Главные вкладки

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
    календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

       Игра занимает очень важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Недаром её называют «ведущей» - именно благодаря игре ребёнок познаёт окружающий мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых людей.

       Любимой игрой дошкольников является сюжетно-ролевая игра, в которой отражается содержание окружающего ребёнка социального мира, существующих в нём нравственных норм и правил.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perspektiva_pedsovet.docx115.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЕРСПЕКТИВЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ

    СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ

    В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

    Воспитатель: Вавилкина Е.Е.


       Игра занимает очень важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Недаром её называют «ведущей» - именно благодаря игре ребёнок познаёт окружающий мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых людей.

       Любимой игрой дошкольников является сюжетно-ролевая игра, в которой отражается содержание окружающего ребёнка социального мира, существующих в нём нравственных норм и правил.

    Задачи:

    1. Учиться считаться с мнением товарищей, учитывать возможности и желание друг друга.
    2. Учить развивать обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать споры, вопросы, недоразумения.
    3. Тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга.
    4. Формулировать познавательный интерес и организационные навыки.
    5. Воспитывать умственную активность, нравственные чувства.
    6. Учить навыкам самоорганизации, распределять роли между собой.
    7. Развивать творческое воображение, способствовать совместно развертывать игру.
    8. Воспитывать умение справедливо решать споры, тактично отказаться от роли.
    9. Закрепить умение самостоятельно ставить игровые задачи.
    10. Способствовать выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей.
    11. Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.
    12. Закрепить положительные чувства и привычки.
    13. Побуждать у детей широко и творчески использовать знания о работе взрослых.
    14. Воспитывать доброжелательность, готовность помочь пострадавшему.
    15. Продолжать учить детей выполнят различные роли в соответствии с сюжетом.
    16. Воспитывать чувство юмора.
    17. Воспитывать дружеские взаимоотношения, приучать играть, не мешая друг другу.
    18. Продолжать работу по объединению играющих детей в подгруппы, вовлечению в игру малоактивных детей.
    19. Расширять представление детей о профессиях родителей и применять в игре.
    20. Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников.
    21. Поддерживать желание использовать предметы-заменители и фантастические события.
    22. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
    23. Закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий.
    24. Учить выполнять установленные правила.
    25. Учить игровым действиям, умению договариваться на игру.
    26. Развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения.

    Правила игры для детей:

    1. Прежде чем начать игру, подумай, во что ты будешь играть.
    2. Подумай, чем ты будешь играть.
    3. Игру доводи до конца с тем, с кем начал играть.
    4. Играй дружно.
    5. Бережно относись к игрушкам.
    6. Содержи игрушки в порядке.
    7. Говори с другом спокойно и ласково.
    8. Не мешай играть товарищу.
    9. Играй самостоятельно.

    Руководство игрой:

    1. Не подавлять инициативу и творчество детей.
    2. Способствовать развитию сюжетно-ролевой игры, не разрушая замысел детей.
    3. Побуждать к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.
    4. Приучать детей к самостоятельному употреблению в играх строительного материала, конструкторов, игрушек-самоделок, игрушек- заменителей.
    5. Учить использовать навыки, полученные на занятиях по развитию речи, рисованию, аппликации, музыкальных.
    6. На занятиях учить вступать в диалог от имени действующих лиц.
    7. Побуждать детей задавать больше вопросов по содержанию игры.
    8. Помогать детям договариваться в игре.
    9. Не заставлять играть в то, что они не видели.
    10. Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребенок попросит.
    11. Наблюдать за играми детей.
    12. Анализировать увиденное в игре.
    13. Учить ставить в ситуации, но не указывая конкретные способы, действия.
    14. Обучать всех детей брать главную роль на себя.
      Учить ребенка играть:
    • беседа перед началом игры о ее ходе.
    • предварительный показ выполнения действий детей, выполняющих неизвестную ранее роль,
    • подведение итогов игры,
    • дальнейшее планирование развития игры (напоминание, советы, предложения по использованию в игре знаний, полученных на занятиях, указания, поручения, задания).

    Общение воспитателя с детьми:

    1. Включаться в игру детей осторожно, не разрушая замысел детей.
    2. Побуждать задавать больше вопросов по содержанию игры.
    3. Помогать договариваться в игре.
    4. Учить вступать в диалог от имени действующего лица.
    5. Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребёнок сам попросит.
    6. Наблюдать за играми детей.
    7. Анализ увиденного в игре.
    8. Учить детей ставить в ситуации, но не указывая конкретные способы действия.

    Название игры

    Задачи

    Предварительная работа

    Игровой материал

    Сценарий игры

    Детский сад

    Учить детей распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с взятой ролью, не выходить из взятой роли до конца игры; учить вести ролевые диалоги.

    Закреплять знания о детском садике, о его сотрудниках.

    Экскурсия по детскому саду.

    Наблюдение за работой воспитателя, няни и др. работников детского сада.

    Беседа: «Кто и как работает в нашем саду».

    Игра «Режим дня».

    Чтение рассказов и стихов о детском саде:

    «Про себя и про ребят»,

    «Зазвонил будильник» Г.Ладонщиков;

    «Как Антон полюбил ходить в детский сад» В.Зернова.

    «За обедом» С.Баруздин.

    Рисование на тему: «Детский сад»

    Внесение атрибутов для организации игры.

    Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», телефон, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, телефон, предметы – заместители.

    Перед игрой распределяются роли: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, повара, музыкальный работник, инструктор по физическому воспитанию,  заведующий и др. В роли детей могут быть куклы или другие игрушки.

    Приём детей в детский сад, проведение зарядки, помощник воспитателя идёт за завтраком, воспитатель читает сказку, завтрак, проведение музыкального занятия, физкультурного занятия и других мероприятий, прогулка, обед, сон и т.д. По ходу игры воспитатель следит за взаимоотношениями с детьми, создаёт проблемные ситуации, помогает найти выход из сложных ситуаций.

    Телевидение

    Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива.

    Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли

    телевидения в жизни людей.

    Просмотр презентаций о работниках телевидения, беседы с детьми из личного опыта.

    Компьютеры,  рации,  микрофоны,  фотоаппараты,  программы (тексты),  символика различных программ, элементы костюмов,  грим, косметические наборы,  элементы интерьера, декорации; сценарии, фотографии.

    Выбор программы, составление программы редакторами; составление текстов для новостей, других программ; подготовка ведущих, зрителей; оформление студии; работа осветителей и звукооператоров; показ программы.

    Библиотека

    Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость

    библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь

    к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

    Беседа с детьми:

    – какие книги я люблю,
    – откуда пришла книга.

    Экскурсия в библиотеку (наблюдение за библиотекарем и читателями) с последующей беседой.

    Рассказ воспитателя о работе библиотекаря.

    Показать детям:
    – как отремонтировать книгу,
    – как играть в «Библиотеку».

    Экскурсия в библиотеку с последующей беседой. Чтение произведения

    С. Жупанина «Я

    – библиотекарь», открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг.

    Изготовление карманчиков в книгах и формуляров. Выставка рисунков по мотивам прочитанных

    произведений.

    Формуляры, книги, картотека

    Роли: библиотекарь, читатели.

    Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.

    Экскурсия в библиотеку с последующей беседой. Чтение произведения

    Магазин

    «Овощи – фрукты»

    Учить детей оформлять овощной магазин, брать на себя роли, выполнять цепочку последовательных действий в соответствии с ролью; учить проявлять творчество, приучать детей к правилам общения в магазине.

