методическое пособие "Страна понимания"
методическая разработка на тему

Листопад Снежана Александровна

методическое пособие "Страна понимания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechatnoe_izd.strana_ponimaniya.docx671.86 КБ

Предварительный просмотр:

   9-1.jpg

   

Листопад Снежана Александровна,

г. Воркута

2018 г.

Цель:

 развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Развивать умение слушать и слышать другого.

- Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.

- Развивать способность делиться своими переживаниями.

- Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Эти разные, разные люди.

Моё имя.

Способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится (Лена, Леночка, Алёна, Елена…), и как не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе.

После этого упражнения можно  опять  повторить, кого как будут теперь звать в группе. (Лена или Леночка и. д.).

Давайте поздороваемся.

Упражнение продолжает знакомство, создаёт психологически непринуждённую атмосферу.

В начале упражнения говориться о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом,  щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия).

Встаньте все те, кто…

Упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а так же продолжение группового знакомства.

Ведущий даёт задание:

«Встаньте все те, кто…

- любит бегать;

- радуется хорошей погоде;

- имеет младшую сестру;

- любит дарить цветы и т. д.»

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? И т. д.

Затем вопросы усложняю (они включают в себя две переменные):

- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?

Каждый вопрос адресуется конкретному ребёнку, если он не может ответить сам-ему помогает группа.

Опиши друга

Развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).

Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнёра.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок был точен.

Что изменилось?

Развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребёнок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трёх изменений; все производимые изменения должны быть видимы).

Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

Понимаю других – понимаю себя.

Как ты себя чувствуешь?

Развитие внимательности , эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребёнок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.

Ребёнок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

Моё настроение.

Развитие умения описывать своё настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своём настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении -всё зависит от фантазии и желания ребёнка.

Подарок на всех (Цветик - семицветик)

 

Развитие чувства коллектива, умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?»

Или: «Если бы у нас был Цветик – семицветик, какое бы желание ты бы загадал?». Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Портрет самого лучшего друга.

Развитие анализа и самоанализа.

Детям даётся задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:

- Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом?

- Какими качествами обладает этот человек?

- Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом?

- Что для этого надо делать?

В ходе общего обсуждения формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме.

- Помогай друзьям.

- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.

- Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чём-то не прав.

- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

- Не завидуй.

- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.

- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь помоги ему.

- Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

Волшебные средства понимания

Этюд на различные позиции в общении.

Прочувствование различных позиций в общении.

Детям даётся задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаю интересные и актуальные для детей темы: « Моё любимое животное», « Мой самый радостный день в прошлом месяце» и т. д.

Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребёнка сидят лицом друг к другу, затем один ребёнок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор.

После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся.

Соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновения.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Взрослый даёт задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

- Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

- Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки миряться, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

Волшебные средства понимания.

Вводная беседа направлена на осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

- Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?

- Что особенного умеют делать люди с которыми нам приятно общаться, что их отличает?

(улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).

- Почему эти средства понимания мы можем назвать «волшебными»?

- Можем ли мы с вами применять эти «волшебные» средства, когда?

Кто тебя позвал, узнай.

Развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии.

Дети, каждый по очереди, становятся в конце комнаты и закрывают глаза- водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего – отгадать, догадаться, кто его позвал.

Если дети хорошо знакомы друг с другом, то можно усложнить задание, предложив детям изменить голос.

Интонация.

Развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

Ведущий вводит понятие об интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, роадостно, задумчиво, с обидой…)

- Пойдём играть

- Дай мне игрушку и др.

Волшебные средства понимания: мимика.

-Знакомство с мимическими выражениями; развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.

Воспоминания о знакомом средстве понимания.

- С каким волшебным средством понимания познакомились на прошлом занятии? Что это такое?

- Как ещё можно узнать о настроении человека? (по лицу)

- Какие выражения лица вы знаете?

- Как они называются, о чем они нам говорят? (о настроении человека, с которым мы общаемся).

Далее взрослый рассказывает о мимике.

