Доклад "Формы и методы взаимодействия воспитателей с педагогом-психологом в группах компенсирующей и комбинированной направленности"
материал на тему

ОРЕХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

«Формы и методы взаимодействия воспитателей

с педагогом-психологом в группах компенсирующей и комбинированной направленности»

Педагогический совет:

17 ноября 2016 г.

«Формы и методы взаимодействия специалистов

и воспитателей, оказывающие эффективное влияние

на реализацию задач по созданию условий

для всестороннего развития ребенка с ОВЗ

 в целях обогащения его социального опыта

 и гармоничного включения

в коллектив сверстников»

Педагог-психолог:

Орехова Екатерина Сергеевна

г.о. Электрогорск 2016

Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

Успешное сопровождение детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) в группах компенсирующей, комбинированной направленности возможно при условии создания личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов детского сада на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-развивающее пространство.

Воспитатель, работающий в группе комбинированной направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи. Воспитатель должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин. Например: потешка «Божья коровка», игра «Божьи коровки и ветер», подвижная игра «Топ – топ – топ», песенка для ёжика, игра «Мама», игра «Котята на прогулке» и др. Все игры сопровождаются речью воспитателя и детей с движением, согласно тексту.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Например: пальчиковая гимнастика: «Белка», «Качаем лодочку», «Веселые маляры», «Курочка пьет воду», «Очки», «Погреем пальчики»; Стихотворения с движением «Снежный ком», «Снег, снег…»,

В коррекционной работе с детьми воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала. Например: игра «Что изменилось?», игра «Наоборот?», игра «Зимние приметы», «Ты – мое зеркало», «Закончи предложение».

Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем-дефектологом на фронтальных и индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях. Для этого используется коррекционный час в вечернее время, когда нет занятий и у детей свободная деятельность. Подзывая к себе ребенка, воспитатель проводит упражнения, задает вопросы, играет с ребенком. Важно использовать те рекомендации, которые даются специалистами.

Важным направлением в работе воспитателя является компенсация психических процессов ребенка, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе. Например: «Беседа об уверенном и неуверенном поведении», «Беседа об уважении к самому себе», «Нарисуй свое настроение», и т.п.

В задачу воспитателя входит создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма. Например, для гиперактивных детей можно использовать игру «Филя, где ты?», упражнение «Флажок», различные подвижные игры.

Совместная работа педагога-психолога и воспитателей групп призвана решать следующие задачи:

  1. Выявление и развитие способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса.
  2. Обеспечение индивидуального подхода к ребенку, учет его ближайшей зоны развития.
  3. Сохранение психического здоровья воспитанников.
  4. Создание оптимального социально-психологического климата в группе.
  5. Коррекция недостатков в психическом и интеллектуальном развитии детей.

Деятельность педагога-психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе и направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагог-психолог разрабатывает для воспитателя рекомендации по проведению с детьми релаксационных игр, по организации индивидуальной коррекционной работы в группе:

- игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии (сопереживание состоянию другого человека);

- игры, направленные на умение выражать позитивные эмоции и развитие навыков взаимодействия;

- успокаивающие игры;

- игры для развития произвольности поведения (для гиперактивных детей);

- игры для снятия напряжения;

- игры доверия;

- подвижные игры для сплочения коллектива.  

Рекомендации фиксируются в тетради взаимодействия со специалистами; рекомендации могут даваться в устной форме по результатам диагностики, по итогам проведения фронтальных и индивидуальных занятий; разрабатываются письменные консультации. Работа по дополнительным программам педагога-психолога вносится в ежедневный план работы воспитателей.
Таким образом, совместная работа педагога-психолога и воспитателей ДОУ носит систематический характер и способствует созданию единой образовательной среды, комфортной по отношению к воспитанникам; охране и укреплению не только физического, но и психического здоровья детей.

Используемая литература:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.
  2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  3. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов н/Д., 2002.
  4. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Приложение 1Приложение к опыту Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя  и педагога-психолога по созданию  условий социально-психологической адаптации детей младшего возра...

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности.

Сообщение из опыта работы по взаимодействию воспитателя и логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи Подготовительная группа компенсирующей и комбинированной направленности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речиПодготовительная группа компенсирующей и комбинированной  направленности...

Интегрированное занятие воспитателя и педагога-психолога Конспект непосредственно - образовательной деятельности в комбинированной группе для детей 6-7 лет Тема «Весна в лесу»

Интегрированное занятие воспитателя и педагога-психологаКонспект  непосредственно - образовательной деятельности в комбинированной группе для детей 6-7 летТема «Весна в лесу»...

Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе компенсирующей направленности в рамках реализации общесадового проекта по нравственно-патриотическому воспитанию.

Цель: закрепление и пополнение знаний детей о своей малой Родине. Задачи: - коррекционно-образовательные: • расширить и актуализировать словарный запас по теме «Мой город»; • упражнять в образова...

Рабочая программа педагога - психолога в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочая программа педагога - психолога в средней группе компенсирующей направленности для детей  с ТНР...