    Экскурсия в овощной магазин.

    Рассматривание иллюстраций и картин по теме.

    Составление рассказа по картине «В магазине»

    Чтение: «Овощи» Ю.Тувим;

    «Весёлый магазин» Э.Мошковская.

    Лепка овощей.

    Аппликация: «Овощи на тарелке»

    Изготовление атрибутов к игре (лепка овощей из теста).

    Деньги, чеки, кошельки, сумки для покупателей, прилавок, муляжи овощей и фруктов, касса, счётная машинка, весы, пакеты, предметы – заместители.

    Выбираются роль продавца, остальные дети – покупатели. Покупатели просят взвесить выбранный ими товар, продавец взвешивает на весах покупку и отдаёт её покупателю. Покупатель благодарит и уходит. В конце игры продавец объявляет обед или то, что магазин закрывается, убирает рабочее место и уходит.

    Воспитатель приучает детей к правилам общения в магазине.

    В осеннем лесу

    Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

    Просмотр презентаций. Чтение художественной литературы Рассматривание иллюстраций по теме. Изготовление атрибутов к игре.

    Декорации леса, макет автобуса, муляжи грибов и ягод.

    Дети помогают собраться в поездку. Мама проверяет, как дети оделись. Папа ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их. В лесу родители проверяют детей, знают ли они названия грибов и ягод, какие ядовитые, а какие съедобные.

    Исследователи

    Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических условиях труда. Учить моделировать игровой диалог.

    Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций, наблюдения за объектами живой и неживой природы, опыты, эксперименты.

    Наборы для лаборатории; микроскопы; увеличительные стекла; муляжи

    различные насекомые; природные материалы; стаканчики, пробирки; насос.

    Выбор объекта исследований; создание лаборатории; проведение опытной работы.

    Фотографирование, съемки промежуточных результатов; занесение результатов исследований в журнал; научный совет; подведение итогов исследований.

    Юные экологи

    Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого этикета. Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы, социальной значимости.

    Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций, наблюдения за объектами природы.

    Планы, карты, схемы местности; «Красная книга »; халаты; путеводители; видеокамера; паспорта различных животных и растений.

    Выбор объекта, работа с картами, планами местности; изучение экологических паспортов;

    изучение экологической обстановки (пробы воды, воздуха, почвы и т. д.); предъявление штрафных санкций; работы по исправлению экологической ситуации; фотографирование, съемка нарушений

    Магазин игрушек

    Учить детей оформлять магазин игрушек, брать на себя роли, выполнять цепочку последовательных действий; учить проявлять творчество.

    Занятие по ознакомлению с окружающим «Наши игрушки»

    Изготовление игрушек – самоделок для магазина.

    Дидактическая игра «Опиши – мы отгадаем»,

    Чтение «Андрюшка» С.Михалков,

    «Три копейки на покупки».

    Изготовление атрибутов к игре – чеки, деньги, кошельки.

    Деньги, чеки, кошельки, сумки для покупателей, прилавок, игрушки, касса, счётная машинка.

    Воспитатель предлагает открыть магазин игрушек, дети совместно с воспитателем раскладывают игрушки на витрине, определяют место для кассира, после начинается игра. Воспитатель в роли продавца, один ребёнок – кассир, остальные покупатели. Покупатели выбирают игрушку, продавец советует, отвечает на вопросы покупателей, покупатели оплачивают товар деньгами в кассе, получают чек, который отдают продавцу и получают игрушку. В конце игры продавец и кассир закрывают магазин, наводят там порядок. В дальнейших играх роль продавца берёт на себя ребёнок, а воспитатель второстепенную роль. В ходе игры воспитатель создаёт проблемные ситуации.

    Школа 

    Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

    Беседа о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. Загадки о школе, школьных принадлежностях. Чтение детям произведений С.Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В. Воронковой «Подружки идут в школу»,    Э. Мошковской «Мы играем в школу». Заучивание стихотворений А. Александровой «В школу», В. Берестов «Считалочка». Встреча с выпускниками детского сада (организация досуга). Изготовление атрибутов к игре (портфели, тетради, книжки-малышки, расписание…)

    Портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус,  журнал для учителя, повязки для дежурных.

    Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.

    Кафе. «Макдоналдс». Пиццерия.

    Научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром

    «Посуда».

    Аппликация «Чайный сервиз»

    Чтение «Обедать!» Н.Саконская.

    Изготовление совместно с детьми атрибутов к игре:

    вывеска кафе, создание меню, блокнотов для официантов,  рисование  и лепка (из теста) продуктов.

    Фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, скатерти и полотенца, наборы продуктов, предметы – заместители.

    Открытие кафе; семья пришла или приехала на маршрутке или такси в кафе; выбор столика, знакомство с меню, приём заказа; приготовление заказа, приём пищи; работа с менеджером при необходимости (жалобы, благодарность); оплата заказа; уборка столика, мойка посуды.

    Семья

    Формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, совместных досугах. Воспитывать заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

    Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствие и др.)

    Рассматривание иллюстраций с режимными процессами.

    Оформление совместно с воспитателем игрового уголка для игры «Семья».

    Беседа: «Как мы играем с куклами»

    Чтение «Колыбельная» Ю.Горей; «Спать пора» П.Воронько. Беседа с детьми о взаимоотношениях мужчины и женщины в семье, об обязанностях детей дома. Рассказ детей из личного опыта «Как я провел выходной». Просмотр мультфильмов «Моя семья», «День рождения бабушки», «И мама меня простит», «Папа, мама и золотая рыбка». Рассматривание семейных фотографий

    Куклы, столовая и чайная посуда, мебель, газовая плита, холодильник, тостер, миксер, предметы-заместители, косынки, передники.

    Роли: мама, папа, дети, гости, бабушка и дедушка,
    брат и сестра. Купание куклы, угостим куклу чаем,  накормим обедом, уложим куклу спать и др.

    Супермаркет

    Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь.

    Экскурсия в магазин.

    Беседа на тему: «Как я с мамой ходил в супермаркет».

    Чтение «Ниночкины покупки» Ю.Д.Владимиров.

    Изготовление атрибутов к игре: ценники, чеки, деньги и др.

    Касса, наборы продуктов, спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка, предметы – заместители.

    Приход в супермаркет, покупка необходимых товаров, консультация продавцов, объявление о распродажах, оплата покупок, упаковка товара, решение конфликтных ситуаций с директором супермаркета.

    Магазин

    «Одежда. Обувь. Головные уборы»

    Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь. Расширять знания о предметах одежды, обуви и головных уборов. Закрепить их назначение.

    Экскурсия в магазин.

    Беседа на тему: «Как я с мамой ходил в магазин».

    Чтение «Ниночкины покупки» Ю.Д.Владимиров.

    Изготовление атрибутов к игре: ценники, чеки, деньги и др.

    Касса, наборы товаров, спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка, предметы – заместители

    Приход в супермаркет, покупка необходимых товаров, консультация продавцов, объявление о распродажах, оплата покупок, упаковка товара, решение конфликтных ситуаций с директором магазина.

    Ателье

    Формировать представления дошкольников о том, что такое ателье и для чего оно нужно; учить развивать сюжет; познакомить с новыми ролями: заказчик, приёмщица,  закройщик, портниха, заведующая ателье и ролевыми действиями; развивать диалогическую речь.

