 11 г. Павлово

    от 30.11.2017 г. №299-о         

    Методические рекомендации по организации

    развивающей предметно-пространственной среды

    в групповом пространстве ДОУ.

    Центр экологии и экспериментирования.

    Старший воспитатель

    Казакова Олеся

    Александровна

    г. Павлово

    2017 г.

    Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

    Одним из компонентов РППС, необходимой для реализации задач образовательной области «Познавательное развитие» является Центр экологии и экспериментирования. Задачей которого является знакомство с миром природы и формирование экологического сознания, формирование представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а так же навыков культуры поведения в природе.

    Перечень компонентов функционального модуля «Игровая».

    Центр экологии и экспериментирования.

    № п/п

    Наименование

    Количество на модуль по возрастным группам

    2-3

    3-4

    4-5

    5-6

    6-7

    1

    Детский атлас (крупного формата)

    1

    1

    2

    Звери и птицы объемные и плоскостные (из разного материала, мелкого размера) - комплект

    1

    1

    1

    1

    1

    3

    Календарь погоды настенный

    1

    1

    1

    4

    Коллекция минералов

    1

    1

    5

    Коллекция растений (гербарий)

    1

    1

    1

    6

    Коллекция семян и плодов

    1

    1

    7

    Набор для экспериментирования с песком

    1

    1

    1

    8

    Набор муляжей овощей и фруктов

    1

    1

    1

    1

    1

    9

    Набор принадлежностей для наблюдения за насекомыми и мелкими объектами (телескопический стаканчик с крышкой, увеличительная шкатулка, лабораторные емкости и инструменты)

    1

    1

    1

    10

    Набор репродукций картин о природе

    1

    1

    1

    1

    1

    11

    Набор фигурок животных Африки с реалистичным изображением и пропорциями

    1

    1

    1

    12

    Набор фигурок животных леса с реалистичным изображением и пропорциями

    13

    Планшет «Дни недели»

    1

    14

    Серии из 4-6 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения)

    1

    1

    15

    Серии картинок для установления последовательности событий (прорастание семян и пр.)

    1

    1

    16

    Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей, сезонные явления)

    1

    1

    1

    1

    1

    17

    Стол для экспериментирования с песком и водой

    1

    1

    1

    1

    1

    18

    Фигурки домашних животных с реалистичным изображением и пропорциями - комплект

    1

    1

    1

    1

    1

    19

    Физическая карта мира (полушарий)

    1

    1

    20

    Фартуки для ухода за растениями клеёнчатые

    1

    1

    1

    1

    21

    Инвентарь для ухода за растениями (рыхлилки, тряпочки, леечки, клеенка, тазики)

    1

    1

    1

    1

    1

    Растения в центре экологии и экспериментирования

    В центре экологии размещаются растения 4-5 видов по 2-3 экземпляра каждого вида на выбор педагога.

    Растения должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, неприхотливыми, что бы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста. Следует отбирать в первую очередь растения той климатической полосы, в которой находится дошкольное учреждение. Центры экологии старших и подготовительных к школе групп пополняются растениями из других климатических зон.

    Для младшей и средней групп подбирают растения наиболее типичные по строению, в старшей и подготовительной к школе группах, кроме этого, должны быть растения, у которых типичные признаки выражены менее ярко.

    Возрастная группа

    Наименование растений

    Целевые ориентиры

    Вторая группа раннего возраста

    - Бальзамин

    - Фикус

    - Хлорофитум

    -Кливия

    - Бегония

    - наблюдают за работой воспитателя во время ухода за растениями

    Младшая гр.

    - Примула,

    - Герань,

    - Бегония,

    - Бальзамин,

    - Кливия,

    - Аспидистра,

    - Фикус,

    - Традесканция,

    - Рейнекия,

    - Драцена

    - поливают растения под руководством воспитателя,

    - правильно держат лейку,

    - протирают широкие плотные листья влажной тряпкой,

    - находят одинаковые растения в группе

    Средняя гр.