Лица.

Способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Воспитатель вывешивает на доске различные картинки , маски:

-радость;

-удивление;

-интерес;

-гнев, злость;

-страх;

-стыд;

-презрение;

-отвращение.

Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

Маски

Умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому из участников даётся задание – выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление… остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

Ролевое проигрывание ситуаций.

Упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку,применение «волшебных» средств понимания, развития эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись «волшебными» средствами понимания, дети должны помочь:

1 плачущему ребёнку, он потерял мячик;

2 мама пришла с работы, она очень устала;

3 товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

4 ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5 девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию…

Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребёнок смог выполнить задание.

Рисование

Развитие эмпатии, творческого воображения.

Детям даётся задание: «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания».

Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.

Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю вручается грамота.

Подведение итогов занятия:

- с каким волшебным средством понимания вы сегодня познакомились?

- что такое мимика, о чем нам может рассказать выражение лица?

-как применяли в общении мимику?

Ты мой друг и я твой друг.

Цель: развитие бережного отношения к людям, умения учитывать интересы других.

Сделаем по кругу друг другу подарок.

Развитие у детей чувствования друг  друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.

Ведущий даёт задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой то конкретный подарок, а выдуманный: «Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен».

Подарок можно описать словами или показать жестами.

Вежливые слова.

Развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

В конце упражнения спрашивается, какие чувства вызвали вежливые слова у того, кому они были адресованы.

Клеевой дождик.

Развитие чувства коллективизма, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.

Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т.д.

Игрушка

Ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребёнок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.

Важно: при выполнении этого упражнения ребёнку – хозяину игрушки в руки даётся любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдаёт её просящему ребёнку, упражнение прерывается, у ребёнка спрашивается, почему он отдал игрушку.

Ролевое проигрывание ситуаций.

Задание направлено на конкретную проработку и применение «волшебных»средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Упражнение выполняется коллективно (из группы выбираются участники, разыгрывающие ситуацию, и наблюдатели). Задача актёров – максимально естественно проиграть заданную ситуацию, наблюдатели же анализируют увиденное. После коллективного обсуждения можно проиграть ситуацию ещё раз с теми же самыми актёрами (если ранее они сделали это неудачно) или с новыми (для закрепления использования на практике волшебных средств понимания).

Примеры проигрываемых ситуаций:

- Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика.

- Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как у одного из ребят вашей группы. Попроси её.

- Ты очень обидел своего друга. Извинись и попробуй помириться.

Школа улыбок.

Развитие эмпатии, навыков культурного общения.

Вводная беседа:

- Когда люди улыбаются?

- Какие бывают улыбки?

- Попробуйте их показать.

Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне…

- Нарисуйте улыбающегося человека.

-Улыбающийся человек, какой он?

               Я тебя понимаю.

Цель: развитие умения выражать своё настроение и чувствовать состояние другого.

Настроение.

Умение описывать своё настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.

Создаётся цветопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна.

Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребёнок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку.

Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.

                                            Пояснительная записка.

Узнавание себя продолжается через познание ребёнком своих чувств, мыслей,  умений, поступков. Главная цель нашей работы – научить ребёнка анализировать свои «человеческие» проявления,  сравнивать с формой выражения чувств другими людьми, с животными.

Один из методических приёмов – «школа жеста»: учись  жестом выражать разное эмоциональное состояние и отношение к окружающим. Мы объясняем, что некоторые жесты могут быть обидными для другого человека или просто некрасивыми. Жесты и движения могут стать языком для людей, которые находятся на большом расстоянии, когда голос не слышен.

Таким же образом мы анализируем с детьми их поступки и умения. Цель анализа – привлечь внимание ребёнка к самому себе и вызвать желание становиться лучше, учиться тому, чему ещё не научился. Занятия мы проводим по подгруппам, тогда предметом разговора становятся достижения детей: анализируется то, что они умеют делать хорошо, может быть, несколько лучше других ребят в группе.