    Беседа о портнихе.

    Экскурсия в ателье.

    Беседа с работниками ателье.

    Рассматривание иллюстраций по теме.

    Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры.

    Рисование образцов одежды. Аппликация «Нарядное платье», «Мужская национальная рубаха»

    Швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты: сантиметр, нитки, образцы ткани и др., выкройки, бланки заказов.

    Выбор заказчиком модели по журналу мод; закройщица снимает мерки, делает выкройку, приёмщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения; портниха выполняет заказ, заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении; кассир получает деньги за выполненный заказ. Усложнение.

    Заказ мужской, женской, детской одежды, разные модельеры мужской, женской, детской одежды.

    Воспитатель создает проблемные ситуации: нет ткани, не понравился заказ, поломка швейной машинки и др.

    Большая стирка

    Развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного от ношения к чистым вещам — результату ее труда.

    Учить отражать в игре разнообразные трудовые действия людей.  Развивать умение определять тему, сюжет, распределять роли, игровые действия согласовывать с принятой ролью.

    Воспитывать умение вступать в ролевое взаимодействие, выполнять правила культуры общения

    Беседа о труде мамы дома (как она содержит вещи в порядке, как часто она стирает белье).

    Наблюдение детьми за стиркой белья дома.

    Экскурсия в прачечную - рассматривание машин во время стирки. Наблюдение за закладкой белья. Обратить внимание, как полощут и отжимают белье. Проследить за тем, как гладят белье.

    Чтение «Мойдодыр» К. Чуковский.

    Знакомство с загадками (книга «Мамина школа», 1000 загадок)

    Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.

    Знакомство с атрибутами: доска, ванна, порошок, мыло, стиральная машина, утюг и т.д.
    Как правильно стирать белье: налить воду, добавить порошок, постирать, прополоскать, отжать, развешать белье, выгладить.
    Учись гладить (показ гладильной доски, напоминание о том, как правильно работать с утюгом, глажение, постельных принадлежностей.
     

    Педагог предлагает детям следующие роли «мама», «дочка», «сын», «тетя» и др. Можно развить, следующий сюжет: у детей грязная одежда, нужно к постирать и всю одежду, которая запачкалась. «Мама» будет руководить стиркой: какую одежду нужно стирать первой, как полоскать белье, где нужно развесить белье, как погладить.

    Еврохимчистка

    Формировать совместную деятельность, направленную на качество исполнения ролей.

    Использовать при необходимости предметы-заместители. Отражать в игре представления о сфере обслуживании, закреплять знания детей о служащих химчистки. Развивать память, активизировать речь детей.

    Экскурсия в химчистку, беседа о работниках химчистки, просмотр презентаций.

    Бланки приема; чехлы для одежды; одежда; набор для лаборатории; стиральная машинка; утюг.

    Прием заказа; оформление заказа; оплата заказа; чистка одежды; использование лаборатории для поиска новых средств; выполнение заказа; доставка заказа.

    Поликлиника + Аптека

    Формировать умение творчески развивать сюжет игры; раскрыть смысл деятельности медицинского персонала; познакомить с ролью врача, медсестры, аптекаря, их обязанностями, трудовыми действиями, соблюдать последовательность игровых действий; учить весть ролевые диалоги, закрепить правила поведения больных в кабинете у врача

    Занятие по ОБЖ «Личная гигиена», «Микробы и вирусы». Здоровье болезнь. Отношение к больному человеку».

    Чтение произведения «Человек заболел» И.Турчинина,

    «Наш доктор» А.Кардашова

    «Едет, спешит мальчик» М.Коршунов.

    Беседа о деятельности медицинского персонала, показать взаимодействие всех служб по оказанию помощи больным людям: поликлиника – аптека, скорая помощь – больница (аптека) – санаторий.

    Подготовка атрибутов для игры: чемоданчик с необходимыми инструментами, специальная машина «Скорая помощь», карточки больных.

    Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, стетоскоп, пипетка, вата, бинт, предметы-заместители и др.

    Касса, деньги, рецепты.

    Белые халаты для врача, медсестры и аптекаря.

    Кукла заболела: вызов врача на дом. Приход больных в поликлинику. Врач  осматривает больных, задаёт вопросы, уточняет что болит, обращается к медсестре с тем, что нужно сделать (укол, закапать капли, поставить горчичники, смазать ранку, забинтовать и др). Врач смотрит и помогает в случае необходимости. После просит прийти больного на следующий день на процедуры к медсестре. Больной благодарит и уходит. Врач приглашает следующего. В некоторых случаях выписывает рецепт, с которым больной идёт в аптеку и даёт рецепт аптекарю, который выдаёт лекарство, за которое больной платит деньги и получает чек. Принимает лекарство и приходит на приём к врачу.

    Скорая помощь + Больница + Аптека

    Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом; отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.

    Занятие по ОБЖ «Личная гигиена», «Микробы и вирусы». Здоровье болезнь. Отношение к больному человеку».

    Чтение произведения «Человек заболел» И.Турчинина,

    «Наш доктор» А.Кардашова

    «Едет, спешит мальчик» М.Коршунов.

    Беседа о деятельности медицинского персонала, показать взаимодействие всех служб по оказанию помощи больным людям: поликлиника – аптека, скорая помощь – больница (аптека) – санаторий.

    Подготовка атрибутов для игры: чемоданчик с необходимыми инструментами, специальная машина «Скорая помощь», карточки больных.

    Халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, чемоданчик для врача скорой помощи, наборы «Маленький доктор», «лекарства», телефон.

    Кукла заболела, не может встать с кровати, чтобы пойти в поликлинику; вызов «Скорой помощи» по телефону; дежурный принимает вызов и сообщает врачу; врач садится в машину, водитель везёт врача по адресу; папа встречает врача; врач моет руки, вытирает, осматривает больного, ставит градусник, предлагает медсестре сделать укол, наблюдает за больной, ещё раз измеряет температуру, выписывает рецепт и уезжает, папа его провожает и идёт в аптеку за лекарствами.

    2 вариант.

    Врач после осмотра предлагает отвезти дочку в больницу; мама берёт дочку на руки, вместе с врачом садится в машину и едет в больницу. Приезжают в больницу (стоят 2-3 кровати, на которых лежат больные куклы). Врач в больнице встречает приехавших, забирает куклу и укладывает её в кровать, успокаивает маму, предлагает ей приехать вместе с папой завтра; мама уезжает, а врач даёт кукле лекарство, ставит на живот грелку и т.д. После выздоровления куклу из больницы забирают домой.

    В гостях у Мойдодыра

    формировать у детей гигиенические навыки, расширить их знания о приемах пользования предметами гигиены; приучать ежедневно выполнять гигиенические процедуры; воспитывать чистоплотность, желание беречь свое здоровье.

    Чтение произведения и просмотр мультфильма «Мойдодыр», рассмотреть иллюстрации. Беседы о соблюдении культурно-гигиенических навыков.

    Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.

    В начале игры воспитатель сообщает детям о том, что к ним в группу принесли посылку от Мойдодыра.

    Далее дети знакомятся с содержимым посылки, изучают назначение каждого предмета. Воспитатель предлагает, используя полученные средства личной гигиены, научить кукол пользоваться ими.

    Можно предложить ребятам разыграть сюжет утренних сборов в садик или вечернего туалета перед сном.