    (с середины учебного года вводится дежурство)

    - Примула,

    - Герань,

    - Бегония,

    - Бальзамин,

    - Кливия,

    - Аспидистра,

    - Фикус,

    - Традесканция,

    - Рейнекия,

    - Драцена

    - Хлорофитум

    - знают названия 4-5 растений,

    - называют части растения (стебель или ствол, ветки, листья, цветы),

    - способны описывать растения,

    - способны различать форму листьев (овальные, круглые и т.д.),

    - знают еще одну растительную группу – куст (на примере герани, бальзамина),

    - способны анализировать признаки сходства и различия растений по форме, величине, окраске листьев и цветов,

    - замечают изменения в развитии растений,

    - способны различать, какое растение нуждается в поливе (земля светлая, сухая на ощупь), какое нет (земля темная, на ощупь сырая)

    Старшая гр.

    - Разновидности Герани,

    - Разновидности Бегонии

    - Колеус

    - Плющ

    - знают названия 6-7 растений, находящихся в группе,

    - имеют представления о частях растения (стебель, ветки, листья, цветы, бутон, корень),

    - способны подробно описывать растения, отмечая расположения листьев, их форму, цвет и поверхность,

    - способны самостоятельно ухаживать за растениями (опрыскивать, рыхлить землю, обрезать сухие листья).

    Подготовительная к школе группа

    - Бегония Рэкс,

    - Узамбарская фиалка,

    - Алоэ,

    - Туя,

    - Хлорофитум,

    - Камнеломка,

    - Бриофиллюм,

    - Традесканции,

    - Сеткрезии,

    - Кринум,

    - Сансевьера

    - способны самостоятельно определять необходимость полива, рыхления, опрыскивания растений,

    - знают названия многих растений, находящихся в группе,

    - способны описывать внешний вид растений, отмечая их существенные особенности,

    - называют наземные и подземные части растения,

    - имеют представления о некоторых лекарственных растениях,

    - имеют представление о происхождении некоторых растений (н-р, фикуса, амариллиса и др.) и их жизни на родине,

    - имеют представление о роли света, влаги и тепла в жизни растений,

    - имеют представления об особенностях ухода за отдельными растениями (поливка в поддон луковичных растений, вред или польза опрыскивания и др.),

    - имеют представления об особенностях размножения (черенками, детками, семенами),

    - проявляют любовь и заботу к растениям

    Особенности организации экспериментальной деятельности

    Возрастная группа

    Оборудование

    Особенности возрастного периода

    Целевые ориентиры

    Вторая группа раннего возраста

    - Предметы для экспериментов: специальное оборудование для игр-экспериментирований с песком, водой, глиной, красками: клеенки, пластиковые коврики, комплекты защитной одежды (халатики, нарукавники, фартучки)

    - Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки

    Манипулирование предметами со временем становится более сложным и управляемым. Ребенок начинает выполнять действия по просьбе взрослого. Ребенок должен прийти к пониманию слова «нельзя» через собственный опыт. Внимание детей неустойчиво, поэтому взрослый принимает самое непосредственное участие в экспериментировании, которое в этом возрасте почти неотличимо от развлечения.

    - манипулирует предметами,

    - наблюдает за деятельностью взрослого

    Младшая группа

    - Предметы для экспериментов: специальное оборудование для игр-экспериментирований с песком, водой, глиной, красками: клеенки, пластиковые коврики, комплекты защитной одежды (халатики, нарукавники, фартучки)

    Опыты и эксперименты отличаются более простой структурой в силу возрастных особенностей детей. Перед началом экспериментирования детей необходимо разделить на подгруппы, длительность познавательно-исследовательской деятельности – не более 15 минут. В ходе эксперимента педагог должен сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: рассматривание, ощупывание, определение запаха, веса, размера, цвета и пр., привлекать детей к сравнению схожих и различных предметов и материалов, научить детей  формулировать и сопоставлять факты и выводы эксперимента, использовать опыт, полученный в практической деятельности, в других видах деятельности.