Важным следствием работы с детьми по осознанию, познанию ими себя является пониманием ребёнком такой отличительной особенности человека, как способность думать; «Я -человек, и поэтому я умею думать и умею рассказывать о том, что я думаю». Здесь мы решаем две задачи: формируем у детей представление о себе, как мыслящем существе, способном думать самостоятельно, оригинально, способном заранее продумывать, планировать свою деятельность, свои поступки, свои высказывания. Всё это постепенно прививает любовь к процессу «думания», к умственной нагрузке и её результату.

Наша задача –добиться понимания того, что и другие люди умеют думать и что их мысли могут не совпадать с мыслями детей, но несмотря на это, нужно с уважением и вниманием относиться к мыслям другого человека и уметь выслушать и понять его.

Формирование у детей представления ,как о мыслящем существе мы решаем в процессе разнообразной деятельности, требующей планирования, принятия самостоятельного решения, придумывания (содержание игры к примеру). Каждый раз мы обращаем внимание на то, что результат получен ребёнком вследствие размышления, продумывания, подчеркиваем, что думать, продумывать, фантазировать очень интересно и полезно. Способствуют этому интересу игры на развитие фантазии, воображения, придумывания загадок, сочинение стихов и сказок, решение трудных задач. Положительной оценки заслужит тот ребёнок, который проявит самостоятельность.

Вторую задачу мы решаем в специально создаваемых педагогических ситуациях, цель которых- показать детям, что каждый думает по –разному, и это хорошо, и к этому нужно относиться с интересом и уважением.

Сложность в нашей работе, является обучение детей способу высказывать несогласие. Мы предлагаем детям конкретные слова, помогающие уважительно не согласиться с мнением другого., решаем вместе с ребятами проблемы, возникающие во взаимоотношениях между ними, предлагая найти достойный выход. Такая работа влияет не только на формирование представлений детей о разнообразии людей и различиях между ними, но и на характер устанавливающихся взаимоотношений.

Итак, познание ребёнком себя является необходимой частью процесса социализации. И чем более осознанно будет он проходить, тем в большей мере ребёнок сам будет участвовать в процессе становления себя как человеческого существа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для старших воспитателей и методистов детских садов по теме: "Развитие понимания законов сохранения у детей старшего дошкольного возраста"

Данные методические рекомендации   нацелены на то, чтобы познакомить педагогов и методистов детских садов с темой "Закон сохранения",  с тем, как дети старшего дошкольного возраста понимают ...

Городское методическое объединение. Презентация на тему: Поиск эффективных методов и технологий для поддержки совместной детско-родительской деятельности, направленной на развитие и понимание задач знакомства с художественной литературой.

Сегодня в современном обществе наблюдается такой парадокс: в книжных магазинах представлен огромный ассортимент красочных познавательных и интересных изданий, однако чтение вместе с ребенком все реже ...

Методическая разработка. Консультация: «Мостик понимания между родителями и педагогами».

Консультация:«Мостик понимания между родителями и педагогами». Консультация  посвящена решению одной из годовых задач дошкольного учреждения - совершенствование  различных ф...

Методическая разработка занятия по рисованию в подготовительной группе по теме: «Формирование понимания основ построения рисунка, отражающего содержание художественного произведения»

В методической разработке представлен ход конкретного занятия по рисованию. Занятие направлено на формирования умения передавать особенности построения рисунка для оформления обложки выбранной детьми ...

Методическая разработка "Использование элементов технологии продуктивного чтения-слушания для формирования навыка восприятия и понимания текста старшими дошкольниками

Какой родитель не мечтает,чтобы его ребенок хорошо учился в школе? Для решения данной задачи используются различные средства и способы. Работая во взамосвязи с родителями (законными представителями) п...

Статья _ Черкашина Т.А. Методические подходы к формированию готовности к пониманию значения слова у детей 5-7 лет с нарушением интеллекта

Черкашина Т. А. Методические подходы к формированию готовности к пониманию значения слова у детей 5-7 лет с нарушением интеллекта / Т. А. Черкашина // Современные направления психолого-педаг...