    Банный день

    Развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности, заботливо го отношения к младшим.

    Чтения произведения «Девочка чумазая» и «Купание» из книги А. Барто «Младший брат». Беседа  по содержанию текстов. Показ мультфильма  К. Чуковского «Мойдодыр», рассматривание картин Е. И. Радиной, В. А. Езикеевой «Игра с куклой». Беседа «Как мы купались», в которой закрепить не только последовательность купания, но и уточнить представления детей об оборудовании ванной комнаты, о том, как внимательно, заботливо, ласково относятся мамы и папы к своим детям. Изготовление атрибутов, оборудования большой ванной комнаты (или бани) для кукол.

    С помощью родителей и с участием детей можно соорудить вешалку для полотенец, решетку под ноги. Дети могут сконструировать коробочки-мыльницы. Скамейки и стулья для ванной комнаты могут быть изготовлены из крупного строительного материала или же можно воспользоваться детскими стульчиками, скамеечками

    Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.

    При проведении игры воспитатель говорит детям, что они вчера очень хорошо убрали в игровом уголке; помыли все игрушки, красиво расставили их на полках. Грязными остались только куклы, поэтому нужно их помыть.  Педагог предлагает устроить им банный день. Дети ставят ширму, приносят ванночки, тазики, сооружают из строительного материала скамейки, стульчики, под ноги ставят решетку, находят расчески, мочалки, мыло, мыльницы. Вот баня и готова! Некоторые «мамы» торопятся начать купать, не приготовив чистой одежды для кукол. Воспитатель спрашивает их: «А во что вы переоденете своих дочек?». «Мамы» бегут к шкафу, приносят одежду и складывают ее на стульчики. (У каждой куклы своя одежда). После этого дети раздевают и купают кукол: в ванне, под душем, в тазике. Если возникает необходимость, воспитатель помогает детям, следит, чтобы они заботливо относились к куклам, называли их по  именам; напоминает, что купать нужно осторожно, аккуратно, не налить воды в «уши». Когда куклы вымыты, их одевают, причесывают. После купания дети выливают воду, убирают ванную

    Стоматология

    Познакомить детей с новыми ролями: дантист, хирург; учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий; учить правильно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение, развивать диалогическую речь.

    Занятие по ОБЖ на тему «Личная гигиена»

    Беседа с детьми по теме «Как ухаживать за зубами»

    Рассматривание иллюстраций по теме.

    Рассказы из личного опыта.

    Изготовление карточек для больных, талонов на приём.

    Халаты, шапочки, инструменты (щипцы, свёрла, шприцы и др).

    Приход в поликлинику; приём у врача, обследование, лечение.

    Служба спасения

    Познакомить детей с трудной и почетной профессией спасателя, научить в случае необходимости действовать четко и слаженно.

    Просмотр документальных фильмов и презентаций о работе спасателей, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстрций.

    Крупный строительный материал; костюмы (капитанская фуражка, воротники для матросов, экипировка для пожарных, белые шапочки для врачей, медицинские сумки); оборудование для больницы;  продукты; одеяла; предметы-заменители.

    Организовать спасательную экспедицию для оказания помощи пострадавшим; обогащать опыт детей – на месте «работы спасателей» приходится строить новые дома для жителей, спасать животных из—под завалов, тушить загоревшие здания, оказывать медицинскую помощь, кормить; даже показывать концерт для «пострадавших».

    Поступил сигнал SOS; сообщение по телевизору; письмо из выловленной бутылки в море. Перед детьми ставится проблемная ситуация: больше некому спасти людей и животных с далекого острова после пожара, землетрясения, извержения вулкана, наводнения и т.п.

    Определение места нахождения острова на карте.

    Определение пути до острова и вида транспорта, на котором можно добраться до нужного места.

    Распределение ролей: спасатели, пожарные, врачи, строители, капитан, матросы и т.д.

    Постройка «корабля» («самолета» и т.д.)

    Сбор необходимых вещей.

    Путь до острова.

    Спасательные мероприятия:

    -моряки ремонтируют «корабль»;

    -пожарные тушат загоревшиеся здания; спасатели расчищают завалы;

    -строители строят новые дома;

    -врачи оказывают медицинскую помощь.

    Возвращение домой.

    Зоопарк

    Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках; формирование умения творчески развивать сюжет игры; воспитывать доброе отношение к животным.

    Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Детки в клетке», «Где обедал воробей?».

    Изготовление альбома «Зоопарк».

    Рассматривание иллюстраций по теме.

    Конструирование клеток для зверей в зависимости от их размеров (из конструктора и коробок).

    Дидактическая игра «Кого везут в зоопарк?»

    Лепка животных.

    Изготовление атрибутов для игры: билеты, табличка «Зоопарк».

    Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса,  игрушки – животные.

    Строим клетки для зверей (воспитатель начинает строить вместе с детьми, а потом лишь руководит строительством, советует обнести территорию забором, сделать ворота, место для кассы, на воротах прикрепляется табличка со словом «Зоопарк»), животные помещаются в клетки; воспитатель предлагает собираться на экскурсию; приобретение билетов в зоопарк, при входе их проверяет контролёр; экскурсия по зоопарку (воспитатель подводит детей к каждой клетке, рассказывает им о её обитателе), дети рассматривают, задают вопросы.

    Видоизменение игры: экскурсия с куклами, наблюдение за кормлением и уходом за животными.

    Ветеринарная клиника

    Продолжать учить распределять роли, договариваться о сюжете.

    Знакомство с новой ролью – ветеринар, учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность.

    Чтение произведения К.И.Чуковского «Айболит» и рассматривание иллюстраций.

    Беседа с детьми на тему.

    Изготовление атрибутов к игре, вывески клиники.

    Игрушки – зверята, халаты, шапочки врачей, набор «Маленький доктор», «лекарства», телефон.

    Открытие клиники: вывешивается вывеска, готовятся атрибуты.

    Приход больных, осмотр ветеринаром, назначение процедур и выполнение их медсестрой, врач делает записи в карточке, назначает следующий приём, может выписать рецепт. Выздоровление больных.

    Зоопарк + Ветклиника

    Продолжать закреплять и обогащать знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках; формирование умения творчески развивать сюжет игры; распределять самостоятельно роли; воспитывать доброе отношение к животным.

    Беседа «Природный мир»

    Лепка и рисование животных.

    Рассматривание иллюстраций.

    Изготовление альбома с животными.

    Составление с детьми плана зоопарка.

    Чтение «Слон» С.Чёрный,

    «Сколько?» И.П.Токмакова

    Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса,  игрушки – животные, халаты, шапочки врачей, набор «Маленький доктор», «лекарства», телефон.

    Дети строят клетки для новых зверей, завезённых из Африки и Севера, затем животные помещаются в клетки;  дети приобретают билеты в зоопарк, при входе их проверяет контролёр;  дети наблюдают за кормлением и уходом за животными. Воспитатель «директор зоопарка» замечает, что слонёнок заболел и вызывает ветеринара.

    Парк птиц

    Расширять знания детей о птицах, воспитывать доброту, внимательное отношение к птицам, культуру поведения в общественных местах. Развивать у детей способности принять на себя роль птиц.

    Закреплять умение детей драматизировать понравившиеся им сказки и истории.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Рассматривание картинок из серии «Зоопарк». Просмотр  презентаций о птицах.  Интерактивная игра «О правилах поведения в зоопарке.