    - проявляют инициативу,

    - способны действовать самостоятельно с некоторыми материалами и веществами,

    - формируются начальные  предпосылки к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе экспериментирования

    - Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки

    Средняя группа

    - Набор для экспериментирования с песком

    - Емкости для измерения, пересыпания, исследования

    - Клеенки для работы за столом

    - Подносы

    - Фартуки и нарукавники из клеенки для подгруппы детей

    - Магниты

    - Маленькие зеркала

    - Формочки

    - Трубочки разного диаметра

    - Пипетки

    - Увеличительные стекла

    - Коллекции природных материалов (камень, дерево, бумага) для исследования

    - Поролоновые губки разного размера, формы

    - Наборы для экспериментирования с водой, песком

    - Игрушки маленького размера из разных материалов для экспериментирования

    - Набор пробирок большого размера

    - Набор из двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта

    Деятельность по экспериментированию может быть организована в группе и на прогулке, длительность проведения – 15-20 минут. Педагог должен стимулировать детей действовать самостоятельно, при постоянном контроле со стороны взрослого, как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для направления его в нужную сторону, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений, заключительного вывода. Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу  

    - проявляют инициативу, желание самостоятельно находить решения в проблемной ситуации,

    - способны подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности изучаемого объекта,

    - имеют начальные представления о взаимосвязи изучаемого объекта с другими объектами и средой обитания,

    - имеют предпосылки к самостоятельному поиску проблемы,

    - проявляют самостоятельность,

    - имеют навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

    Старшая группа

    - Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения

    - Стол с клеенкой

    - Подносы

    - Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы

    - Формочки для изготовления цветных льдинок

    - «Мыльные пузыри», различные трубочки для пускания мыльных пузырей

    - Маленькие зеркала

    - Магниты

    - Электрические фонарики

    - Бумага, фольга

    - Пипетки, краски разной густоты и насыщенности

    - Увеличительное стекло

    - Стекла разного цвета

    - Поролоновые губки разного размера, цвета, формы

    - Набор для экспериментирования  с водой и песком: емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и пересыпания, плавающие и тонущие игрушки и предметы

    - Леечки, ведерки с отверстиями, брызгалки

    - Чашка Петри

    - Защитная одежда для детей (халаты, фартуки, нарукавники)

    - Набор пробирок большого размера

    - Набор из двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта

    Деятельность по экспериментированию проводится в течение 20-25 мин. Все более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Происходит развитие познавательной активности ребенка, которая выражается в поисковой, исследовательской деятельности, направленной на обогащение уже имеющихся знаний и выявления новых свойств и качеств знакомых ранее веществ и материалов

    - способны к самостоятельному поиску информации,

    - способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания,

    - имеют представление об изменении объектов, переход вещества из одного состояния в другое,

    - имеют представление, что состояние живой и неживой природы зависит от отношения к ним человека

    Подготовительная к школе группа

    - Специальное оборудование для игр-экспериментирований с водой, песком, глиной, красками: клеенки, пластиковые коврики, комплекты защитной одежды (халатики, нарукавники, фартучки)

    - Магниты разной формы

    - Линзы с различной контрастностью увеличения

    - Волчки с цветными насадками

    - Зеркала

    - Чашка Петри

    - Набор пробирок большого размера

    - Набор из двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта

    Деятельность по экспериментированию проводится в течение 25-30 мин. Педагог практикует такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, продумывают методику его осуществления, самостоятельно его выполняют и сами формулируют выводы, описывают полученный результат. Роль педагога предполагает наблюдение за ходом эксперимента и контроль соблюдения техники безопасности

    - проявляют инициативу, любознательность

    - способны к выдвижению гипотез и проверке их истинности, самостоятельно формулировать выводы,

    - подробно описывают увиденное,

    - способны самостоятельно осуществить опыт и сформулировать выводы

    Кроме перечисленного выше оборудования, центр экологии и экспериментирования может пополняться другим оборудованием, используемым в образовательных целях, направленных на решение задач образовательной программы и программы развития МБДОУ и соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.  

    Организация дежурства детей

    в центре экологии и экспериментирования

    2-3

    3-4

    4-5

    5-6

    6-7

    -

    -

    +

    (со второй половины учебного года)

    +

    +


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

    Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

    Данные рекомендации помогут педагогам понять сущность и принципы построения развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО....

    Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

    Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

    Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

    Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста...

    Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

    Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при ра...

    Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

    Предметно-пространственная среда в группе детского сада должна быть развивающей, т.е. должна создать возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми...

    Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.

    На страницах разработки можно ознакомиться с теоретическим обоснованием проблемы создания развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области "Физическое развитие"....