    Знакомство с отличительными признаками птиц по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций по теме. Изготовление атрибутов к игре. Чтение. В.Бианки «Синичкин календарь»

    Б.Брехт «Зимний разговор через форточку»

    Е.Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

    Афиша, билеты, костюмы и шапочки птиц, предметы – заместители, декорации.

    Посетители приобретают билеты, гуляют по парку, рассматривают птиц.

    Птицы рады появлению птенцов, заботливо относятся к своему потомству. Оберегают их от неприятностей, кормят, учат летать.

    Дом моды

    Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержание игры, познакомить с новой ролью – модель.

    Рассматривание журналов мод, просмотр презентаций с показом моделей одежды.

    Модели, выкройки, швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани и др); выкройки женской, мужской и детской одежды, бланки заказов, билеты, строительный материал, предметы – заместители.

    Модельеры создают коллекцию весенней одежды; подбирают моделей для показа; обучают моделей; устраивается показ одежды; зрители покупают билеты на показ мод; во время показа отмечают понравившиеся модели одежды для покупки…

    Путешествие по городу

    Закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители, 
    Продолжать развивать речь. 
    Пополнять представление о городе, профессиях. 

    Целевая прогулка по улицам города.
    Рассматривание фотоальбома «Наш любимый город».
    Просмотр мультимедийной презентации «Прогулки по городу». 
    Изучение правил дорожного движения. 
    Сюжетно-ролевая игра «Мы едем, едем, едем...».
    Знакомство с работой служащих парка, инструктора по физической культуре, официанта. 
    Разучивание игр и песен, ролевых слов и действий. 

    Кепка шофера, руль, вывеска «касса», кафе «Сказка», «Дворец спорта», униформа: служащих парка, инструктора, официанта,  шапочки зверят, 
    карусель, 
    строительный материал. 

    Роли: водитель, экскурсовод, пассажиры.

    Дети с воспитателем строят автобус. 
    Остановка «Дворец спорта». 
    Остановка «Парк развлечений». 
    Остановка детский сад «Улыбка». 
    Дети выходят из автобуса, благодарят шофера и экскурсовода, воспитатель предлагает детям рассказать об экскурсии своим родным.

    Гости нашего города

    «Строители»

    Формировать конкретные представления о строительстве,

    его этапах. Закреплять знания

    о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей. Формировать умение

    творчески развивать сюжет игры.

    Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, справедливо разрешать споры, действовать в соответствии с планом игры; отражать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение.

    Экскурсия на стройку. Беседа со строителями. Чтение сказки

    «Теремок», произведений «Кто построил тот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева. Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке. Рисование на тему

    «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.

     

    Строительный материал, планы строительства, инструменты, строительная техника, журналы по дизайну. униформа, каски,

    образцы материалов, предметы

    - заместители

    Роли: строитель, каменщик, шофёр, грузчик.

    Воспитатель предлагает детям разделиться на бригады и поручает каждой бригаде определенный участок работы.

    Выбор объекта строительства; выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку; строительство, сдача объекта.

    По ходу игры воспитатель (бригадир) советует каменщикам как лучше класть стены, шоферам подсказывает, какой материал необходимо привести, грузчикам помогает организовать погрузку и выгрузку с помощью кранов и т.д.

    «Семья»

    (праздник Новый год) + «Почта»

    Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт детей; совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; формировать ценные нравственные чувства.

    Беседы: «Как мы встречали Новый год».

    Рисование на тему: «Новый год».

    Изготовление новогодних открыток и приглашений на ёлку, ёлочных украшений, подарков.

     Куклы, игрушечная посуда, ёлка, ёлочные украшения, сумка почтальона, новогодние открытки, посылки, телефон.

    Роли распределяются по желанию.

    Все хлопочут, готовятся к празднику: одни закупают продукты, другие готовят праздничный ужин, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу, отправляют открытки родственникам. Почтальон приносит открытки, посылку от родственников с другого города. Празднование самого праздника. Приход Деда Мороза и Снегурочки, раздача подарков…

    Театр

    Закрепление представлений детей о театре. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

    Научить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, формировать

    доброжелательное отношение между детьми. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи.

    Просмотр кукольного спектакля. Чтение стихотворений о театре. Совместные игры с детьми подготовительной группы. Изготовление атрибутов для театра. Просмотр фильма о театре.

    Ширма, игрушки бибабо, игровые атрибуты: деньги, кошельки, билеты, большие таблички «Театр», «Касса».

    Различные виды театров; афиши; программки; элементы костюмов.

                                                         

    Выбор театра; изготовление афиши, билетов; приход в театр зрителей; подготовка к спектаклю актеров; подготовка сцены к представлению работниками театра; спектакль с антрактом.

    «Цирк»

    Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в

    общественных местах. Закреплять знания о цирке и его работниках.

    Продолжать учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью; закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о назначении цирка и его работниках, для чего они это делают; расширить словарный запас «цирковые артисты», «акробаты», «дрессировщики», «клоуны», «фокусники», «конферансье».

    Рассматривание иллюстраций о цирке. Беседа по личным впечатлениям

    детей о посещении цирка. Экскурсия в цирк. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С.Маршак, «Друзья мои кошки» Ю. Куклачёв.

    ОБЖ «Правила поведения с животными»

    Беседа с детьми на тему «Цирк»

    Чтение стихотворения «Дрессировщик» С.Махотин

    Изготовление атрибутов к игре: афиша, билеты, программки.

    Куклы, игрушки, афиша, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты: носики, колпаки, свистульки, «ушки», флажки, гирлянды, атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары, булавы; фотоаппараты, деньги, кошельки, предметы – заместители.

    Роли: билетёры,  работники буфета, директор цирка, артисты (клоуны, дрессировщик, фокусник,  акробат и др.).

    Открытие цирка, покупка билетов, приход в цирк, покупка атрибутов (свистулек, «ушек») на лотках; подготовка артистов к представлению, составление программы; цирковое представление с антрактом; фотографирование.

     Воспитатель берёт на себя роль директора цирка и конферансье.

    Почта

    Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; продолжать ознакомление с трудом работников связи, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми.

    Знакомство с почтовыми принадлежностями.

    Экскурсия на почту, беседа с работниками почты, наблюдение за их трудом.

    Рассматривание и чтение книги: С.Я.Маршака «Почта»,

    Рассматривание иллюстраций по теме.

    Изготовление новогодних открыток.

    Изготовление атрибутов к игре: конверты, марки, почтовый ящик, деньги и др.

    Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, печати, штампы, почтовый ящик, деньги, кошельки, телефоны

    Распределение ролей: сортировщица, почтальон, оператор по приёму бандеролей и посылок, начальник почты, шофёр, посетители.

    Оформление почтового отделения с различными отделами; работа отдела доставки; работа отдела почтовых посылок, бандеролей.

    Мы - спортсмены

    Формировать умение детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом; направлять внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость; познакомить с новыми ролями (судьи, спортсмены) и ролевыми действиями.

    Знакомство с видами  спорта и спортивными принадлежностями.

    ОБЖ «Если хочешь быть здоров».

    Рассматривание иллюстраций по теме.

    «Каким должен быть спортсмен»

    Изготовление атрибутов к игре: медали, эмблемы, баллы для судей.

    Медали, свистки, эмблемы команд,  спортивный инвентарь, конструктор и предметы – заместители.

    Воспитатель предлагает провести соревнование по зимним видам спорта. По желанию  детей выбираются судьи, остальные – спортсмены, воспитатель – организатор. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают балы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

    Путешествие с героями любимых книг

    Улица

    Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью- регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

    Экскурсия на пешеходный переход. Наблюдение за работой светофора, эвакуатора. Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы», серии мультфильма «Озорная семейка». Презентация «Правила дорожного движения» Чтение художественной литературы С.Михалков «Дядя Степа – милиционер» Решение проблемных ситуаций Изготовление макета дороги и тротуаров Интерактивная игра «Что означает дорожный знак?»

    Строительный материал, игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.

             

    Детям предлагается выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города, а остальные дети – автомобилисты. По желанию распределяют роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

    Водители

    Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам; познакомить с новой ролью – регулировщик, инспектор ГИБДД.

    Занятия на темы: «Городская улица», «Дорожные знаки».

    Чтение произведения  М.Ильина, Е.Сегала  «Машины на нашей улице»,

    Н.А.Кнушевицкая «Шофёр»;

    Б.Житков «Светофор».

    Конструирование автобус, мосты.

    Изготовление атрибутов: дорожные знаки, вывески.

    Рули, дородные знаки, светофоры, жезл, свисток, флажки для регулировщика,  различные документы (права, технические паспорта автомобилей).

    Детям предлагается выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города, а остальные дети – автомобилисты. По желанию распределяют роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

    ГИБДД

    Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам; познакомить с новой ролью – регулировщик, инспектор ГИБДД.

    Занятия на темы: «Городская улица», «Дорожные знаки».

    Чтение произведения  М.Ильина, Е.Сегала  «Машины на нашей улице»,

    Н.А.Кнушевицкая «Шофёр»;

    Б.Житков «Светофор».

    Конструирование автобус, мосты.

    Изготовление атрибутов: дорожные знаки, вывески.

    Рули, дородные знаки, светофоры, жезл, свисток, флажки для регулировщика,  различные документы (права, технические паспорта автомобилей).

    Детям предлагается выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города, а остальные дети – автомобилисты. По желанию распределяют роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

    Музей

    Учить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними. Отображать в игре события общественной жизни, нормы общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу. Развивать речь детей, обогащать словарь детей.

    Организация минимузеев по разным направлениям. Рассматривание фотоальбомов, открыток.

    Коллекции предметов декоративно-прикладного искусства; фотографии, репродукции; вывески; альбомы по искусству; путеводители по музеям различной направленности, паспорта на экспонаты; инструменты для реставраторов, спецодежда.

    Подготовка к посещению музея; рассматривание путеводителей; выбор музея; оформление экспозиции; экскурсия; реставрационная мастерская.

    Олимпиада

    Учить детей творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов; учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с нами; отображать в игре события общественной жизни.

    Изготовление альбома с зимними видами спорта.

    Беседа «Как мы играли в спортсменов».

    Строительный материал, штурвал, фуражка лётчика, одежда для стюардессы (пилотка, воротничок), куклы, игрушки, поднос, журналы, предметы – заместители, медали, свистки, эмблемы команд,  спортивный инвентарь.

    Воспитатель предлагает отправиться на соревнование в другой город на самолёте. Дети договариваются о распределение ролей, готовят необходимые атрибуты для игры. Спортсмены приезжают в аэропорт на автобусе, покупают билеты в кассе аэропорта, проходят контролёров; лётчик готовит самолёт к полёту; во время полёта стюардесса разносит напитки, газеты, журналы. После приземления спортсмены на автобусе едут на стадион, где идут соревнования. После соревнований спортсмены возвращаются домой на самолёте.

    Российская Армия.

    Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков в родном городе. Расширение представлений детей о типах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.

    Экскурсии к памятникам, к местам боевой славы. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Чтение произведений Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя». Составление альбома о воинах-героях. Изготовление атрибутов для игр. Лепка танка, военного корабля. Конструирование из строительного материала боевой техники.

    Строительный материал, пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешочки с песком, шлемы, предметы-заместители.

    Данная игра может быть представлена в различных вариантах: «Танкисты», «Боевая пехота», «Военные корабли» и т. д.

    Лётчики

    Формирование умения творчески развивать сюжет игры; расширить знания о работе лётчиков; знакомство с работой аэропорта.

    Чтение произведения «На аэродроме», «Кто водит самолёты»,  И.Винокурова.

    Рассматривание иллюстраций самолётов.

    Рисование самолёта.

    Лепка самолёта.

    Конструирование самолётов.

    Изготовление атрибутов для игры.

    Строительный материал, штурвал, фуражка лётчика, одежда для стюардессы (пилотка, воротничок), куклы, игрушки, поднос, журналы, предметы – заместители.

    Лётчик готовит самолёт к полёту (осматривает самолёт, мотор, заправляет бензином); пассажиры собираются в дорогу, приобретают билеты. Контролёр проверяет билеты. Лётчик заводит мотор и взлетает. Стюардесса во время полёта помогает пассажирам, отвечает на вопросы, предлагает напитки, журналы, книги. После посадки лётчик осматривает самолёт, мотор, заправляет и ведёт свой самолёт дальше.

    «Рыбаки»

    Продолжать учить детей творчески развивать сюжет, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержании игры, выполнять игровые действия в соответствии с ролью, закрепить представления о рыбной ловле.

    Занятия по окружающему миру «Рыбы: речные, морские, озёрные»

    Конструирование: «Лодочка»

    Аппликация: «Пароход»

    Чтение Пермяк «Первая рыбка», «Это книжечка моя про моря и про маяк» В.Маяковский.

    Подготовка атрибутов к игре: изготовление удочек, лепка рыбок.

    Беседа на тему: «Как нужно ловить рыбу»

    Конструктор, прутики, нитки, удочки, вёдра, игрушечные рыбки, предметы заместители

    Рыбаки на лодках отправляются на рыбалку; ловят рыбу, сходят на берег, сдают рыбу в магазин или торгуют на рынке.

    Рыбаки могут договориться с капитаном большого корабля и отправиться на морскую рыбалку в открытое море или попросить отвести их в большой город для продажи рыбы.

    Фотоателье

    Расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

    Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами фотографий. Знакомство с фотоаппаратом. Рассматривание детского и настоящего фотоаппарата. Рассматривание семейных фотографий. Изготовление с детьми атрибутов к игре.

    Детские фотоаппараты, зеркало, расческа, фотопленки, образцы фотографий, рамки для фотографий, фотоальбомы, деньги, чеки, касса, образцы фотографий

    Кассир принимает заказ, получает деньги, выбивает чек. Клиент здоровается, делает заказ, оплачивает, снимает верхнюю одежду, приводит себя в порядок, фотографируется, благодарит за услугу. Фотограф фотографирует, делает фотографии. В фотоателье можно сфотографироваться, проявить пленку, просмотреть пленку на специальном аппарате, сделать фотографии (в том числе для документов), увеличить, отреставрировать фотографии, купить фотоальбом, фотопленку.

    Салон красоты

    Расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание

    выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение,

    вежливое обращение к старшим и друг к другу.

    Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о

    том, что они делали в парикмахерской. Рассказ воспитателя о культуре поведения в

    общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Рассматривание буклетов

    с образцами косметических средств. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво».

    Дидактическая игра «Золушка собирается на бал».

    Изготовление атрибутов.

    Зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен  для сушки,

    лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами

    причесок, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведро.

    Роли: парикмахер, мастер маникюра, мастер косметического кабинета, кассир, уборщица, клиенты.

    Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы,  бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр,

    покрывает ногти лаком, дает

    рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица,  протирает тоником, смазывает кремом, красит глаза, губы и др. Кассир выбивает чеки.  Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги

    Парикмахерская

    Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру

    поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к

    старшим и друг к другу,

    учить благодарить за оказанную помощь и услугу

    Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о

    том, что они делали в парикмахерской. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Дидактическая игра «Причешем куклу

    красиво» Изготовление с детьми атрибутов к игре с

    привлечением родителей.

    Зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, бигуди, лак для волос, одеколон, альбом с образцами причесок, краска для волос,  халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведра, тряпки для пыли, для пола.

    Роли: парикмахеры , кассир, уборщица, клиенты.

    Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные

    полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят

    сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят в кассу, благодарят за услуги. Парикмахер

    моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном,

    дает рекомендации по уходу за волосами. Можно соединить с игрой «Дом, семья»

    Знакомство со свойствами материалов

    Дорожное движение

    Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам; познакомить с новой ролью – регулировщик, инспектор ГИБДД.

    Занятия на темы: «Городская улица», «Дорожные знаки».

    Чтение произведения  М.Ильина, Е.Сегала  «Машины на нашей улице»,

    Н.А.Кнушевицкая «Шофёр»;

    Б.Житков «Светофор».

    Конструирование автобус, мосты. Изготовление атрибутов: дорожные знаки, вывески.

    Рули, дородные знаки, светофоры, жезл, свисток, флажки для регулировщика,  различные документы (права, технические паспорта автомобилей).

    Детям предлагается выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города, а остальные дети – автомобилисты. По желанию распределяют роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

    Автомастерская

    Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; учить проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.

    Рассматривание иллюстраций автомобилей.

    Конструирование: гаражи, бензоколонка.

    Чтение произведений:

    «Моя улица» С.Михалков

    Строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраски автомобилей, предметы – заместители.

    Продолжение игры «дорожное движение», воспитатель сообщает о том, что не может участвовать в игре, потому что поломалась машина, и предлагает детям открыть автомастерскую. Дети строят большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников (слесаря по ремонту машин – мотора, рулевого управления, тормозов и т.д.), обслуживающий персонал.

    «Путешествие»

    ( на север на вертолёте)

    Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли; делиться на группы для реализации сюжета, учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность.

    Занятие «Виды транспорта»

    Аппликация самолёта и вертолёта.

    Конструирование самолётов и вертолётов.

    Рассматривание иллюстраций воздушного транспорта.

    Изготовление атрибутов для игры.

    Чтение «Про пингвинов» Г.Снегирёв

    Строительный материал, штурвал, фуражка лётчика, одежда для стюардессы (пилотка, воротничок), куклы, игрушки, поднос, журналы, фотоаппараты, иллюстрации животных севера, игрушки, билеты, карта путешествия, предметы – заместители.

    Воспитатель интересуется, не хотят ли дети отправиться в путешествие, только не в Африку, а на Север. Обсуждение с детьми, на чём можно отправиться в путешествие, рассматривают карту, определяют, где находится Антарктида.  Дети строят вертолёт. Распределяются роли: лётчик, экскурсовод (воспитатель), остальные – пассажиры. Пассажиры приобретают билеты в кассе, надевают тёплые вещи, пока лётчик готовит вертолёт. Путешествие начинается: вертолёт с пассажирами поднимается в воздух.  По прибытию экскурсовод знакомит детей с местностью, природой, населением и животными Севера. Дети по ходу экскурсии фотографируют, задают вопросы экскурсоводу. После путешествия рассматривают фотографии (иллюстрации) и рассказывают о том, как прошло их путешествие.

    «Отправляются на север за животными для зоопарка»

    «Экскурсия в оранжерею» + «Детский сад» +«Автобус»

    Продолжать учить детей творчески развивать сюжет игры, объединять несколько сюжетов;  закрепить знания о росте и развитии растений, о способах ухода за ними, познакомить с новой ролью – садовник, с игровыми действиями, соответствующие роли садовника и роли экскурсовода, воспитывать любовь и стремление заботиться о растениях.

    Занятие «Цветы»

    Конструирование «Красивые цветы» (из природного материала)

    Аппликация «Нарцисс»

    Рисование «Букет нарциссов»,

    «Красивые цветы»

    Рассматривание иллюстраций по теме.

    Чтение и заучивание стихов по теме.

    Составление альбома на тему «Цветы»

    Иллюстрации растений, растения уголка природы, билеты, фартук для садовника, инструменты по уходу за растениями.

    Воспитатель сообщает, что после завтрака дети отправятся в оранжерею. Завтрак, поездка в оранжерею на автобусе, покупка билетов, экскурсия по оранжерее: экскурсовод вначале воспитатель, в последующих играх ребёнок, дети наблюдают за трудом садовников, за тем как они ухаживают за растениями,

    Садовник рассказывает, как часто нужно поливать растения, какими полезными свойствами обладает то или иное растение, дети по ходу экскурсии задают вопросы; возвращение в детский сад на автобусе, делятся впечатлениями.

    Космонавты

    Знакомство с первопроходцами, покорившими Вселенную.

    Закрепить знания детей по усвоению темы «Космос».

    Воспитывать чувства патриотизма, гордости за страну, первой проложившей путь в космос.

    Расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитывать смелость, выдержку. Расширить словарный запас детей: «космодром, полет, открытый космос».

    Оформление помещения группы на тему «Космос». Знакомство детей со звездами, созвездиями, легендами о созвездиях. Знакомство детей с планетами, чем они отличаются от звезд и созвездий.  Знакомство детей с Луной и Солнцем, почему на Земле бывают день и ночь. Знакомство детей с космосом,  обсуждение вопросов: «Почему в космос летают на ракете? Почему и как летит ракета? Как устроена ракета? Зачем космонавту скафандр?» Рассматривание книг и иллюстрированных альбомов о космосе.  Рисование на тему «Космос» Чтение глав из книг «Почемучка», «Малышам о звездах и планетах», «Веселая астрономия», «О чем рассказал телескоп». Изготовление атрибутов для игры.

    Скафандры из полиэтилена, карта Земли, Луны, звездного неба,  машина-луноход, антенна, рация, пульт управления, наушники, планшет, блокнот, фотоаппарат, открытки планет,  звездного неба.

    Тренировка космонавтов, полеты в космос для изучения звезд, других планет.

    Врачи «проверяют здоровье» космонавтов перед полетом.

    Построили космическую ракету, космонавты полетели на Луну изучать лунный грунт. На Луне есть впадины и горы. Высадка на Луне, ходим в невесомости, фотографируем лунные пейзажи, звезды, солнце. По Луне передвигаемся на луноходе.

    Полетели на другие планеты: Марс, Сатурн. Изучаем пробы грунта с других планет.

    В космосе используем космическую еду, скафандры для защиты. Общаемся с инопланетянами. Обмениваемся сувенирами. Выходим в открытый космос.

    Держим связь с землей, используем видеосвязь, компьютеры, фотоаппараты.

    На земле встречаем космонавтов после полетов. Врачи проверяют здоровье после полета, измеряют давление. Идет тренировка других космонавтов на тренажерах.

    Исследователи космоса

    Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и

    действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей об исследованиях в области

    космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой

    диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы - заместители. Развивать творческое воображение, связную речь детей.

    Оформление помещения группы на тему «Космос». Знакомство детей со звездами, созвездиями, легендами о созвездиях. Знакомство детей с планетами, чем они отличаются от звезд и созвездий.  Знакомство детей с Луной и Солнцем, почему на Земле бывают день и ночь. Знакомство детей с космосом,  обсуждение вопросов: «Почему в космос летают на ракете? Почему и как летит ракета? Как устроена ракета? Зачем космонавту скафандр?» Рассматривание книг и иллюстрированных альбомов о космосе.  Рисование на тему «Космос» Чтение глав из книг «Почемучка», «Малышам о звездах и планетах», «Веселая астрономия», «О чем рассказал телескоп». Изготовление атрибутов для игры.

    Карта космического неба; карта созвездий; элементы космических кораблей; бинокли, рации; журнал наблюдений.

    Выбор объекта исследования (планета, звезда, грунт с другой планеты и т. д.); создание лаборатории; работа в обсерватории; проведение опытной работы; изучение фотографий, видеосъемки из космоса; использование космических научных станций; ученый совет;

    подведение итогов исследований.

    Моряки.                 Рыбаки. Подводная лодка.

    Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними,

    самостоятельноделать необходимые постройки. Отображать в игре знания детей об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения в группе.

    Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли; познакомить с новыми ролями – капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач; учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность.

    Рассматривание иллюстраций различных судов.

    Конструирование корабля.

    Чтение произведений:

    «Великие путешественники» М.Зощенко.

    Беседы на тему: «Кто главный на корабле?»,

    «Как построить корабль»,

    «Какие бывают суда? (пассажирские и грузовые)

    Изготовление атрибутов к игре, составление карты путешествия.

    Строительный материал, штурвал, одежда для моряков и капитана и других членов команды, игрушки, билеты, карта путешествия, предметы – заместители, флаги; спасательные круги; спасательные жилеты; акваланги; матросские воротники.

    Дети строят корабль.  Распределяются роли: капитана, боцмана, матроса, кока, врача, остальные – пассажиры. Пассажиры приобретают билеты в кассе, пока команда готовит корабль к отплытию. Путешествие начинается: капитан ведёт судно, отдаёт приказы, контролирует их выполнение, на остановках боцман руководит уборкой на корабле, матросы выполняют его распоряжения, кок кормит команду и пассажиров, врач лечит по необходимости. По прибытию на место пассажиры сходят по трапу на берег, им помогают матросы.  Экскурсия по местности, дети фотографирую. После путешествия рассматривают фотографии (иллюстрации) и рассказывают о том, как прошло их путешествие.

    Постройка корабля, подводной лодки; подготовка к плаванию, выбор маршрута; плавание, выполнение ролевых действий; ремонт судна; работа водолазов; подъем флага на корабле; возвращение в порт (док).

    Пограничники

    Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом; расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод» и др.

    Оригами «Пилотка»

    Беседы на тему «Как пограничники охраняют границу?»

    Чтение стихов и рассказов о пограничниках:

    «На заставе» А.Барто,

    «Пограничник» С.Маршак.

    Разучивание песен о пограничнике.

    Изготовление атрибутов для игры.

    Военные фуражки, пилотки, автоматы, погоны, санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, рации, бинокли, пограничная собака, пограничный столб и др.

    Дети изображают жизнь на пограничной заставе – дежурство в штабе, строевая подготовка, бег с препятствиями, осваивают способы маскировки, переноса раненых, передвижение по-пластунски.

    Соревнования между двумя погранзаставами: «Кто быстрее обнаружит и задержит нарушителя границы» «Доставить срочный пакет», «Расшифровать срочное донесение» (ребус) и т.д.

    Российская Армия

    Продолжать учить детей творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов; уточнить военные профессии и распорядок дня военнослужащих, в чём заключается их служба. Познакомить с новыми ролями: командир, солдаты, с ролевыми действиями командира, солдат. Учить отображать в игре события общественной жизни.

    Рассматривание иллюстраций по теме.

    Чтение художественной

    литературы:

    Я. Длуголенского «Миша едет к солдатам», «Что могут солдаты?», Б. Никольский «Препятствие», Л.Кассиль «Главное войско».

    Изготовление атрибутов для игры (пилотки, значки, флажки).

    Беседы с детьми на тему:

    «День Защитника Отечества»

    «Что должны уметь солдаты».

    Разучивание песни

     «Мы – солдаты» (В.Малкова, Ю.Слонова),

    Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, печати, штампы, почтовый ящик, листы чистой бумаги, карандаши, деньги, кошельки, телефоны.

    Строительный материал, фуражки, пилотки, каски, сумочка для медсестры, предметы – заместители.

    Почтальон принёс повестки в армию. Воспитатель обсуждает с детьми как можно организовать эту игру: назначают командира (воспитатель) и солдаты (дети). Командир отправляет детей в медпункт для осмотра медсестрой. После начинаются тренировки, физические упражнение, прохождение полосы препятствий и другие задания, которые отдаёт командир, а солдаты выполняют. При дальнейшем развитии можно кормить солдат обедом, солдат может пораниться при выполнении задания;  солдаты пишут письма, получают письма от родных, которые приносит почтальон.

    Путешествие по реке

    Формирование умения творчески развивать сюжет игры.  Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокзале, на теплоходе. Закрепление и обобщение знаний о труде работников села. Воспитание уважительного отношения к труду.

    Экскурсия на речной вокзал, на теплоход. Беседа о работниках флота, тружениками села. Чтение произведений М. Маркова «Про Топку-моряка»; Ф. Льва «Мы плывем на самоходке». Изготовление атрибутов для игры: лепка из разноцветного пластилина судов с разными «огнями».

    Строительный материал, технические игрушки: катера, теплоходы, руль, одежда для моряков, набор игрушечных животных и птиц, предметы-заместители.

    Игровые роли: начальник порта, кассир, продавец, дежурный, капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач. Игра «Путешествие» является одной из любимых детских игр. Ее можно реализовывать в различных вариантах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЛАН - КОНСПЕКТ сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Пожар в лесу». ( с элементами театрализованной деятельности)

    На примере ситуации возникшей по вине людей, способствовать развитию умения развивать сюжет игры,  расширять знания о работе пожарных....

    Перспективное планирование по сюжетно - ролевым играм в старшей группе

    Перспективное планирование по сюжетно - ролевым играм в старшей группе...

    Перспективный план Развития сюжетно - ролевой игры «Театр» (Подготовительная группа)

    Развернутый перспективный план Сюжетно-ролевой игры "Театр"...

    Перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры в старшей группе

    Разработана система работы над сюжетно-ролевой игрой в старшей логопедической группе...

    Перспективный план работыпо сюжетно-ролевым играм в старшей группе.

    Перспективный план работы по сюжетно-ролевым играм....

    Перспективный план по сюжетно-ролевым играм в средней группе.

    Перспективный план по сюжетно-ролевым играм....

    Перспективный план развития сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе на два месяца.

    Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, средство всестороннего развития личности, социализации в детском коллективе. Игра учит ребенка общаться со сверстниками, проявлять к ним добро...